|
Тема педагогического проекта ЦПО Самарской области
Тема педагогического проекта:
«Роль современных педагогических технологий
в формировании положительной мотивации
к изучению математики»
по инвариантному блоку ИОЧ
«Развитие профессиональной компетенции
работников образования».
Работу выполнил:
Папшева Светлана Александровна
ГБОУ СОШ№1
«Образовательный центр» с. Сергиевск
муниципального района Сергиевский
Самарской области
учитель математики
Работу проверил:
Самара 2012
«…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет». К.Д.Ушинский
Обоснование актуальности проекта
Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем.
Каждый человек должен уметь находить в справочниках и использовать нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.
Запоминание и упражнение - два основных способа, обычно применяемых в школе для усвоения учебного материала. Такое обучение не требует от ученика творческого мышления. В результате многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе усвоения, и не испытывают никакого удовлетворения от выполненной учебной работы. При организации процесса усвоения знаний необходимо, прежде всего, создать условия, вызывающие познавательную потребность у ребенка.
Дети не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в получении образования. Проблема заключается в том, что у части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. В классах есть дети, которые обучаются по специальным (коррекционным) программам. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности. Проблема
Современному обществу нужны математически грамотные люди, но у части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует. Цель проекта:
сформировать положительные мотивы к изучению математики с помощью современных педагогических технологий. Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
Выявление личностных особенностей и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся, используя специальные диагностические методики.
Систематизация и адаптация имеющихся дидактических средств, направленных на формирование положительных мотивов к изучению математики в условиях сельской школы.
Анализ, систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающаяся тенденция потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений. Противоречия:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики;
- между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
- между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени. Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах. Предполагаемый результат:
устойчивая положительная внутренняя мотивация к изучению математики;
способность к активной умственной деятельности на уроках;
участие учащихся в конкурсах, конференциях по предмету, во внеклассной работе;
100 % успеваемость и 45% качества знаний на государственной итоговой аттестации.
Новизна проекта заключается в применении психологических исследований к организации учебной деятельности школьников. Срок реализации- 3 года.
Содержание
Этап проекта
| Сроки
| Содержание
| Поисковый
| сентябрь 2012 г.
| Определение тематического поля, проблемы, темы проекта, цели проекта, разработка и определение задач исследования.
| Аналитический
| октябрь-декабрь 2012 г.
| Анализ имеющейся информации, поиск новой информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта. Теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия «позитивная мотивация».
Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме мотивации обучения математике.
Анкетирование учащихся,
выявление их потребностей.
| Практический
| 2013 - 2014 гг.
| Практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся.
Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование современных педагогических технологий.
| Контрольный
| 2014 - 2015 гг.
| Уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы,
анализ результатов ГИА, повторное анкетирование, опрос родителей.
|
Ресурсное обеспечение процесса обучения математике по формированию положительной мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики;
имеется возможность применения на уроке мультимедийной установки (ноутбук, проектор, экран);
имеется возможность проводить уроки в компьютерном классе, где есть постоянный выход в Интернет;
в кабинете в достаточном объеме дополнительная литература по математике (учебники, учебно-познавательная, занимательная литература);
имеются электронные пособия по математике, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.
|
|
|