|
Рабочая программа факультатива «Занимательная математика»
РАБОЧАЯ программа
факультатива
«Занимательная математика»
для 5 класса
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика» включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.
Курс «Занимательная математика» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.
Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой. Формы работы различны:
Коллективная работа с теоретическим материалом.
Коллективная работа по практическому материалу: измерение на местности, вычисления, выдвижение гипотезы и экспериментальное её доказательство или опровержение и др.
Цели курса:
Развивать начала математического и логического мышления.
Расширять кругозор учащихся.
Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики.
Формировать умения решать нестандартные задачи на движение.
Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.
Задачи курса: - достижение повышения уровня математической подготовки учащихся; - приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности; - знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных; - практика решения олимпиадных заданий.
Планируемый результат и способы его определения: Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету. Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований. Данный курс направлен на:
развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
формирование общеучебных умений и навыков;
развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;
развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний.
В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи, логические задачи, практические геометрические задания.
Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели:
умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;
умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
умением применять теорию в решении задач;
умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Задания подбираются в соответствии с определенными критериями и должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.
Программа курса рассчитана на 34 часа. Рекомендуемый режим обучения - 1 час в неделю.
На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Формой итогового контроля является тестовое задание с практической работой.
Межпредметные связи : Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего изучения геометрии, а также учащиеся могут использовать их в дальнейшем при изучении математики, информатики.
В результате изучения курса, учащиеся должны: знать/понимать:
историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;
понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости;
способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;
виды симметрии и ее роль в жизни человека;
уметь:
использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
анализировать полученную информацию;
планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;
выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;
решать комбинаторные задачи;
выполнять задания на клетчатой бумаге;
различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, симметричные фигуры;
применять все наиболее известные меры длины для вычислений;
измерять высоту окружающих предметов;
решать геометрические головоломки;
измерять площадь области, используя различные методы.
Тематическое планирование курса
№
| Тема
| Количество
часов
| Форма
контроля
| 1
| Первые шаги в геометрии.
| 1
| Лекция, работа со справочной литературой
| 2
| Конструирование.
| 2
| Практическая работа, работа в группах.
| 3
| Геометрические головоломки.
| 2
| Практическая работа, самостоятельная работа.
| 4
| Задачи на разрезание и складывание
фигур.
| 4
| Работа в группах.
| 5
| Решение логических задач.
| 6
| Самостоятельная работа,
работа в группах.
| 6
| Решение комбинаторных задач.
| 4
| Взаимопроверка, самостоятельная работа.
| 7
| Задачи со спичками.
| 2
| Практическая работа, работа в группах.
| 8
| Поиск закономерностей.
| 4
| Самостоятельная работа, тестирование.
| 9
| Ребусы.
| 3
| Математический диктант.
| 10
| Магические квадраты.
| 3
| Самостоятельная работа.
| 11
| Творческий проект.
| 2
| Индивидуальное задание, зачёт.
| 10
| Итоговое занятие.
| 1
| Тестирование.
|
Методическое обеспечение
И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г
Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», «Учитель» 2006г. Волгоград
«Математика 5-8 классы игровые технологии на уроках», Издательство «Учитель»2007г Волгоград
Газета «Математика в школе» Издательского дома «Первое сентября»
|
|
|