|
Тема 4. Царство Растения (10 часов)
25
| Ботаника — наука о растениях
| 1
| Урок формирование знаний и умений
| Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы
| Осознание важности растений в природе и жизни человека
| Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
| Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере;
| Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
|
|
| 26
| Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
| 1
| Урок формирование знаний и умений
| Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.
Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.»
| Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы
| Развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям
| Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли);
| Учащиеся могут узнать:
- половое и бесполое размножение водорослей,
Учащиеся смогут научиться:
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
| Фронтальный, индивидуальный опрос. Лаб. раб.
|
|
| 27
| Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
| 1
| Урок закрепления и совершенствования знаний и умений
| Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей
| Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной
деятельности
| Развивается умение работать
с текстом и иллюстрациями учебника
| Учащиеся должны знать:
- роль водорослей жизни человека;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять роль водорослей биосфере;
- давать характеристику основным группам водорослей;
| Учащиеся смогут научиться:
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
|
|
| 28
| Лишайники
| 1
| Урок формирование знаний и умений
| Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека
| Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода
о состоянии окружающей среды
| Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы
| Учащиеся должны знать:
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику лишайникам;
|
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
|
|
| 29
| Мхи
| 1
| Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике
| Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).»
| Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений
и установления усложнений в их строении
| Развивается умение выделять
существенные признаки высших споровых растений
и на этом основании относить мхи к высшим споровым
растениям.
| Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи);
| Учащиеся могут узнать:
- жизненные циклы мхов
- редкие и охраняемые растения Омской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
Лаб. раб.
|
|
| 30
| Папоротники, хвощи, плауны
| 1
| Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике
| Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Л.р.№10
«Строение спороносящего хвоща»
Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника»
| Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений
и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.
| Развивается умение выделять
существенные признаки высших споровых растений
и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям
| Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники);
| Учащиеся могут узнать:
- жизненные циклы папоротников,
- древовидные папоротники,
- редкие и охраняемые растения Тамбовской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
Лаб. раб
|
|
| 31
| Голосеменные растения
| 1
| Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике
| Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.
Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
| Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших
растений и установления усложнений в их строении
| Развитие умения выделять
существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями
| Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные);
| Учащиеся могут узнать:
- жизненный цикл сосны,
- редкие и охраняемые растения Тамбовской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
Лаб. раб
|
|
| 32
| Покрытосеменные растения
| 1
| Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике
| Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Л.р.№13 «Строение цветкового растения»
| Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их
строении.
| Развивается умение выделять
существенные признаки покрытосеменных растений
и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам
| Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
| Учащиеся могут узнать:
- покрытосеменные – господствующая группа растений,
- редкие и охраняемые растения Тамбовской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
Лаб.раб
|
|
| 33
| Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
| 1
| Урок формирование знаний и умений
| Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира
| Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития
растительного мира и установления усложнений в
строении растений в процессе эволюции.
| Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического
развития (эволюции)
| Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
| Учащиеся могут узнать:
- древовидные папоротники,
- покрыто-семенные – господствующая группа растений,
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
|
|
| 34
| К. р. №3 по теме: «Царство Растения»
| 1
| Обобщающий урок
| Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год.
|
| Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя
| Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений в биосфере;
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
|
| Контр.раб№3
|
|
| 35
| Урок обобщения и повторения по пройденному курсу биологии.
| 1
| Обобщающий урок
| Систематизация и обобщение понятий пройденного курса. Подведение итогов за год. Летние задания.
Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края».
|
|
|
|
| Отчёт об экскурсии.
|
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2012 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2012 г. Материально-техническое обеспечение учебного процесса: MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004
Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004
Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
Биология 6-9 класс (электронная библиотека)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Учебник – Автор: Пасечник В.В.
Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений /
Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2015– 144 с.: ил.
Программно-методические материалы –
1.Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.
2.«Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
3.В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» - М.: Дрофа, 2013.
4. Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru) |
|
|