|
Протокол № от «25» августа 2011г. Согласовано. Рассмотрено на педсовете Протокол №1 от «29» августа 2011г Муниципальное общеобразовательное учреждение
Должанская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено
Руководитель МО
_____________________ Протокол № ___ от «25» августа 2011г.
| Согласовано
.Рассмотрено
на педсовете Протокол №1 от «29» августа 2011г.
| Утверждаю
Директор школы
_________ Т. М. Ломакина Приказ № 59 от «29» августа 2011 г.
| Рабочая программа по геометрии для 9 класса
Сосоенко Надежда Сергеевна
учитель математики
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса геометрии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования на основе Программы общеобразовательных учреждений по математике и программы курса алгебры авторов Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др., составитель Т.А.Бурмистрова (2008 г.). При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании математики в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Данная рабочая программа составлена для изучения геометрии в 9 классе основной общеобразовательной школы. Цели и задачи
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
формирование представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных учёных-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Данная рабочая программа составлена для изучения геометрии по учебнику Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф. «Геометрия 7-9 классы» (издательство «Просвещение»).
Программа рассчитана на 68 часов.
4 часов отведено для проведения текущих контрольных работ. 9 часов отведено на повторение. Требования к уровню подготовленности учащихся. В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Векторы. Метод координат
уметь:
- выполнять действия над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число);
- использовать векторы и метод координат при решении геометрических задач;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- нахождения координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах (то есть изучения геометрических фигур с помощью алгебры);
- применения векторов в физике. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
уметь:
- применять определения синуса, косинуса и тангенса любого угла от 0° до 180°, теоремы синусов и косинусов для решения треугольников;
- применять в геометрических задачах скалярное произведение векторов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выведения ещё одной формулы площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними);
- применения тригонометрического аппарата при решении геометрических задач;
- применения скалярного произведения векторов в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними) для нахождения механической работы. Длина окружности и площадь круга уметь:
- строить окружности, описанные около правильного многоугольника и вписанной в него;
- с помощью описанной окружности строить правильный шестиугольник и правильный 2-n – угольник, если дан правильный n-угольник;
-находить сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности;
-находить длину окружности и площадь круга;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-расширения знаний учащихся о многоугольниках;
-нахождения длины окружности и площади круга на практике. Движения
уметь:
- строить образы точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте.;
- различать понятия «наложение» и «движение», понимать их взаимоотношение;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-применять движения при решении геометрических задач. Об аксиомах геометрии
уметь:
- применять систему аксиом планиметрии и аксиоматический метод для решения геометрических задач;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- различных способов введения понятия равенства фигур. Начальные сведения из стереометрии
уметь:
-вычислять объёмы и площади поверхностей геометрических тел и поверхностей вращения: цилиндра, конуса, сферы, шара;
-вычислять объёмы и площади поверхностей простейших многогранников: призмы, параллелепипеда, пирамиды.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения развёрток указанных тел;
- вычисления объёмов и площадей поверхностей геометрических тел и поверхностей вращения, простейших многогранников на практике.
Содержание учебного курса Векторы
Понятие вектора
Сложение и вычитание векторов
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
Метод координат
Координаты вектора
Простейшие задачи в координатах
Уравнения окружности и прямой
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус, тангенс угла
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Скалярное произведение векторов
Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники
Длина окружности и площадь круга
Движения
Понятие движения
Параллельный перенос и поворот
Начальные сведения из стереометрии
Многогранники
Тела и поверхности вращения
Об аксиомах планиметрии Средства контроля и учебно-методические средства обучения
Для проведения контрольных работ используется «Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы», стр. 40.
Итоговая контрольная работа – стр. 42
Учебно-тематический план
-
№ урока
| № параграфа
| Изучаемый материал
| Тип урока
| Дата
| Подготовка к итоговой аттестации
| Глава IХ. Векторы. 8 часов
| 1
| 1
| Понятие вектора
| ИНМ
|
| 3.7.1
| 2
| 1
| Понятие вектора
| ЗНЗ
|
| 3.7.1
| 3
| 2
| Сложение и вычитание векторов
| ИНМ
|
| 3.7.2
| 4
| 2
| Сложение и вычитание векторов
| ЗНЗ
|
| 3.7.2
| 5
| 2
| Сложение и вычитание векторов
| КТ
|
| П
| 6
| 3
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
| ИНМ
|
| П
| 7
| 3
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
| ЗНЗ
|
| П
| 8
| 3
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
| УКПЗ
|
| 3.7.2
| Глава Х. Метод координат. 10 часов
| 9
| 1
| Координаты вектора
| ИНМ
|
| 3.7.1
| 10
| 1
| Координаты вектора
| ЗНЗ
|
| 3.7.1
| 11
| 2
| Простейшие задачи в координатах
| ИНМ
|
| П
| 12
| 2
| Простейшие задачи в координатах
| ЗНЗ
|
| П
| 13
| 3
| Уравнения окружности и прямой
| ИНМ
|
| П
| 14
| 3
| Уравнения окружности и прямой
| ЗНЗ
|
| П
| 15
| 3
| Уравнения окружности и прямой
| КУ
|
| КТ
| 16
|
| Решение задач
| ОУ
|
| П
| 17
|
| Решение задач
| КТ
|
| П
| 18
|
| Контрольная работа №1 по теме «Векторы. Метод координат»
| КЗ
|
|
|
Глава ХI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 11 часов
| 19
| 1
| Синус, косинус, тангенс угла
| ИНМ
|
| 3.2.13.
| 20
| 1
| Синус, косинус, тангенс угла
| ЗНЗ
|
| 3.2.13.
| 21
| 1
| Синус, косинус, тангенс угла
| УКПЗ
|
| 3.2.14.
| 22
| 2
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| ИНМ
|
| П
|
| 2
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| ЗНЗ
|
| П
| 24
| 2
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| ИНМ
|
| П
| 25
| 2
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| ЗНЗ
|
| КТ
| 26
| 3
| Скалярное произведение векторов
| ИНМ
|
| 3.7.2
| 27
| 3
| Скалярное произведение векторов
| ЗНЗ
|
| 3.7.1
| 28
|
| Решение задач
| ОУ
|
| П
| 29
|
| Контрольная работа №2 по теме
«Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
| КЗ
|
|
|
Глава ХII. Длина окружности и площадь круга. 12 часов
| 30
| 1
| Правильные многоугольники
| ИНМ
|
| 3.4.4.
| 31
| 1
| Правильные многоугольники
| ЗНЗ
|
| 3.4.4
| 32
| 1
| Правильные многоугольники
| УКПЗ
|
| П
| 33
| 1
| Правильные многоугольники
| ОУ
|
| КТ
| 34
| 2
| Длина окружности и площадь круга
| ИНМ
|
| 3.6.3
| 35
| 2
| Длина окружности и площадь круга
| ЗНЗ
|
| 3.6.3
| 36
| 2
| Длина окружности и площадь круга
| УКПЗ
|
| П
| 37
| 2
| Длина окружности и площадь круга
| КУ
|
| КТ
| 38
|
| Решение задач
| ОУ
|
| П
| 39
|
| Решение задач
| ОУ
|
| П
| 40
|
| Решение задач
| КТ
|
| КТ
| 41
|
| Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга»
| КЗ
|
|
| Глава ХIII. Движения. 8 часов
| 42
| 1
| Понятие движения
| ИНМ
|
| П
| 43
| 1
| Понятие движения
| ЗНЗ
|
| П
| 44
| 1
| Понятие движения
| ОУ
|
| П
| 45
| 2
| Параллельный перенос и поворот
| ИНМ
|
| КТ
| 46
| 2
| Параллельный перенос и поворот
| ЗНЗ
|
| П
| 47
| 2
| Параллельный перенос и поворот
| УКПЗ
|
| КТ
| 48
|
| Решение задач
| ОУ
|
|
| 49
|
| Контрольная работа №4 по теме «Движения»
| КЗ
|
|
|
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии. 8 часов
| 50
| 1
| Многогранники
| ИНМ
|
| 3.1.9.
| 51
| 1
| Многогранники
| ЗНЗ
|
| 3.1.9.
| 52
| 1
| Многогранники
| УКПЗ
|
| П
| 53
| 1
| Многогранники
| ОУ
|
| П
| 54
| 2
| Тела и поверхности вращения
| ИНМ
|
| 3.6.9.
| 55
| 2
| Тела и поверхности вращения
| ЗНЗ
|
| 3.6.9.
| 56
| 2
| Тела и поверхности вращения
| УКПЗ
|
| П
| 57
| 2
| Тела и поверхности вращения
| ОУ
|
| П
| Об аксиомах планиметрии. 2 часа
| 58
|
| Об аксиомах планиметрии
| УКПЗ
|
| 3.1.9.
| 59
|
| Об аксиомах планиметрии
| ОУ
|
| П
| Повторение. Решение задач. 9 часов
| 60
|
| Сложение и вычитание векторов
| УКПЗ
|
| 3.7.2
| 61
|
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
| УКПЗ
|
| П
| 62
|
| Координаты вектора
| УКПЗ
|
|
| 63
|
| Простейшие задачи в координатах
| УКПЗ
|
| КТ
| 64
|
| Уравнения окружности и прямой
| УКПЗ
|
| П
| 65
|
| Синус, косинус, тангенс угла
| УКПЗ
|
| 3.2.14.
| 66
|
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
Скалярное произведение векторов
| УКПЗ
|
| П
| 67
|
| Правильные многоугольники
| УКПЗ
|
| 3.4.4.
| 68
|
| Длина окружности и площадь круга
| УКПЗ
|
| 3.6.7.
|
|
| Итоговая контрольная работа
| КЗ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Условные обозначения
ИНМ – изучение нового материала
ЗНЗ – закрепление новых знаний
УКПЗ – урок комплексного применения знаний
КЗ – контроль знаний
ОУ – обобщающий урок
КТ – контрольный тест
КУ – комбинированный урок Литература
Геометрия: учеб. для 7-9 кл. /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2008
Геометрия: рабочая тетрадь для 9 класса / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И.Юдина. - М.: Просвещение, 2008
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 9 класса / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. - М.: Просвещение, 2008
Изучение геометрии в 7,8,9 классах: метод. Рекомендации: кн. для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. - М.: Просвещение, 2008
Зив Б.Г. Задачи по геометрии для 7-11 классов / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Бахтинскиц. - М.: Просвещение, 2008
Геометрия: сб. задач для проведения экзамена в 9 и 11 кл. / Д.И.Аверьянов, Л.И.Звавич, Б.П.Пигарев, А.Р.Рязановский. - М.: Просвещение, 2008
|
|
|