|
Развитие геометрических навыков учащихся на уроках математики в рамках фгос Развитие геометрических навыков учащихся на уроках математики в рамках ФГОС. Ключник Ирина Анатольевна,
учитель математики, гимназия № 25 г. Краснодар
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.
Н. Рерих Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
В соответствии с учебным планом основного общего образования в курсе математики выделяют два этапа – 5-6 классы и 7-9классы. Реализация первого этапа в нашей школе проходит по учебно-методическому комплексу «Сферы». Структура УМК такова: учебная печатная продукция (учебник, задачник, тетрадь – тренажер, тетрадь – экзаменатор, рабочие программы, поурочное планирование, методические рекомендации), учебная продукция на съемных носителях, учебная информация в интернете. Избыточность по объему образовательных ресурсов дает учителю возможность выбора уровня и глубины изучения учебного материала.
Содержание курса математики 5-6 классов
Арифметика
Элементы алгебры
Описательная статистика. Комбинаторика
Наглядная геометрия
Логика и множества
Наглядная геометрия, изучаемая в курсе 5 класса, рассматривает следующие темы:
Линии.
Многоугольники.
Треугольники и четырехугольники.
Многогранники.
Немного о программе. Она включает в себя:
Развитие представления о линиях на плоскости и пространственное воображение учащихся, учит изображать прямую и окружность с помощью чертежных инструментов.
Знакомит с новой геометрической фигурой – углом, новым измерительным инструментом – транспортиром, развивает измерительные умения, систематизирует представление о многогранниках.
Знакомство с классификацией треугольников по сторонам и углам, со свойствами прямоугольника и его диагоналей, формирование навыков построения прямоугольников, понятие равенства фигур.
Развивает пространственные представления путем организации разнообразной деятельности с моделями многогранников и их изображениями.
В курсе 6 класса изучаются следующие понятия:
Прямые на плоскости и в пространстве.
Окружность.
Симметрия.
Многоугольники и многогранники.
Основные цели этого курса
создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением двух прямых на плоскости и в пространстве, сформировать навыки построения параллельных и перпендикулярных прямых, научить находить расстояние от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми;
создавать зрительные образы основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямой и окружности, двух окружностей на плоскости;
научить строить треугольник по трем сторонам;
сформировать представление о круглых телах (шар, конус, цилиндр);
познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости, научить строить фигуру, симметричную данной относительно прямой, дать представление о симметрии в окружающем мире;
развить знание о многоугольниках, представление о площади, сформировать представление о призме;
обобщить приобретенные геометрические знания и умения и научить применять их при изучении новых фигур и их свойств.
Этих целей достичь помогают задачи – исследования,
упражнения электронного учебника, задания математического кружка. Рассмотрим примеры некоторых задач.
Решение данных задач является пропедевтикой к изучению предмета геометрии. Они формируют у учащихся понятие плоской фигуры, а так же умение строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.
Развивают общеучебные навыки:
- умение самостоятельно применять свои знания на практике;
- поиск и выделение необходимой информации;
- моделирование.
Логические:
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты.
Действия постановки и решения проблем:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Закрепление материала по теме «Линии» 5 класс Внеклассное мероприятие « Мир волшебных линий»
Цели проведения: 1. Формировать активный познавательный интерес к
предмету через показ красот геометрических форм, связь
математики с жизнью, с будущей профессиональной
деятельностью. 2. Развивать самостоятельность, лидерские качества, творческую
активность, умение работать, как индивидуально, так и в
коллективе. 3. Закрепить навык измерения длин линий, умение осуществлять
прикидку и оценку, действовать по алгоритму. 4. Формировать потребность применять
интернет-ресурсы для получения новых знаний. Закрепление и обобщение материала по теме «Окружность, круг» 6 класс.
С помощью окружностей, кругов учащиеся создавали композиции. Задания такого вида вызывают живой интерес учеников, они с большим желанием приступают к их выполнению. УМК «Сферы» обеспечивает комплексность и преемственность школьного образования от класса к классу, позволяет рационально организовывать учебный процесс в соответствии с современными тенденциями образования. Использование компонентов данного комплекса качественно изменяет роли учителя и ученика: ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации, а учитель организовывает деятельность ученика на основе созданной им модели урока. |
|
|