|
Развитие речи школьников на уроках математики Развитие речи школьников
на уроках математики Развитие речи учащихся – сложный и многогранный процесс, находящийся под влиянием очень многих факторов: семья, окружающая среда, телевидение, радио, обучение и др. Особое место среди них занимает процесс обучения ребенка в школе, поскольку именно в этот период развитие речи ребенка перестает быть стихийным и приобретает целенаправленный характер.
В настоящее время выделяют несколько уровней развития речи учащихся. Среди них: произносительный, лексический, грамматический уровень, которые предполагают работу над голосовыми данными, над ударениями (фонетическими и фразовыми), над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями, обогащение словаря учащихся, построение синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений).
Каждый предмет решает проблему развития речи учащихся по-своему. Однако, если, к примеру, на уроках чтения есть необходимость и большие возможности работать над такими качествами речи, как выразительность, стройность, образность и т.д., то говоря о развитии речи учащихся на уроках математики, прежде всего, следует иметь в виду такие ее качества, как лаконичность, обоснованность, краткость, точность.
Одним из важнейших направлений такой работы является обогащение словаря учащихся за счет введения новых терминов, знакомства с новыми понятиями. В математике много специфических терминов, присущих именно этой науке, однако есть и такие, которые несут в себе межпредметное значение. Таковыми являются, например, логические понятия: «каждый», «любой», «некоторые», «хотя бы один», «только один» и др. Употребление этих слов в речи делает ее емкой, краткой, точной.
В математике начальных классов достаточно возможностей для формирования умений употреблять эти слова в речи. Разуметься, здесь необходимо оговориться, что каждое из них требует предварительного раскрытия своего содержания (см п.3.4).
В процессе знакомства с математическими терминами, раскрытия их содержания очень важно организовать работу так, чтобы дети в ходе наблюдения и анализа изучаемого объекта сами выделили его существенные свойства и дали ему определение. Так, например, в ходе практической работы с моделями четырехугольников дети выделяют такие четырехугольники, у которых все углы прямые (прямоугольники). Полезно при этом обратить внимание на генезис слова «прямоугольник».
Работу по словообразованию математических терминов следует проводить при введении и других понятий: названий геометрических фигур (четырехугольник, треугольник, многоугольник, отрезок, луч и др.), названий компонентов арифметических действий (уменьшаемое, вычитаемое, разность, слагаемое, множитель, делитель и т.д.), при введении понятий «равенство», «неравенство», «уравнение» и др.
Усвоению школьниками смысла математических понятий, правил, свойств арифметических действий и геометрических фигур помогают упражнения на сравнение и классификацию математических объектов.
Пример.
1. Найди лишнее слово:
а) делимое, частное, разность, делитель;
б) равенство, неравенство, уравнение.
2. Разбей слова:
а) на две группы: треугольник, прямоугольник, четырехугольник, отрезок, квадрат;
б) на три группы: тонна, километр, килограмм, гектар, метр, сотка, центнер, грамм.
Большие возможности для развития речи учащихся таит в себе работа с текстовыми задачами. Текстовая задача – это особый вид заданий, который требует анализа описанной в тексте ситуации с целью выделения данных и искомых, установления отношений и причинно-следственных связей между ними, нахождения последовательности выполнения тех или иных действий и т.д. Эти важные умения формируются в процессе выполнения следующих заданий: 1. Составь рассказ по сюжетной картинке. 2. Выдели в тексте задачи ключевые слова. 3. Раздели текст задачи на смысловые части. 4. Составь задачу по предложенной модели (схеме, краткой записи, чертежу, выражению, рисунку и т.п.). 5. Переформулируй текст задачи, и др.
Успешность овладения школьниками умением решать задачи, во многом зависит от понимания ими смысла прочитанного текста. Математический текст – это особый текст и надо специально учить его чтению. Неумение читать математический текст является одной из существенных причин трудностей при изучении математики. Учителю важно научить детей читать текст задачи по частям, делать ударение на числовых данных и на словах, которые определяют выбор арифметических действий.
Пример. У Маши 9 роз, а маков на 2 меньше. Сколько всего цветов у Маши?
Если в задаче встречаются слова, которые могут быть детям непонятны, необходимо выяснить, как дети их понимают и сделать соответствующие уточнения. Иногда такое объяснение следует сопроводить показом рисунка с изображением объектов, о которых идет речь.
Уже на подготовительном этапе к изучению чисел детям в учебнике предлагаются задания, в которых требуется восстановить по картинкам последовательность тех или иных событий. При выполнении этих заданий детьми учитель должен стремиться не только к тому, чтобы дети просто пронумеровали картинки в нужном порядке, но и составили рассказ или дали словесные описания картинок. В этом случае такие задания будут являться подготовительными к решению задач, т.к. решение любой задачи начинается с разбора ее содержания, т.е. с осознания последовательности событий, отраженных в ее тексте.
Примеры подобных заданий можно найти уже на первых страницах учебников математики для 1-го класса.
На этапе подготовки учащихся к решению задач используются также упражнения на составление различных рассказов математического содержания к сюжетному рисунку.
Основная цель выполнения подобных заданий – формирование у учащихся умения рассматривать одну и ту же ситуацию с принципиально разных позиций. Важность формирования этого умения заключается в том, что поиск решения любой задачи заключается в выдвижении гипотезы, проверки правильности этой гипотезы и способности выдвинуть другую гипотезу, если первая оказалась неверной.
Примерами служат любые сюжетные рисунки, на которых изображены различные множества предметов (людей, животных и др.), находящихся в динамическом развитии. Скажем, трое детей катаются на лыжах, двое держат лыжи в руках.
В зависимости от ситуации, рассказы детей могут отличаться как математической операцией, которая лежит в основе рассказа, так и различными нюансами, в основе которых лежит одна и та же операция. Так, в нашем случае, дети могут предложить различные варианты рассказов:
«На лыжах катаются 2 мальчика и одна девочка. Пришли еще 2 девочки. Всего на стадионе 2 мальчика и три девочки»
«На лыжах катаются трое детей. Пришли еще 2 девочки. Всего на стадионе 5 детей»
«На лыжах катались пятеро детей. Две девочки уходят домой. Трое детей продолжают кататься на лыжах»
Умение делить текст на смысловые части является важным этапом в работе над текстом на лексическом уровне. При обучении решению простых задач речь идет об умении выделять в тексте задачи условие и вопрос. При этом важно, организовать деятельность учащихся так, чтобы они выполняли эту операцию, опираясь не только на внешние признаки (текст задачи представлен двумя предложениями; первое предложение - повествовательное – условие задачи; второе предложение – вопросительное – вопрос задачи). Для этого учащимся следует предлагать тексты различных конструкций.
Пример.
В магазине было 7 ящиков печенья, продали 3 ящика. Сколько ящиков печенья осталось?
Сколько яблок лежит на 7 тарелках, если на каждой тарелке лежит по 6 яблок?
У Тани 5 тетрадей. Сколько тетрадей у Кати, если у нее на 2 тетради больше, чем у Тани?
Найти сколько всего купили тетрадей, если купили 5 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку.
Сущность работы по формированию умения делить текст на смысловые части при обучении учащихся решению составных задач заключается в том, чтобы научить детей выделять в данной задаче отдельные, менее сложные задачи, последовательное решение которых позволяет получить ответ на требование данной.
Пример.
1. Собрали 9 кг смородины, а малины на 2 кг больше, чем смородины. Сколько килограммов ягод собрали?
Данную задачу можно разбить на две простые задачи:
1) Собрали 9 кг смородины, а малины на 2 кг больше, чем смородины. Сколько килограммов малины собрали?
2) Собрали 9 кг смородины, а малины … кг. Сколько килограммов ягод собрали?
2. Скорость мотоциклиста равна 80 км/ч, а велосипедиста – 16 км/ч. Сколько километров проедет мотоциклист за то время, за которое велосипедист проедет 48 км?
Возможны два варианта.
Вариант 1.
1) Скорость мотоциклиста равна 80 км/ч, а велосипедиста – 16 км/ч. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста?
2) Скорость мотоциклиста в … раз больше скорости велосипедиста. Сколько километров проедет мотоциклист за то время, за которое велосипедист проедет 48 км?
Вариант 2.
1) Скорость велосипедиста – 16 км/ч. За какое время он проедет 48 км?
2) Скорость мотоциклиста равна 80 км/ч. Сколько километров проедет мотоциклист за … часов?
3. Первый рабочий за 3 дня изготовил 27 деталей. Производительность второго рабочего в 2 раза больше производительности первого. Сколько всего деталей изготовят оба рабочих за 6 дней?
И при решении этой задачи возможны несколько вариантов. Приведем только некоторые из них.
Вариант 1.
1) Первый рабочий за 3 дня изготовил 27 деталей. Сколько деталей он изготовлял за один день?
2) Первый рабочий за один день изготовляет … деталей. Найдите производительность второго рабочего, если она в 2 раза больше производительности первого.
3) Производительность первого рабочего … деталей в день. Сколько он изготовит деталей за 6 дней?
4) Производительность второго рабочего … деталей в день. Сколько он изготовит деталей за 6 дней?
5) Первый рабочий за 6 дней изготовил … деталей, второй - … деталей. Сколько всего деталей изготовили оба рабочих за 6 дней?
Вариант 2.
1) Первый рабочий за 3 дня изготовил 27 деталей. Сколько он изготовит деталей за 6 дней?
2) Первый рабочий за 6 дней изготовил … деталей. Производительность второго рабочего в 2 раза больше производительности первого. Сколько деталей изготовит второй рабочий за 6 дней?
3) Первый рабочий за 6 дней изготовил … деталей, второй - … деталей. Сколько всего деталей изготовили оба рабочих за 6 дней?
Одним из типов устной речи является пересказ. На занятиях в начальной школе ученик использует его при изложении содержания прочитанного текста, заданий к упражнениям, условий задач, сообщений учителя и во многих других случаях. Усваивая технику пересказа, школьник учится умению полно и логически грамотно передавать содержание прочитанного и услышанного, правильно употреблять общие и специальные понятия и термины.
На уроках математики в начальных классах пересказ текста часто связан с разбором содержания текстовых задач. Этот разбор позволяет выяснить, как дети осмыслили содержание задачи, как они представляют себе ситуацию, описанную в задаче. Учитель может предложить повторить задачу, ученик должен пересказать текст задачи своими словами и с помощью учебника назвать необходимые числовые данные и вопрос. Хорошо, если при таком первом повторении, учащиеся будут приучены делать первичный анализ задачи в форме: «Нам известно ..., нужно узнать ….», «В условии задачи сказано …, в задачи требуется найти … .» и т.п.
Развитию умения ребенка передать содержание читаемого текста способствует такой методический прием как переформулировка текста задачи.
Переформулировка текста задачи - состоит в замене данного в задаче описания некоторой ситуации другим описанием, сохраняющим все отношения, связи, качественные характеристики, но более явно их выражающим. Вся лишняя, несущественная информация при этом отбрасывается, текст задачи преобразуется в форму, облегчающую поиск пути решения. В ходе переформулировки выделяются основные ситуации, о которых идет речь в задаче.
Этот методический прием целесообразно использовать при обучении школьников решению не только составных задач, но и простых задач, выраженных в косвенной форме, решение которых, как правило, вызывает определенные трудности у учащихся. При выборе действия они часто обращают внимание на слова "больше", "меньше", не вникая при этом в смысл текста задачи.
Пример. Рассмотрим задачу. «Книга стоит 40 рублей. Она стоит на 30 рублей дороже, чем блокнот. Сколько стоит блокнот?»
При обучении решению подобных задач надо учить детей анализировать текст задачи и задумываться над тем, какое число получится в результате решения - большее или меньшее, чем данное число. Полезно учить детей выполнять переформулировку задачи и выражать ее в прямой форме. Так, в нашем случае задачу следует переформулировать, например, так: «Книга стоит 40 рублей, а блокнот на 30 рублей дешевле. Сколько стоит блокнот?»
Пример. Рассмотрим задачу. «В двух спортивных секциях занимаются 36 школьников. В одной из них школьников в три раза больше, чем на другой. Сколько школьников занимаются в каждой секции?»
Приведем рассуждения, которые приводят к переформулировке текста данной задачи, облегчающей поиск пути ее решения.
Количество школьников в секции, меньшей по численности, примем за 1 часть. Школьников в другой секции в 3 раза больше, т.е. 3 части. Теперь задачу можно сформулировать так: «В двух спортивных секциях занимаются 36 школьников. В одной из них 1 часть, в другой – 3 части. Сколько школьников занимаются в каждой секции?»
Текст последней задачи позволяет школьникам перейти к стандартной для них схеме (модели), ориентируясь на которую им проще найти ее решение.
Лексический уровень развития речи отрабатывается и в ходе формирования умения выделять главные слова в тексте задачи.
Только в том случае, когда школьники самостоятельно и осмысленно пройдут весь путь сокращения текста задачи до полного исключения из него всех слов, которые не оказывают влияние на ход решения задачи, создается благоприятная возможность для перехода от текста задачи к ее модели.
На первых порах детям предлагаются тексты задач, в которых «лишние» слова видны явно.
Пример.
1. Рассмотрим задачу: «Станкостроительный завод выпустил за сентябрь и октябрь 27 станков с программным управлением, а за ноябрь еще несколько станков. Всего за сентябрь, октябрь и ноябрь он выпустил 35 станков. На сколько больше станков выпустил завод за сентябрь и октябрь, чем за ноябрь?»
В результате исключения из текста задачи «лишних» слов, получается такая формулировка задачи:
«Завод выпустил за первые два месяца 27 станков, а за третий месяц еще несколько станков. Всего за 3 месяца он выпустил 35 станков. На сколько больше станков выпустил завод за первые два месяца, чем за третий?»
2. Рассмотрим задачу: « Из небольшой деревни Репкино в поселок городского типа Щепкино выехал на велосипеде мальчик Петя со скоростью 12 км/ч. Одновременно с ним из поселка Щепкино в деревню Репкино вышел пешеход - его отец Сергей Иванович. Через 3 часа они встретились недалеко от автобусной остановки. Во сколько раз скорость, с которой двигался Петя, больше скорости его отца, если известно, что расстояние от деревни Репкино до поселка Щепкино равно 54 км?»
В результате исключения из текста задачи «лишних» слов, получается такая формулировка задачи:
«Из деревни в поселок выехал велосипедист со скоростью 12 км/ч. Одновременно с ним ему навстречу из поселка вышел пешеход. Через 3 часа они встретились. Во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода, если известно, что расстояние от деревни до поселка равно 54 км?»
Постепенно количество «лишних» слов в текстах задач сокращается и найти их становится все труднее. Затем детям предлагаются задачи с обычными формулировками, где им приходится осмысливать роль каждого слова в тексте задачи, выделяя основные и не основные слова. Выделяя основные слова, учащиеся составляют краткую запись задачи.
Большие возможности по развитию речи учащихся таит в себе работа с различными моделями задач, в частности, составление задач по краткой записи, чертежу, выражению. Особо здесь следует остановиться на работе с выражениями. Дело в том, что в этом случае мы имеем возможность взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Пример. Составь разные задачи, используя выражение: 18 – 6.
Возможные варианты ответа:
а) «В первый день бригада отремонтировала 18 км дороги, а во второй – на 6 км меньше. Сколько километров дороги отремонтировала бригада во второй день?» (задача на уменьшение числа на несколько единиц).
б) «Ремонтная бригада должна отремонтировать 18 км дороги. Она уже отремонтировала 6 км. Сколько километров дороги ей осталось отремонтировать?» (задача на нахождение остатка).
в) «В первый день бригада отремонтировала 18 км дороги, а во второй – 6 км. На сколько больше километров отремонтировала бригада в первый день, чем во второй?» (задача на разностное сравнение).
г) «За два дня ремонтная бригада отремонтировала 18 км дороги, из них в первый день ею было отремонтировано 6 км. Сколько километров дороги отремонтировала бригада во второй день?» (задача на нахождение неизвестного слагаемого).
д) «В первый день ремонтная бригада отремонтировала 18 км дороги, это на 6 км больше, чем во второй день. Сколько километров дороги отремонтировала бригада во второй день?» (задача на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме).
е) «Ремонтная бригада должна отремонтировать 18 км дороги. После того, как она отремонтировала несколько километров дороги, ей осталось отремонтировать 6 км. Сколько километров дороги уже отремонтировала бригада?» (задача на нахождение неизвестного вычитаемого).
На подобного рода материале мы имеем возможность работать не только над произносительным, синтаксическим уровнем развития речи, но и над грамматическим, поскольку здесь на первое место выдвигается работа по построению синтаксических конструкций: словосочетаний, предложений.
В этой работе, равно, как и в других, важна направляющая роль учителя. От того, насколько четко и грамотно он будет ставить перед детьми проблему, насколько умело будет направлять ход их рассуждения, зависит успех работы мыслительной деятельности ученика.
При изучении математики учащиеся учатся правильно строить и обосновывать свои высказывания. Здесь школьники впервые встречают высокую требовательность к полноте аргументации. В математике аргументация, не обладающая характером полной, абсолютной исчерпанности, оставляющая хотя бы малейшую возможность обоснованного возражения, признается ошибочной и отбрасывается, как лишенная какой бы то ни было силы.
В ходе выполнения различных упражнений необходимо приучать школьников рассуждать, выясняя причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения. При этом учащиеся проводят логические рассуждения и формулируют из них определенные выводы, которые являются обоснованием выполняемых действий. Эти задания требуют от школьника умения последовательно, четко и связно выражать свои мысли.
Пример.
1. Как изменяется значение разности? Почему?
16 – 6 = 10 16 – 8 = 8 16 – 10 = 6
Возможный вариант ответа: «Значение разности уменьшается на 2, потому что, во всех разностях уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые – увеличиваются на два».
2. В каком уравнении значение неизвестного будет меньше? Почему?
24 : x = 6 24 : x = 3 24 : x = 4
Возможный вариант ответа: «В данных уравнениях неизвестное число является делителем. Во всех выражениях делимые одинаковые, а значения частного разные. При постоянном делимом значение частного будет уменьшаться при увеличении делителя. В первом уравнении значение частного самое большое, следовательно, в первом уравнении значение неизвестного будет меньшим».
Возможный вариант ответа: «В данных уравнениях неизвестное число является делителем. Во всех выражениях делимые одинаковые, а значения частного разные. Если делимое разделить на какое-то число, то чем меньше будет делитель, тем больше будет значение частного. В первом уравнении значение частного самое большое, следовательно, в первом уравнении значение неизвестного будет меньшим».
3. Могут ли в предложенных уравнениях значение неизвестного быть одинаковыми? Почему?
12 + x = 28 15 + x = 28 16 + x = 28
Возможный вариант ответа: «Неизвестное число в уравнениях является слагаемым. Если значение суммы не изменяется, то при изменении одного из слагаемых (увеличении или уменьшении) будет изменяться и второе слагаемое (уменьшаться или увеличиваться). Значения сумм в трех выражениях одинаковы, а первые слагаемые разные. Следовательно, значения неизвестного не могут быть одинаковыми в данных уравнениях».
Точность и лаконичность математической речи способствует не только усвоению математических знаний, умению описать ход решения задачи, числового выражения, сознательному выполнению действий. Принципиально важным является обучение математическому языку как специфическому средству коммуникации в его сопоставлении с реальным языком. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления, и владение этим языком, понимание точного содержания предложений, логических связей между предложениями распространяется и на владение естественным языком и тем самым вносит весомый вклад в формирование и развитие мышления человека в целом. В то же время объективные связи между естественным и математическим языком настолько глубоки, что межпредметные связи между обучением математике и языкам – как родному, так и иностранным – также потенциально являются двусторонними. Учителю необходимо следить не только за правильностью решения задач и примеров, но и за правильным произношением слов, грамотностью письма, правильным стилем при построении предложений.
В частности, уже с первых уроков следует уделять особое внимание правильности чтения числительных. Учителю необходимо показывать образец чтения составных количественных числительных, для того, чтобы у детей накапливался собственный речевой опыт.
Пример. Следует помнить, что в составных количественных числительных склоняются все части так, как если бы остальных не было.
Иногда можно услышать, что, скажем, выражение «21 + 47 = 68» читают так: «Сумма двадцати одного и сорок семь равна шестьдесят восемь» (или что-то в этом роде), а выражение «17 864 – 324» - «Из семнадцать тысяч восемьсот шестьдесят четыре вычесть триста двадцать четыре». Хотя правильно надлежит эти выражения читать так: «Сумма двадцати одного и сорока семи равна шестидесяти восьми», «Из семнадцати тысяч восьмисот шестидесяти четырех вычесть триста двадцать четыре».
Пример. Произнося названия числительных по нормам русского языка обязательно надо обозначить начало числа.
Число 1 350 000 следует читать так: «один миллион триста пятьдесят тысяч», а не «миллион триста пятьдесят тысяч», число 1 456 – «одна тысяча четыреста пятьдесят шесть», а не «тысяча четыреста пятьдесят шесть».
Пример. При чтении выражений с переменными также часто встречаются отклонения от литературной нормы. Следует помнить: названия латинских букв x, y, z – мужского рода, а остальных букв – среднего рода; при чтении выражений названия букв не изменяются по падежам; если коэффициент отличается от 1, то выражение читают во множественном числе. Нужно читать: «b равно тридцати», «x равен четырем», «5x равны 10», а не «b равен тридцати», «x равно четырем», «5x равно 10».
Пример. При изучении математики учащимся необходимо усвоить ряд понятий и научиться их использовать. Организуя деятельность школьников по усвоению понятий, учителю целесообразно приучать их к одинаковым по смыслу, но разным по форме речевым конструкциям. Это достигается, скажем, при выполнении, заданий вида:
1. «Прочитай по-разному выражения 5 + 3 = 8, 9 – 2 = 7»
Варианты ответов могут быть такими: «к пяти прибавили три, получили 8», «сумма пяти и трех равна восьми», «пять увеличили на три, получили восемь», «первое слагаемое – пять, второе слагаемое – три, сумма – восемь»; «из девяти вычли два, получили 7», «разность девяти и двух равна семи», «девять уменьшили на два, получили семь», «уменьшаемое – 9, вычитаемое –2, разность – 7», «девять больше двух на семь», «два меньше девяти на семь».
2. «Какую фигуру называют квадратом?». Варианты ответов могут быть такими: «квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны», «квадрат – это четырехугольник, у которого все углы прямые и все стороны равны», «квадрат – это многоугольник, у которого четыре прямых угла и все стороны равны».
На уроке по любому учебному предмету учитель обязан добиться того, чтобы у каждого учащегося возникла потребность слушать его объяснение. Но этого мало. Учитель обязан еще при подготовке к уроку, отбирая материал, исходить из имеющейся готовности учащихся к его восприятию. На каждом уроке по любому учебному предмету он должен объяснить не только конечную цель слушания, но и его промежуточные цели. Познакомить учащихся с планом своего объяснения. По ходу объяснения необходимо контролировать внимательность учащихся и проверять правильность понимания каждым из них достижения каждой промежуточной и конечной цели слушания. В ходе изложения учитель обязан интонацией выделять главное, делать необходимые записи на доске, задавать при необходимости риторические вопросы, выдерживать паузы, использовать наглядные средства обучения, предлагать учащимся делать некоторые записи. При проверке усвоения услышанного акцентировать внимание учащихся на составлении плана услышанного, выделении в услышанном главного и его пересказе. На уроке по любому учебному предмету формирование этого умения должно происходить по единому обобщенному плану.
Развитие речи учащихся – процесс непрерывный. Он не может быть ограничен рамками того или иного урока. Эффективность этого процесса напрямую зависит от степени познавательной активности учащихся, степени их заинтересованности в том или ином предмете.
Математика широко проникла во все сферы жизнедеятельности человека, что находит свое отражение в пословицах, поговорках, загадках. Чтобы привлечь внимание ребенка к математике, а заодно и обогатить его речь новыми словами, полезно на уроках и внеклассных занятиях использовать исторический и занимательный материал, побуждать учащихся к выполнению творческих заданий (составление математических кроссвордов, загадок, сказок; подборка пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений; и т.п.).
Пример. При изучении массы использование старинных русских пословиц и поговорок (например, «Мал золотник, да дорог», «Свой золотник, чужого пуда дороже», «Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь» и т.п.) вызывает у учащихся, с одной стороны, неподдельный интерес и естественный вопрос «А, что же это такое?», а, с другой стороны, расширяет их словарный запас и кругозор.
В ходе беседы учитель вначале должен раскрыть значения новых для детей слов (золотник, пуд), а затем – смысл приведенных пословиц и поговорок.
Приведем примеры некоторых пословиц и поговорок, связанных с русскими мерами.
Меры длины. Плечи - косая сажень (в плечах косая сажень). Пять верст до небес и все лесом. Эка верста выросла (как Коломенская верста). За семь верст киселя хлебать. Каждый купец на свой аршин мерит. Прямой, будто аршин проглотил. Семи пядей во лбу. Меры объема, массы, веса. В бездомную бочку воды не натаскаешь. Ложка дегтя в бочке меда. Свой грех - с орех, а чужой - с ведро. Худое валит пудами, а хорошее золотниками.
Меры денежного обращения Добрая слава рубля дороже. Копейка рубль бережет. Лучше понести на гривну убытку, чем на алтын стыда. Трудовая копейка дорогого стоит. Денег ни гроша, зато слава хороша. Кто не богат, тот и рублю рад (алтыну). Наживной рубль дорог, даровой - дешев.
|
|
|