|
Протокол № от 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр мбоу «Хотиловская сош» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотиловская средняя общеобразовательная школа »
Бологовского района Тверской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей ЕМЦ
_____________ Протокол № ___ от
«____»____________2012 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Хотиловская СОШ»
___________ «____»____________2012 г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ «Хотиловская СОШ»
_____________/Ковтун Л.А./ Приказ № ___ от «___»____2012 г.
|
Рабочая программа
по математике 9 класс
Составитель: Сергиенко Юлия Александровна
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по математике для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089);
Примерных программ основного общего образования по математике (Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России от 07.07.2005 № 03-1263);
Типовой программы «Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала анализа 10-11 класс. Автор составитель И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович»;
Типовой программы «Геометрия:7-9 классы» для общеобразовательных учреждений, автор Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Основные цели и задачи математического образования в школе, которые реализуются в авторских программах линии И.И. Зубаревой, А.Г Мордковича, заключаются в следующем:
содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком не как языком общения, а как языком, организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.
Тридцать лет назад социальный заказ состоял в том, чтобы обеспечить выпускников школы определенным объемом математических ЗУНов (знаний, умений, навыков). Это привело к приоритету формул в школьном математическом образовании, приоритету запоминания (а не понимания), засилью репетиторских методов (а не творческих). Сегодняшний социальный заказ выглядит совершенно по-другому: школа должна научить детей самостоятельно добывать информацию и уметь ею пользоваться — это неотъемлемое качество культурного человека в наше время.
Математика изучает математические модели. Математическая модель — это то, что остается от реального процесса, если отвлечься от его материальной сути. Математические модели описываются математическим языком. Изучая математику, мы фактически изучаем специальный язык, «на котором говорит природа», язык, основная функция которого – организующая: таблицы, схемы, графики, алгоритмы, правила вывода, способы логически правильных рассуждений — как в настоящее время обойдется без этого культурный человек, как он спланирует и организует без этого свою деятельность? А где он этому учится? Прежде всего на уроках математики. Понимают ли это сегодняшние школьники? Нет, поскольку этого часто не понимают учителя, привыкшие считать, что математика в школе изучается прежде всего ради формул. Формулы в математике – не цель, а средство, средство приобщения к математическому языку, средство выявления его особенностей и достоинств. «Учить не мыслям, а мыслить!» – так говорил И.Кант 200 лет назад.
Особая цель математического образования – развитие речи на уроках математики. В наше прагматичное время культурный человек должен уметь излагать свои мысли четко, кратко, раскладывая «по полочкам», умея за ограниченное время сформулировать главное, отсечь несущественное. Этому он учится в школе прежде всего на уроках математики. На уроках русского языка и литературы учащиеся обучаются собственно речи, то на уроках математики – организации речи.
В авторской программе И.И. Зубаревой, А.Г Мордковича реализуются пять принципов развивающего обучения Л.В.Занкова:
теория занимает приоритетное положение;
изучение материала проходит в быстром темпе;
трудности не отметаются, а преодолеваются совместной работой с учащимися с помощью отыскания адекватных методических средств;
ученик не развивается по-настоящему, если он не осознает своего развития, не осознает, что изученный на уроке материал имеет гуманитарную (а не только информационную) ценность лично для него. В данном курсе это достигается за счет целесообразно организованного проблемного обучения.
дифференцированный подход к обучению. Упражнения к каждому параграфу выстроены в четырех уровнях. Два уровня — базовые (по стандарту), два уровня - выше базового.
Цель создания данной рабочей программы – внедрение компьютерных технологий в учебный процесс преподавания математики в 9 классе.
Компьютер нашел свое место в каждой школе. Материально-техническая сторона компьютерной базы школ непрерывно улучшается. Все большее число учащихся осваивают первоначальные навыки пользователя компьютером. Однако в настоящее время недостаточное внимание уделяется разработке методик применения современных информационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебный процесс и вооружению частными приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля для каждодневной работы с учащимися. Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета. В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники. Демонстрационный материал (слайды).
Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся. При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме. Задания для устного счета.
Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Электронные учебники.
Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок - новый материал. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом или с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:
уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Математика» в 9 классе отводится 5 ч в неделю, при этом на изучение раздела «Алгебра» - 3 часа в неделю, раздела «Геометрия» - 2 часа в неделю.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Раздел «Алгебра».
Контрольных работ - 9
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой:
добавлена 1 контрольная работа (входной контроль). Учебно-методический комплекс учителя:
Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., «Мнемозина», 2010.
Мордкович А.Г., Александрова Л.А., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра. 9 класс. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., «Мнемозина», 2010.
Тульчинская Е.Е. Алгебра – 9. Блицопрос. М., «Мнемозина», 2009.
Александрова Л.А. Алгебра – 9. Контрольные работы. М., «Мнемозина», 2009.
Александрова Л.А. Алгебра – 9. Самостоятельные работы. М., «Мнемозина», 2009.
Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра – 7-9. Тесты. М., «Мнемозина», 2008
Учебно-методический комплекс ученика:
Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., «Мнемозина», 2011.
Мордкович А.Г., Александрова Л.А., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра. 9 класс. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., «Мнемозина», 2011
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Тема 1. «РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА И ИХ СИСТЕМЫ» (15 часов)
Раздел математики. Сквозная линия.
Множества и комбинаторика
Уравнения и неравенства
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Линейные неравенства с одной переменной и их системы
Квадратные неравенства
Рациональные неравенства
Множество, элемент множества, подмножество, объединение и пересечение множеств
Программа. Контроль за ее выполнением.
Программа
| Кол-во час
| Контроль
| Компьютерное обеспечение урока
| У-1. Комбинированный урок
" Линейные и квадратные неравенства (повторение)»
| 1
|
| Презентация
| У-2. Комбинированный урок
" Линейные и квадратные неравенства (повторение)»
| 1
|
|
| У-3. Урок - контрольная работа
| 1
| Входной контроль
|
| У-4 Урок - новый материал
" Рациональные неравенства »
| 1
|
|
| У-5 Комбинированный урок Рациональные неравенства
| 1
|
|
| У-6 Урок- решения задач «Рациональные неравенства»
| 1
|
|
| У-7 Урок- с/р «Рациональные неравенства»
| 1
| с/р
|
| У-8-9 Комбинированный урок «Множества и операции над ними»
| 2
|
| Диск «Интерактивная математика. 5-9 класс»
| У-10 Урок - решения задач «Множества и операции над ними»
| 1
| тест
|
| У-11 Урок - новый материал
" Системы рациональных неравенств "
| 1
|
|
| У-12 Урок - решения задач
" Системы рациональных неравенств "
| 1
|
| Диск «Математика. Практикум. 5-11 классы»
| У-13 Урок - решения задач
" Системы рациональных неравенств»
| 1
| с/р
|
| У-14 Комбинированный урок «Системы рациональных неравенств»
| 1
|
|
| У-15 Урок - контрольная работа «Рациональные неравенства и их системы»
| 1
| Тематическая к/р
|
|
Требования к математической подготовке
Уметь:
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
Решать рациональные неравенства методом интервалов
Тема «Системы уравнений» (19 часов)
Раздел математики. Сквозная линия. Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Примеры решения нелинейных систем
Решение текстовых задач алгебраическим способом
Программа. Контроль за ее выполнением
Программа
| Кол-во час
| Контроль и отметки
| Компьютерное обеспечение урока
| У-1. Комбинированный урок
" Основные понятия "
| 1
|
| Презентация
| У-2. Урок-решение задач
" Основные понятия "
| 1
|
|
| У-3. Урок-исследование" Основные понятия"
| 1
|
|
| У-4-5. Комбинированный урок
" Основные понятия "
| 2
|
|
| У-6. Урок-с/р
" Основные понятия "
| 1
| с/р
|
| У-7. Урок-исследование " Методы решения систем уравнений "
| 1
|
| Диск «Математика. Практикум. 5-11 классы»
| У-8. Комбинированный урок
" Методы решения систем уравнений "
| 1
|
|
| У-9-10-11. Урок-практикум
" Методы решения систем уравнений "
| 3
|
|
| У-12. Урок- с/р
" Методы решения систем уравнений "
| 1
| с/р
|
| У-13 Урок - контрольная работа «Системы уравнений»
| 1
| Тематическая к/р
|
| У-14. Комбинированный урок «Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи)»
| 1
|
|
| У-15-17 урок – решения задач «Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи)»
| 3
|
| Диск «Математика. Практикум. 5-11 классы»
| У-18 Урок-практикум «Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи)»
| 1
|
|
| У-19 Урок - тест «Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи)»
| 1
| Тест
|
| Требования к математической подготовке
Уметь решать несложные нелинейные системы уравнений
Решать текстовые задачи алгебраическим способом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи
|
|
|