Главная страница


Протокол № от июня 2015 г. «Утверждаю» Директор мбоу «Пятницкая сош» /Бурменекий В. Г./ Приказ № от



Скачать 68.07 Kb.
НазваниеПротокол № от июня 2015 г. «Утверждаю» Директор мбоу «Пятницкая сош» /Бурменекий В. Г./ Приказ № от
Дата05.04.2016
Размер68.07 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»


«Согласовано»

Руководитель ШМО

______ /Савина Л.Н./

Протокол № __ от «__» июня 2015 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Пятницкая СОШ»

_____/Бурменекий В.Г./

Приказ № ___от

«__»августа 2015

«Согласовано»

Заместитель директора школы поУВР

МБОУ «Пятницкая СОШ» ________/Сильченко Н.В./

«__»» августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к элективному курсу в 9 классах

«КОГДА ОБЩЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ПРОФЕССИЕЙ»


Учитель математики

Оробинская Светлана Александровна


2015 год

Пояснительная записка

Одной их важнейших задач образования является содействие профессиональному самоопределению учащихся. В условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения профессиональная ориентация приобретает особое значение, так как одной из главных причин создания профильной школы является необходимость осознанного выбора будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений. Однако успешная реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. В связи с этим роль предпрофильной подготовки учащихся 9 классов трудно переоценить, так как она содействует профессиональному самоопределению учащихся по завершении основного общего образования. Создание условий для формирования у учащихся потребности в самоопределении, знакомство с миром профессий поможет учащимся осознать свои возможности, интересы, предпочтения и научиться соотносить свои личные качества с требованиями той или иной профессии. Это, в свою очередь, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся, то есть формированию отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной дея­тельности.

Настоящая программа предназначена для знакомства учащихся 9 классов с особенностями профессиональной деятельности в сфере «человек -человек» и рассчитана на 17 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, внутренними средствами и предметом труда.

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с профессиями, ведущим предметом труда в которых являются люди, группы, коллективы, общности людей.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  1. Познакомить учащихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми.

  2. Познакомить учащихся с действиями, наиболее характерными для профессий данного типа.

  3. Способствовать формированию у учащихся адекватного отношения к данным действиям.

  4. Помочь выявить склонности и способности к профессиям этой сферы или, наоборот, несоответствие выбранному типу профессий.

  5. Способствовать формированию у учащихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем включения их в систему профессиональных проб.

  6. Способствовать формированию у учащихся способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются профессиональными пробами, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается вовлечение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. Подтипы профессий в сфере «человек - человек».

  2. Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда:




  • юриста;

  • психолога;

  • менеджера;

  • страхового агента.




  1. Определение и перечень основных деловых качеств личности.

  2. Понятие конфликта, причины и возможности преодоления конфликтов.

  3. Основные правила работы с профессиограммами.

Учащиеся должны уметь:

  1. Сравнивать свои предварительные знания о профессиях типа «человек -человек» с результатами практического знакомства с ними.

  2. Определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий.

  3. Соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии.

  4. Работать с профессиограммами профессий, относящихся к данному типу.

Содержание курса

Общение как часть профессиональной деятельности (2 ч)

Знакомство учащихся с целью и задачами курса. Дать определение понятиям «общение», «профессия», «специальность», «профессионально важные качества».

Беседа «Чего я жду от этого курса».

Практические упражнения: «Заборы и овраги», «Мои профессиональные желания». Разминка «Гусеничка».

Классификация профессий. Составление профессиограмм и формул профессий (2 ч)

Четырехъярусная обзорная классификация профессий А. Е. Климова. Что такое профессиограмма и формула профессии и как их составлять. Практические упражнения: «Назови профессию», «В гостях у сказки», составление профессиограмм и формул профессий.

Особенности профессий типа «человек - человек». Основные требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми. Действия, наиболее характерные для профессий данного типа (2 ч)

Особенности профессий типа «человек - человек». Требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми. Действия, наиболее характерные для профессий данного типа.

Практические упражнения: «Угадай профессию», «4 стороны света», обсуждение реакций на конфликтные ситуации.

Конфликт и его роль в жизни человека.

Диагностика типа реагирования учащихся в конфликтных ситуациях. Тест К. Томаса.

Профессиональные пробы. Особенности профессиональной деятельности юриста, характер и содержание его труда. Ролевая игра

-Выборы» (2 ч)

Составление профессиограммы.

Ролевая игра «Выборы»: примеривание на себя учащимися различных ролей и профессий.

Особенности профессиональной деятельности психолога, характер и содержание его труда. Занятие с использованием метода проблемных ситуаций (2 ч)

Составление профессиограммы. Особенности и принципы работы психолога.

Практические упражнения: решение проблемных ситуаций, придумывание, инсценировка и решение проблемных ситуаций учащимися в группах.

Особенности профессиональной деятельности менеджера фирмы, характер и содержание его труда. Деловая игра «Организация фирмы» (2 ч)

Составление профессиограммы.

Деловая игра «Организация фирмы»: примеривание на себя учащимися различных ролей и профессий.

Особенности профессиональной деятельности страхового агента, характер и содержание его труда. Деловая игра «Организация страховой

компании» (2 ч)

Составление профессиограммы.

Деловая игра «Организация страховой компании»: примеривание на себя учащимися различных ролей и профессий.

Рефлексия (3 ч)

Подведение итогов курса.

Практические упражнения: «Самая-самая», «Вопросы трудоустройства». Изготовление коллажа на тему: «Когда общение становится профессией».

Домашнее задание: Составить мини-проект на тему: «Станет ли общение моей профессией». Защита мини-проектов.

Средства контроля

Итогом работы учащихся по данному курсу является подготовка деловых и ролевых игр на темы: «Выборы», «Организация фирмы», «Организация страховой компании». Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Выполнение практических работ помогает установить степень усвоения материала. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в самоопределении.

Учебно-методические средства обучения

1.Школьный психолог [Текст]: газ. - 2006, авг. - № 15.

2. Сборник программ курсов по выбору по психологии. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005.

З. Тюшев, Ю. Выбор профессии [Текст]: тренинг для подростков / Ю. Тюшев. - СПб.: Питер, 2006.

Календарно-тематический план

Календарно-тематический план 9 класса Приложение 1

Лист корректировки