Главная страница

Математическое развитие дошкольника посредством развиваюих игровых заданий



НазваниеМатематическое развитие дошкольника посредством развиваюих игровых заданий
Дата02.07.2016
Размер49.3 Kb.
ТипДокументы

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮИХ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ
Очень часто подготовка детей к школе сводится к формированию у детей определенных знаний, навыков счета, чтения. Между тем исследования показывают, что овладение детьми комплексом знаний, умений и навыков не гарантируют успешного обучения в школе, если ребенок интеллектуально пассивен, у него не выработана привычка и желание думать, стремление узнать что- то новое. Из этого следует вывод, что главное- это развитие психических познавательных процессов: речи, внимания, мышления, памяти, воображения.

Осуществляя математическое развитие детей, необходимо прибегать к нестандартным дидактическим средствам. Не случайно в русской (досоветской) математической литературе большое внимание уделялось занимательным задачам, развивающим упражнениям, так как считалось, что «элемент занимательности облегчает обучение». Не только облегчает, но и развивает интерес к математике, желание ее узнавать. «С другой стороны, элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать мышление , воображение, смекалку, быстроту реакции».

Самое доступное, находящееся под рукой у каждого педагога,- это счетные палочки, которые можно использовать и по прямому назначению как счетный материал, и как средство знакомства ребенка с началами геометрии, они способствуют развитию таких качеств мышления, как активность, самостоятельность. Использовать счетные палочки можно в любом возрасте, усложняя, расширяя действия с ними.

Детям старшей группы можно предложить следующие задания:

- Построить два треугольника из пяти палочек и три треугольника из семи палочек.

- Построить два квадрата из девяти палочек.

- Построить два квадрата из семи палочек.

В подготовительной к школе группе предлагаемые задания можно усложнить. Например:

- Как все треугольники собрать в одном.

- Упражнения на преобразование фигур «Что изменилось?». Здесь при неизменном количестве палочек ребенку нужно получить другую фигуру.

- Добавить, или убрать некоторое (1,2,…)количество палочек, чтобы получить новую фигуру.

Такие задания дети с удовольствием выполняют как при непосредственно организованной деятельности, так и в самостоятельной деятельности, играя в паре.

Некоторое время назад большой популярностью у педагогов и родителей пользовались развивающие игры Б.П. Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб» и др. Сейчас интерес к ним несколько угас, хотя и напрасно, детям они очень нравятся. Играя в такие игры, важно помнить, что они абстрактны, поэтому ребенка мы стараемся заинтересовать, придумывая узорам определенные названия, например, «Фонарик», «Лодочка», «Конфетка», «Дорога», затем просим самого ребенка придумать свое название .Играть в такие игры лучше в непринужденной обстановке, чтобы ребенок смог сосредоточиться на самой игре. Также не следует вмешиваться раньше времени, выполняя задание за ребенка. Лучше подбирать задания по принципу от простого к сложному, чтобы дать возможность ребенку почувствовать себя умелым, успешным.

Начиная со старших групп, педагог может использовать логические задания на поиск недостающих фигур. Это могут быть карточки, на которых в определенной логической последовательности расположено несколько рядов, разделенных на окошки с различными фигурами , одно окошко в каждом ряду без фигуры, здесь может быть знак вопроса. Из фигур, представленных на разрезных карточках, нужно выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса, не нарушая последовательности, то есть недостающей может быть одна из фигур любого ряда и расположения. Поиск фигур осуществляется на основе анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали.

Детям подготовительных групп можно предлагать и такой вид логических упражнений как задачи на поиск признаков отличия одной группы фигур от другой. Решение такой задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от другой.

Хорошо зарекомендовали себя в деятельности с дошкольниками модели и схемы, которые можно использовать во всех видах непосредственно образовательной деятельности. Большим подспорьем в математическом развитие детей могут послужить блоки Дьенеша, в частности такие упражнения этого вида: «Дорожки» (на полу по кругу три макета домиков для поросят). Между ними нужно проложить дорожки, но по правилам, чтобы в первой не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы. Затем правила усложняются: дети должны ориентироваться сразу на два правила (например, построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы, или одной формы, но разного размера и т.п.); «Долина», «Засели дома», «Новые жильцы». Накопив игровой опыт, дети начинают придумывать свои сюжеты для игр с блоками самостоятельно. Ценность таких упражнений в том, что они формируют умения выделять цвет, форму, размер; способность сравнивать, обобщать, классифицировать; развивают восприятие, воображение, память, мышление.

Как известно, детям дошкольного возраста очень нравятся загадки, старшим дошкольникам можно предложить загадки в схемах. Для этого вначале необходимо познакомить их с системой знаков для обозначения признаков предметов (Например ,схематическое изображение большого и маленького домиков будут обозначать размер, изображение лимона- кислый вкус, бесформенное пятно определенного цвета- цвет и т. д.). Можно взять общепринятые знаки, которые подробно описаны сейчас в методической литературе для воспитателей, а можно вместе с детьми придумать свою систему знаков. Далее мы начинаем использовать эти знаки при выполнении анализа и синтеза окружающих нас предметов. Здесь важно, чтобы ребенок не просто нашел правильное решение, но и обосновал свой выбор. Педагогу важно помнить, что не стоит настаивать на одном единственно правильном решении, решений может быть много.

На начальном этапе работы с загадками в схемах задания должны быть достаточно просты. Например, предложите ребенку посчитать, сколько предметов круглой, квадратной, треугольной формы в группе, на улице (при этом ребенку показываем соответствующую карточку- символ), или предложить детям поиграть в паре , например,«Назовите по- очереди, что бывает…квадратной формы и зеленого цвета (обязательно показываем карточку- символ); красного цвета и круглой формы»,потом добавляем большее количество признаков «Что бывает зеленого цвета, овальной формы и маленьким» и т. д.

Вначале дети осваивают карточки- символы, обозначающие цвет, форму, величину. Затем знакомим их с обозначением других признаков: вкус (кислый, соленый, сладкий, горький), в каком виде используется в пищу ( в вареном, печеном, жареном, сыром), где растет ( на грядке, на дереве, на кустарнике. Когда дети хорошо владеют системой символов, придумываем загадки, желательно использовать при этом сказочных, игровых персонажей, героев мультфильмов (Например, Лиса Волка послала на рынок и попросила его купить что-то красного цвета, большое, сладкое на вкус, растущее на дереве , есть можно в сыром , печеном виде (выставляются соответствующие карточки- символы). Дети предлагают варианты отгадок, в результате обсуждений приходим к выводу, что это яблоко.

В дальнейшем дети сами придумывают загадки, загадывают их детям и педагогу, родителям.

Литература:

Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика- это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2008.

Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009.

Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2010

Фесюкова Л. Б., От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000