Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика). « Скажи мне- я забуду
Покажи мне- я запомню
Дай мне действовать самому-
И я научусь» Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Сегодня одна из важнейших задач в образовании состоит уже не в том, чтобы «обеспечить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, т.е. обучение и развитие обучаемого происходит в процессе его собственной деятельности.
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики развивает у обучающих: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.
Что же подразумевает критическое мышление?
КМ- самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить причины ошибок, т. е. развивать критическое мышление. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП)
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.
Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и студентов эффективно читать и писать.
Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Очевидно, что при изучении математики учащиеся так же встречаются с учебными текстами (учебник, задачник и т.д.). Умение работать с математическими текстами - это немаловажный аспект успешной учебной деятельности обучаемого. Необходимо обучать умению читать тексты, выделять в них главное, формировать личностное отношение к изученному и т.д.
Использование индивидуальной, парной и групповой работы, которые включает в процесс обучения технология РКМЧП, на уроках математики, значимо и эффективно. Особенно важно отметить, что в процесс обучения включен каждый ученик, а не часть ученического коллектива, что способствует более качественному, а не поверхностному обучению. Учебные условия, способствующие критическому мышлению (фронтальный опрос)
Задайте вопрос и только потом назовите учащегося, который на него будет отвечать.
Дайте учащемуся адекватное время для обдумывания вопроса, который вы ему задали.
Задавайте один вопрос за один раз.
Давайте возможность всем учащимся отвечать на вопросы (т.е. не выделяйте учащихся, которым вы предпочитаете их задавать).
Перефразируйте вопрос, который вы задали, если чувствуете, что у учащегося возникли трудности с ответом.
Избегайте вопросов с ответами «Да» и «Нет».
Если позволяет содержание урока, градируйте вопросы от простого к сложному.
Задавайте вопросы, которые помогают учащимся прояснить или расширить их ответы.
Задавайте вопросы, которые заставляют учащихся задуматься над ответом, данным другим учащимся, чтобы они могли расширить, дополнить ответ одноклассника.
Создавайте в классе атмосферу, когда учащиеся могут отвечать, не боясь быть высмеянными.
Задавайте вопросы, которые будут давать учащимся возможность пережить успех.
Технология развития критического мышления через письмо и чтение позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения. Как лучше организовать урок ?
Каждое учебное занятие разделено на три взаимосвязанных этапа.
Три основные фазы в новой педагогической технологии:
вызов , реализация (осмысление) , рефлексия
● этап вызова (диагностика собственных знаний по заданной теме; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка персональных целей обучения);
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома. ● этап осмысления (вступление в контакт с новой информацией и ее систематизация)
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниям.;
-корректировка поставленных целей обучения ● этап рефлексии (размышления, перестройка первичных представлений и формирование «собственного» нового знания; постановка новых целей обучения);
Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Каждому этапу соответствует тот или иной вид деятельности:
Одна из основных целей данной технологии КМ – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Конструктивную основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель трех стадий: «вызов-осмысление-рефлексия». Каждой стадии урока соответствует определенный методический прием.
Рассмотрим несколько конкретных методических приемов:
кластер, инсерт, синквейн. Прием «Представление информации в кластерах» Для повторения целесообразно использовать специфический прием, называемый кластером. Под кластером понимается способ графической организации материала (схема, таблица и т.д.), который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в изучаемую тему. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. На этапе изучения нового материала используется методический прием под названием инсерт.
Инсерт – это один из способов работы с любым текстом, который способствует развитию аналитического мышления и является средством отслеживания и понимания материала. Учащимся при работе с текстом можно предложить использовать определенную маркировку: знаком «+» помечается то, что уже известно; знаком «Δ» помечается то новое, что учащийся узнал из текста; знаком «?» - то, что вызвало затруднения. После самостоятельной работы с текстом учащимся можно предложить обсудить результат своей деятельности в паре или группе (или то и другое). Далее идет коллективное обсуждение информации с преподавателем, который комментирует каждый этап работы и фиксирует его в таблице на доске (или на экране)
Таблица. Этапы работы с учебным текстом по теме «Числовая последовательность.»
+
(ранее известное)
| ∆
(новое)
| ?
(вызывает затруднение)
| 1. Арифметическая прогрессия (последовательность).
2.Геометрическая прогрессия (последовательность)
3. Формула n-го члена.
4Формула суммы n-членов.
| Способы задания
| Рекуррентное соотношение:
|
Итог урок (рефлексия) подводится с помощью методического приема, называемого синквейн (от французского слова «cing», что в переводе означает «пять»). Это способ краткого описания урока с помощью ключевых слов, осуществляемого по определенным правилам, описанным ниже.
Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить, как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Первая строка – выражение сущности темы одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в целом в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – это описание действий в рамках темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающее личное отношение к данной теме.
Пятая строка – состоит из одного слова, являющегося синонимом к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющая суть темы. Синквейн по теме «Производная»
Производная.
Правила и формулы дифференцирования.
Подставляем, вычисляем, определяем.
Это в жизни пригодится.
Дифференцирование.
Синквейн по теме: «Комплексные числа»
Комплексные числа
Сопряженные, чисто мнимые
Складывать, умножать, делить
Стремление сделать уравнения разрешимыми
Мнимая единица
Стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»)
применяется с использованием таблицы:
Знаем
| Хотим узнать
| Узнали
|
|
|
|
|
|
| З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать Учение начинается с активизации того, что ученики уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Предлагаю заполнить им первую колонку.
В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока.
Затем обучающиеся читают новый текст(или объяснения преподавателя), пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. Далее предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Можно предложить , как рубежный контроль решить несколько опорных задач по теме. Таким образом можно определить уровень подготовленности учащихся, проанализировать ошибки в ходе совместного обсуждения. Задания на развитие критического мышления Задачи – основное средство развития математического мышления учащихся. Речь идет не об упражнениях тренировочного характера, а о нестандартных задачах, поиск решения которых, как и нестандартные решения традиционных задач, является важнейшим слагаемым на пути развития способностей учащихся.
При совместном поиске решения задачи все разнообразные ответы детей выслушиваются, проговариваются, при необходимости записываются. Затем, когда начинается анализ, решение задачи, то можно прийти к совершенно другому ответу или выводу. Задача лишь тогда вызывает интерес и активность учащихся, когда в ней имеется элемент неожиданности. Такой прием приучает детей думать и рассуждать, не делать скоропалительных выводов. Опорные вопросы помогают слабоуспевающим детям. Учитель учит детей в ходе эвристической беседы умениям выражать свою точку зрения, давать самооценку. Решение задач различными способами предоставляет большие возможности для совершенствования обучения математике. При решении задач только одним способом, единственная цель у учащихся – найти правильный ответ. Если же требуется применить при этом несколько способов, то они стараются отыскать наиболее оригинальное, красивое, экономичное решение.
Таким образом, уроки, проведенные с помощью этих приемов, носят нетрадиционный характер. На таких уроках учитель дает не только детям знания, но и воспитывает в них умение корректно отстаивать свое мнение, видеть ситуацию целиком, а не отдельные ее части, оценивать и не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения, самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.
|