Главная страница

Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А. С. Пушкин, И. З. Суриков, И. С. Никитин)»



Скачать 84.02 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А. С. Пушкин, И. З. Суриков, И. С. Никитин)»
Дата29.02.2016
Размер84.02 Kb.
ТипУрок

Урок по литературе в 5 классе

«Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

Цель урока: показать своеобразие пейзажной лирики и мастерство поэтов XIX в. В создании картин зимнего пейзажа; формировать первичные навыки анализа стихотворения; развивать любовь к поэзии, навыки выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования; воспитывать любовь к родной природе, Родине, поэтическому слову.
Ход урока.

I. Организационный момент

На доске:

Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века. А.С. Пушкин «Зимнее утро», И.З. Суриков «Зима» (отрывок), И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»(отрывок)

…Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница – зима…

А.С. Пушкин.
Словарь урока

Пейзаж тропы олицетворение эпитет метафора сравнение рифма

Аврора (у римлян) – богиня утренней зари

Вечор – вечера, вечерами

II. Основная часть

  1. (беседа) - Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима. А вы любите зиму? Почему?




  • Все ребятишки и взрослые любят зиму, потому что зимой всё изменяется вокруг, природа преображается.

  • Русские поэты тоже любили это замечательное время года и посвятили зиме много своих стихотворений. Сегодня на уроке мы об этом и будем говорить.

  • Итак, откройте тетради, запишите число и тему урока:



«Поэтические картины зимы в стихотворениях

русских поэтов XIX века».
А эпиграфом нашего урока я взяла строки из романа замечательного русского поэта А.С. Пушкина «Е.О.» (читаю эпиграф).

  • Как называет поэт зиму?

  • Волшебницей, а вот почему мы узнаем сегодня из нашего урока.

  1. - А сейчас закройте глаза (звучит музыка) и представьте себе, что вы так долго ждали, когда наступит «настоящая зима» и выпадет снег, а его всё не было. И вот вы легли спать. А утром, проснувшись, выглянули в окно. О чудо! Выпал первый снег! Опишите снег, увиденный из вашего окна. Какой он?

(белый, пушистый, лёгкий, на солнце серебристый и искрится, немного голубой...)

  • Какие чувства, какое настроение вызывают у вас изменения, что произошли ночью?

(На душе радостно, хочется выбежать на улицу, играть, бегать, кувыркаться в снегу. Хочется сделать что-то хорошее, сказать что-то доброе маме, бабушке, друзьям.)

  • Значит, за ночь произошло чудо, всё вокруг преобразилось до неузнаваемости.




  • А кто совершил это чудо? Давайте ещё раз прочитаем про себя строчки, которые мы взяли сегодня за эпиграф урока.

  • Вы согласны с мнением А.С. Пушкина, что зима - волшебница!

  • Хорошо.

  • Такие же чувства восторга и радости вызывает приход зимы и у взрослых, и, конечно, у поэтов, художников, композиторов, потому что красота родной природы не может оставить равнодушным ни одного человека, любящего свою землю, край, Родину.




  1. - А сейчас посмотрите на репродукцию картины художника Пластова, которая так и называется «Первый снег».

  • Что изображено на картине?

  • Какой снег? Похож ли он на тот, который описывали вы?

  • Как художник передаёт чувство радости и восторга от первого снега?

  • Итак, мы видим, что дети, изображённые, на картине Пластова испытывают такие же чувства радости, как и вы, встречая первый снег.

  1. А.С. Пушкин тоже очень любил зиму. И этому времени года он посвятил много замечательных стихотворений. Послушайте одно из них:

(Читаю наизусть «Зимнее утро», звучит музыка, на экране сначала иллюстрация зимнего пейзажа, потом стихотворение «Зимнее утро», чуть позже: вечор - вчера вечером; Аврора - звезда.)

  • Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Радостным, весёлым, поэт радуется морозному солнечному дню)

  • У вас на партах лежат листочки с напечатанным этим стихотворением, прочитайте его ещё раз про себя (читают под музыку).

  • В стихотворении есть две картины природы. Одна описывает то, что было вечор, т.е. вчера вечером. Найдите этот фрагмент и зачитайте.

  • Какие чувства передаёт поэт? (Грусть, печаль, тревога, «вьюга злилась»...)

  • А другая картина описывает то, что видит поэт «нынче», т.е. «зимнее утро». Прочтите этот фрагмент.

  • А какие здесь чувства овладевают поэтом?

(Радости, восхищения красотой русской зимы и тем, как она преобразовала всё вокруг.Настоящая волшебница.)

  • Ребята, а как называется такое описание природы в литературе?

  • Правильно, это пейзаж.

  • Так, кто нам напомнит, что такое пейзаж?

(Это картины природы, изображающие художниками на картинах и поэтами в стихах.)

  • Итак, в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина два пейзажа.

  • Можно ли утверждать, что они контрастны?

Конечно, вечерний пейзаж - грустный, печальный, скучный; а утренний - весёлый, радостный, выражающий восхищение преобразованиями зимы.

  • А сейчас, ребята, обратите внимание на доску. Почему к сегодняшнему уроку доска оформлена зимними пейзажами, репродукцией картины Пластова?

  • Правильно, потому что мы сегодня говорим о пейзаже. И, в первую очередь, это пейзаж в живописи. Внимательно рассмотрите пейзажные зарисовки на доске. Может кто-то выберет из них иллюстрацию к пейзажам Пушкина в стихотворении «Зимнее утро», может, к отдельным строкам.

(«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась...»«Мороз и солнце, день чудесный...»

«Под голубыми небесами...»).

  • Хорошо, молодцы.

  • Скажите, а с помощью чего создают художники пейзажи? (Красок, кисти, холста.)

  • А с помощью чего рисует зимние пейзажи А.С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»?

  • С помощью тропов. Обратите внимание на доску, где написан словарь урока. Итак, что использует поэт?

(Эпитеты, олицетворение, метафоры.)

  • А сейчас мы поработаем по группам. Задание - найти в стихотворении «Зимнее утро» художественно-выразительные средства языка, с помощью которых поэт создаёт картину зимнего утра и вечера накануне.

Но прежде, чем вы будете искать тропы, давайте вспомним, что такое эпитет, олицетворение, метафора. (Дети отвечают.) Выполняем задание по рядам: Но I строфу сделаем все вместе.

  1. ряд - II строфа; III ряд - IV строфа:

  1. ряд - III строфа: IV ряд - V строфа.



5. - Сегодня мы познакомимся со стихотворениями о зиме и других поэтов XIX века. Итак, слушаем стихотворение, которое выучила Кира. И.З. Суриков «Зима» (отрывок). (Ученица читает.)

  • Это стихотворение есть в ваших учебниках на стр. 298, сейчас вы прочитайте его каждый про себя и ответите на вопросы. Работаем по рядам:

/ ряд - Что описывает поэт в этом стихотворении? (картину зимы)

  • А похоже это описание на ту картину, которую описывает А.С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»? Нет, у Сурикова картина совсем другая, более спокойная, некрасочная и солнце совсем не видно. Поэт ровно, спокойно описывает о тех изменениях, которые произошли в природе с приходом зимы.

// ряд - Что бы вы нарисовали, если бы вам надо было проиллюстрировать стихотворение? Нарисуйте устно картину по стихотворению Сурикова «Зима». (Падает тихо спокойно белый снег, кружатся снежинки, ровное белое поле, а за ним вдалеке чернеет лес, припорошенный снегом.Ничто не сверкает, не блестит, на небо выплывает неяркое солнце.)

III ряд - Какие художественно-выразительные средства языка использует
Суриков для создания зимнего пейзажа?

(Всё выполняют под музыку)
6. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением о зиме.
Выходит Саша Марков и читает наизусть Иван Саввич Никитин «Зимняя

ночь в деревне».

  • Прочитайте все стихотворение про себя. (Звучит музыка.)




  1. - О чём это стихотворение?

зимней ночи именно в деревне, кругом тишь и благодать, даже псы не лают ...)

  1. - Как построено стихотворение? Какая в нём рифмовка? (4 строфы по 4 строчки, рифмовка перекрёстная: 1 - 3; 2 - 4.)

  2. - Ребята, мы прочитали стихотворение «Зимняя ночь в деревне» И.С. Никитина. А сейчас давайте рассмотрим в нашем учебнике иллюстрацию к картине художника Каменева «Зимняя дорога» (учебник, стр. 296).

  • Что вы видите на этой иллюстрации?

  • Какие строчки из стихотворения Никитина можно соотнести с этой иллюстрацией?

  • Кто нашёл? Зачитайте.

(... Пусто, одиноко сонное село...)

  • Правильно. Молодцы. Итак, мы ещё раз убедились, что и художники, и поэты могут создавать зимние пейзажи, только художники красками, а поэты словами.



7. - Вы тоже были в роли художников, когда рисовали дома зимние пейза-
жи. Зима выдалась в этом году поздняя, но всё-таки пришла и преобразила всё во-
круг, недаром А.С. Пушкин называет её волшебницей.

  • Давайте рассмотрим ваши рисунки. Сегодня на уроке мы познакомились с тремя стихотворениями поэтов XIX века о зиме. Попробуйте соотнести строки из этих стихотворений с вашими рисунками.

  • Кто подобрал, идите к доске, покажите картину и зачитайте соответствующие строки.

  • Может, кто хочет прокомментировать свой рисунок (Белоусова).

  • Какие краски вы использовали, чтобы нарисовать зимний пейзаж?

  1. Не так давно на уроке по развитию речи мы писали сочинение-описание по картине художника Юона «Русская зима. Лигачёво». Так вот некоторые ребята даже попробовали написать в стихотворной форме. Я думаю, что неплохо получилось у Киры. И, наверное, Кира уже почувствовала себя поэтом.




  • Кира, прочитай своё стихотворение. Скажи, а ты пользовалась художественно-выразительными средствами языка, чтобы передать картину зимней природы, а какие тропы ты использовала?

  1. - Сегодня на протяжении нашего урока звучала музыка, когда мы читали стихи, работали над текстом.

  • Как вы думаете, почему?

  • Правильно, потому что музыка помогает лучше понять произведение и те чувства, которые хотел выразить поэт. Ведь композиторы с помощью звуков тоже описывают картины природы, передают различные чувства. А известный русский композитор П.И. Чайковский написал целый музыкальный альбом, который так и назвал «Времена года». Мы с вами обязательно познакомимся с этими произведениями.

  1. А сейчас давайте подведём итог урока:




  1. - О чём мы сегодня говорили на уроке?

  2. - Что занимались?

  3. - При помощи чего художники создают пейзажи?

  4. -А поэты?

  • Хорошо, молодцы. Мне понравилось, как вы сегодня отвечали. (Отметить наиболее активных детей, оценить.)



А теперь запишите д/з (оно уже на доске, под одной из репродукций картины).

Д/з 1) Найти тропы (письменно) в стихотворении Никитина.

2) Выучить понравившееся стихотворение наизусть.