Главная страница

Протокол № от 20 г. Утверждено Приказ № от 20 г



НазваниеПротокол № от 20 г. Утверждено Приказ № от 20 г
страница4/4
Дата16.02.2016
Размер0.62 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4
Тема 4. Царство Растения (10 часов)


25

Ботаника — наука о растениях



1

Урок формирование знаний и умений

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Осознание важности растений в природе и жизни че­ловека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. потребность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетичес­кое восприятие природы. Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;


Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,


Фронтальный, индивидуальный опрос.








26

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания


1

Урок формирование знаний и умений

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.»

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы

Развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли);

Учащиеся могут узнать:

- половое и бесполое размножение водорослей,

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,


Фронтальный, индивидуальный опрос. Лаб. раб.








27

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

1

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной

деятельности

Развивается умение работать

с текстом и иллюстрациями учебника

Учащиеся должны знать:

- роль водорослей жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль водорослей биосфере;

- давать характеристику основным группам водорослей;

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,


Фронтальный, индивидуальный опрос.








28

Лишайники


1

Урок формирование знаний и умений

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

о состоянии окружающей среды

Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику лишайникам;





Фронтальный, индивидуальный опрос.








29

Мхи


1

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).»


Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи к высшим споровым

растениям.

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи);

Учащиеся могут узнать:

- жизненные циклы мхов

- редкие и охраняемые растения Омской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Лаб. раб.








30

Папоротники, хвощи, плауны


1

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Л.р.№10

«Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника»

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники);

Учащиеся могут узнать:

- жизненные циклы папоротников,

- древовидные папоротники,

- редкие и охраняемые растения Тамбовской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Лаб. раб








31

Голосеменные растения

1

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений и установления усложнений в их строении

Развитие умения выделять

существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные);

Учащиеся могут узнать:

- жизненный цикл сосны,

- редкие и охраняемые растения Тамбовской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Лаб. раб








32

Покрытосеменные растения


1

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Л.р.№13 «Строение цветкового растения»

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их

строении.

Развивается умение выделять

существенные признаки покрытосеменных растений

и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

Учащиеся могут узнать:

- покрытосеменные – господствующая группа растений,

- редкие и охраняемые растения Тамбовской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Лаб.раб








33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира


1

Урок формирование знаний и умений

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции.

Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического

развития (эволюции)

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся могут узнать:

- древовидные папоротники,

- покрыто-семенные – господствующая группа растений,

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши.

Фронтальный, индивидуальный опрос.








34

К. р. №3 по теме: «Царство Растения»


1

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год.




Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений в биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.




Контр.раб№3







35

Урок обобщения и повторения по пройденному курсу биологии.

1

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий пройденного курса. Подведение итогов за год. Летние задания.

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края».














Отчёт об экскурсии.















Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2012 г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2012 г.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса: MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  • Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

  • Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004

  • Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004

  • Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

  • Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

  • Биология 6-9 класс (электронная библиотека)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать

свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



Учебник – Автор: Пасечник В.В.

Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений /

Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2015– 144 с.: ил.

Программно-методические материалы

1.Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.

2.«Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).

3.В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» - М.: Дрофа, 2013.

4. Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)
1   2   3   4