Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной свободы. Человек с высокоразвитым интеллектуально-творческим потенциалом менее подвержен манипулированию извне, мало пригоден для роли послушного исполнителя. Появление новых тенденций в развитии общества вывело проблему развития детской одаренности в число основных.
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов – живопись, музыка, поэзия, наука.
Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ученика.
Все это заставляет меня искать новые пути в своей работе, чтобы дать учащимся возможность раскрыть свои способности, развить их, благодаря творческим занятиям. Моя задача состоит в том, чтобы создать условия, способствующие формированию талантов, развитию духовно богатой личности, способной к принятию нестандартных решений. Мне необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Учителя предлагают учащимся творческие занятия в различных кружках. Кружковая деятельность помогает ребенку реализовать себя, развить свои задатки и способности. В 2009 году мной была разработана и представлена на Учёном совете в Институте развития образования г. Набережные Челны модифицированная рабочая программа «Человековедение», которую реализовала через занятия кружка «Человековедение».
Приоритетным направлением в моей работе по программе является формирование морально-нравственной сферы личности ребенка, его социальных и духовных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств человека: доброты, честности, трудолюбия, сострадания и т.д.
Специфика программы – в использовании мирового литературного наследия (рассказов, сказок, притч), а так же специально подобранных творческих заданий, системы вопросов и игр - для развития в детях навыков анализа явлений в мире с деятельно-созидательных позиций. Обсуждение стержневых качеств личности на основе личного опыта ребенка, личных переживаний помогает сформировать у учащихся собственное мнение о том, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться.
Каждое занятие по программе включает в себя практические работы детей, направленные на формирование навыков выражения своих чувств и мыслей в творческой форме (инсценировки, рисунки, сочинения на заданную тему). С первой работы необходимо прививать ребенку понимание важности и нужности его мыслей, мнения, способностей. Для этого в ходе занятий по программе дети будут учиться помогать друг другу, а также - делиться с другими своим творчеством. Поэтому практические работы должны предназначаться для тех, кто нуждается в заботе и внимании окружающих. Это поможет ребятам сделать вывод, что их усилия могут сделать мир лучше.
Необходимым элементом является совместная подготовка к проведению проектов (постановка театральных номеров (сценок), изготовление своими руками подарков, импровизированных костюмов для выступлений), благодаря чему у детей развиваются коммуникативные навыки, умение сотрудничать.
В процессе занятий также уделяется внимание развитию в детях актерских способностей в той мере, в какой это необходимо для достижения целей и задач кружка (инсценировки на заданную тему для развития нравственной сферы ребенка, ролевые тренинги, ситуационные задания, постановки небольших спектаклей-сценок и т.д.).
По целевому назначению данная программа является общекультурной; по содержанию и видам деятельности – комплексно-интегрированной; по степени авторства – творческой (модифицированной); по сроку реализации – одногодичной; по особенностям развития – общей.
Цель программы:
• Помощь участникам кружка в успешной социализации, построении гармоничных отношений с собой, окружающими;
• Предоставление ребенку возможности раскрытия и развития потенциальных возможностей своего внутреннего мира;
Задачи:
- Учить детей анализу явлений действительности, художественных произведений с позиций нравственно-этических норм, через активное личностное восприятие;
- Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику);
- Научить грамотно и доступно формулировать свои мысли;
- Формировать способности любить, сострадать, понимать и принимать инаковость ближнего;
- Помочь в осознании ответственности за свои поступки, мысли;
- Формировать в детях желания помогать людям, делиться своим творчеством с другими;
- Развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству;
- Развить устную и письменную речь;
- Стимулировать желание детей учиться творчески, пробудить потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности.
Методические условия реализации программы
Методы:
• Совместное чтение текстов;
• Обсуждение, анализ их содержания, множественности скрытых смыслов и подтекстов;
• Выполнение творческих заданий (импровизированные устные философствования, диалоги, дискуссии, рисунки, сочинения);
• Игры;
• Инсценировки на заданную тему;
• Тренинги и упражнения;
• Беседы, рассказы учителя;
Формы обучения:
• Творческие мастерские;
• Мини-конкурсы;
• Постановочная и репетиционная работа.
Курс предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности, что поможет обеспечить целостный подход к анализируемым проблемам.
Тексты, вопросы и задания выбираются с учетом возрастных особенностей детей.
Важным методом работы с детьми по программе «Человековедение» является диалог между руководителем кружка и воспитанником. Обращение педагога к переживаниям, мироощущению ребенка, его искренняя заинтересованность в успехах, самосовершенствовании ученика является залогом взаимодействия во время занятия.
Прогнозируемый результат
В результате работы по программе предполагается развитие у ребенка позитивной Я - концепции, а также планируется формирование следующих способностей:
• Умение делать выбор в жизненных ситуациях с позиций нравственно-этический норм;
• Стремление к самопознанию;
• Умение свободно обсуждать, высказывать собственное мнение, прислушиваться к мнению других;
• Навык самостоятельного принятия решений, осуществления выбора в сложных жизненных ситуациях с учетом интересов других людей, ответственности за свои поступки;
• Коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству;
• Стремление посвящать свои способности и время нуждающимся в этом людям;
• Умение выражать свои мысли в виде устных, письменных творческих работ, развитие воображения.
Я работаю в школе учителем начальных классов более 20 лет. На протяжении многих лет наблюдаю за развитием речи и способствую развитию речи учащихся, потому что речь ребенка является ключевым моментом его развития. По речи человека можно определить степень его культуры и образованности, уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления высших эмоций.
Младшие школьники – это удивительно творческие люди. Их воображение подсказывает им необыкновенные сюжеты сказок, рассказов. Дети готовы поделиться своими творческими идеями с одноклассниками, учителями, родителями. Не всегда можно найти время на уроке, чтобы выслушать ребенка, сочинившего свое произведение. Не у каждого родителя есть время и желание поддержать творческие порывы своего сына или дочери. Без поддержки взрослых людей, без систематической работы над словом, желание заниматься сочинительством быстро угасает.
В связи с этим мною внедряется авторская программа Л.Д. Мали, О.С. Арямовой «Школа развития речи». Программа «Школа развития речи» способствует удовлетворению интересов и потребностей детей, приобщает их к духовно – нравственным ценностям русского народа, помогает сформировать высокую культуру речевого общения, развивает творческие способности, удовлетворяет стремление мыслить и действовать самостоятельно.
Программа построена на коммуникативно–речевом, личностно ориентированном подходе к обучению учащихся языку. На первое место ставится обучение языку как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации.
Речевое развитие детей – основной принцип всех занятий по данной программе. Оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников.
По наблюдениям психологов, до шести лет речь ребенка формируется в основном стихийно, в процессе общения с взрослыми людьми. Шестилетний ребенок имеет в активном словаре от 3 до 7 тысяч слов, знает отдельные фразеологические единицы. Но когда ребенок приходит в школу, у него появляется интерес к живому слову, он хочет говорить и говорит много и охотно, у него пробуждается потребность говорить правильно, он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении.
Необходимо расширять коммуникативные возможности ребенка, вооружать его языком как средством общения, всячески способствовать успешному речевому развитию. Речевое развитие возможно только в том случае, если ведется активная работа по обогащению словаря учащихся, то есть лексическая работа. Путь обучения языку должен быть коммуникативным. Каждое слово должно быть исследовано ребенком, понято, осмыслено, и только после этого его можно включать в работу, где предусмотрены грамматические задания.
Коммуникативный подход выводит учащихся на путь сознательного поиска, каждый ребенок становится исследователем, изобретателем, он познает язык, слово.
Поэтому путь обучения языку должен иметь познавательный характер, он должен способствовать развитию логического мышления. Сама природа слова, его связь с окружающей средой, людьми, миром мыслей и чувств человека требует вдумчивого, осмысленного подхода к его изучению. Через родное слово в языке, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Лексикология с ее коммуникативной, практической, огромной познавательной, развивающей, воспитательной направленностью имеет неограниченные возможности для формирования творческого мышления учащихся.
Речь является главным средством общения. В то же время обучение речи невозможно без общения. Значит, необходимо обучать общению, так как оно имеет большое значение для интеллектуального общего и речевого развития. Лексическая работа требует постоянного общения, собеседования, обмена мнениями. Она позволяет учащимся активно включаться в диалог «учитель – ученик», «ученик – ученик». При этом общение не сводится только к обмену информацией, но постоянно идет процесс выработки новой информации, общей для учащихся. Формируется новый тип обучения через общение.
Данная программа предусматривает знакомство с различными словарями, вырабатывает умения пользоваться словарями. Поисковая деятельность учащихся организована за счет использования материалов толкового и других словарей, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
Программа «Школа развития речи» предоставляет большие возможности для ведения проектной деятельности. Основная цель проектной деятельности – развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Главным итогом программы за первое полугодие 2012-2013 учебного года стало большое количество желающих участвовать в различных Всероссийских конкурсах:
III Всероссийский дистанционный конкурс «Творческие заморочки»
Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку
III Всероссийская дистанционная викторина «Путешествие в волшебный мир мультфильмов»
Всероссийский дистанционный конкурс по естествознанию «Туристические зарисовки»
II Всероссийская дистанционная викторина « Разноцветная жизнь»
Всероссийская дистанционная викторина « Лесные заметки»
Всероссийская дистанционная викторина «Секреты логического ларчика»
Всероссийская олимпиада по литературному чтению «Сказки»
II Всероссийская дистанционная викторина «Мир ярких животных»
Всероссийская дистанционная викторина « Нескучный русский с Буквознаем».
В этих конкурсах ребята заняли первых мест – 13, вторых – 14, третьих мест -13.
Содержание работы данного кружка является уместным дополнением к общеобразовательной программе «Литературное чтение», так как на занятиях дети учатся выразительному, интонационно правильному чтению, развивается их память и речь (дикция, громкость, темп). Дети учатся выступать на сцене, у них развивается чувство ответственности, что дисциплинирует их. Ребята уверены в своих силах, поддерживают друг друга. Таким образом, являясь руководителем кружка «Школа развития», создаю условия для формирования творческой личности учащихся средствами театральной педагогики, обогащения ее духовного и эмоционально-чувственного опыта, развития коммуникативных навыков.
Творчество – это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» ( Л. Н. Толстой ) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. |