|
Класс : 6 Тип урока : Формирование новых знаний. Тема урока : Длина окружности, площадь круга Оборудование и наглядность : нитки, модели окружности, линейка Урок - исследование по теме "Длина окружности и площадь круга"
Предмет: математика учитель: Смагунова Галина Ивановна.
Класс: 6
Тип урока: Формирование новых знаний.
Тема урока: Длина окружности, площадь круга
Оборудование и наглядность: нитки, модели окружности, линейка.
Цели урока:
расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере
вычислений длины окружности и площади круга; вместе с учащимися вывести формулы длины окружности, площади круга; познакомить учащихся с числом π.
2. развивать у учащихся внимание, прививать интерес к математике и математическим наукам; развивать культуру вычисления, дополнять знания учащихся историческими фактами о математике;
3. Воспитывать чувство ответственности за собственную деятельность, внимательное отношение к учебному труду, ответственность за конечный результат, интерес к предмету. План урока:
1. Организационный момент.
2.Формулировка темы и целей урока.
3. Изучение нового материала.
4. Практическая работа.
5. Исторические сведения о числе пи
6. Закрепление изученного материала.
7. Домашнее задание.
8. Итог урока.
Эпиграф к уроку записан на доске.
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому и я научусь!» (китайская мудрость)
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Формулировка темы и целей урока:
Название темы урока мы узнаем, как только разгадаем загадки.
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
(круг)
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Идет она по краю круга
А называется…(окружность) Так какая тема сегодняшнего урока? Правильно. «Длина окружности и площадь круга».
Изучение нового материала.
На доске учитель строит окружность, проводит в ней радиус и диаметр.
Диаметр равен двум радиусам.
Любая точка окружности находится на одинаковом расстоянии от ее центра; это расстояние называется радиусом окружности. Откройте тетради, запишите число, тему урока.. 4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Ребята, у вас на столах есть заготовки круга и ниточки. Как вы думаете, для чего они нужны? (чтобы измерить длину окружности).
С помощью нитки измерьте длину окружности, а теперь измерьте диаметр окружности. Запишите несколько измерений в тетрадь. (С=…, d=…).
Вычислите отношение С к d. Сделайте вывод.
(сильному ученику: отметить на окружности какую – нибудь точку, прокатить окружность, измерить длину пути и измерив диаметр найти отношение С к d) .
5.Исторические сведения о числе пи
(к уроку ученик на доске выполнил деление с остатком 22 на 7)
На доске запись: «Что я знаю о кругах»
3,1416
Учитель: Длина окружности тем больше, чем больше ее диаметр. Для всех окружностей отношение длины окружности к длине ее диаметра является одним и тем же числом. Сначала было замечено, что длина любой окружности примерно в 3 раза больше диаметра. Затем этот результат был уточнен – в 371 раза, но и тогда математики знали, что это число тоже не
является точным. Чтобы не было проблем при записях расчетов, математики Древней Греции стали обозначать это число буквой греческого алфавита – (пи). Точное значение пи неизвестно и сейчас. Нам для вычислений достаточно использовать значение пи, округленного до разряда сотых: пи=3,14.
Примерно такую же точность дает значение пи=22/7. Число 22/7 носит имя великого математика: называется оно «число Архимеда».
Для закрепления в памяти рационального выражения π – числа Архимеда
(π=22/7 ) может оказаться полезной шутка из учебника Магницкого:
Двадцать две совы скучали
На больших сухих суках.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах,
О мышах довольно юрких
В аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов
У огромных серых сов.
Запоминание величины пи (3,1416) связывают с предложением «Что я знаю о кругах», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре числа пи
Запишем в тетради:
π =С: d; С= πd; d=2r, С=2πr.
Длина окружности обозначается буквой С.
Прослушайте внимательно:
Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком,
Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком,
В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность.
И вдруг понял, что фигура называется…(окружность)
6. Закрепление изученного материала.
Задание 1.
Вычислить приближенную длину С окружности радиусом r, если:
а) r= 4дм, С=______________________________________
б) r=7 км, С=______________________________________
Задание 2.
Вычислить приближенную длину С окружности диаметром d, если:
а) d=6 м, С=___________________________________
б) d=10 мм, С=___________________________________ Круг, как и любая ограниченная линией часть плоскости, характеризуется площадью.
Про площадь круга говорят: Она равна пи эр квадрат.
Мой старший брат решал пример, Чертил круги в тетрадке, А я спросил: «Ну, как там «эр»? Скажи-ка, «пи» в порядке?
И где находится квадрат, Скажи мне по секрету!» Мне протянул тетрадку брат: «Смотри. Секретов нету».
Я долго на круги смотрел И, знаете, ребята, Увидеть так и не сумел Ни одного квадрата.
Ну где же здесь пи эр квадрат? Ну почему так говорят?
Я подрасту, я все пойму, Тогда-то, в час досуга, Открою брату своему Секрет про площадь круга.
Площадь круга выражается через ее радиус по формуле: S=πr2, где S – площадь круга, r – ее радиус, пи - число, которое приблизительно равно 3,14159265.
Задание 3.
Найти площадь круга, радиус которой 2 см, пи=3,14.
Задание 4.
Вычислите площадь S круга радиуса r, если
а) r=10 м, задача:
Клоуну Клёпе надо покрасить пол на арене цирка, радиус которой 5м. На один квадратный метр надо 300 грамм краски. В банке 2 кг. Краски. Сколько ему нужно купить банок краски, чтобы покрасить пол? (Обсуждаем решение задачи). Приходим к выводу, что нужно знать площадь арены. Как же её вычислить?
Арена имеет форму круга, значит, надо знать формулу площади круга
Решение: r=5м S=75кв.м краски потребуется: 22500г=22кг500г
Банок нужно купить: 12штук.
7. Домашнее задание: пункт24, номера 852, 854.
8. Итог урока.
- можно ли сказать, что:
срез яблока – окружность,
срез теннисного шарика – окружность,
глобус – окружность.
- назовите формулы:
длина окружности,
площадь круга;
- что нужно знать, что бы вычислить длину окружности и площадь круга.
Мы живём с братишкой дружно, Нам так весело вдвоём, Мы на лист поставим кружку, Обведём карандашом.
Получилось то, что нужно - Называется ОКРУЖНОСТЬ. Мой брат по рисованию Себя считает мастером, Всё, что внутри окружности, Закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок, По краю синий ободок. КРУГ - тарелка, колесо, ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок. ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА.
Потрудились от души,
Вы, ребята, - молодцы! СПАСИБО ЗА УРОК!
ЗАПАСНОЙ ВАРИАНТ: найти площадь заштрихованной фигуры (кольцо).
Учащимся раздаются карточки. |
|
|