|
Протокол № 2015г. «Согласовано» Сенги И. К. Зам дир по увр Министерство образования Республики Тыва
Муниципальное бюджетное учреждение Ээрбекская средняя общеобразовательная школа
Кызылского кожууна Республики Тыва
Рассмотрено на заседании
Руководитель ШМО
Ховалыг Б.Л.
Протокол №___
«___»___________2015г.
| «Согласовано»______
Сенги И.К.
Зам.дир. по УВР
«___»____________2015г.
| «Утверждаю»______
Даваа М.П.
Директор школы
Приказ №____
«___»____________2015г.
| Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный математик»
в 5 классе на 2015-2016 учебный год
Количество часов:
в неделю 1, всего за год 34.
Учитель
Ховалыг О.Б
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности « Юный математик» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Программа курса «Юный математик » для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цель курса:
развитие математических способностей и логического мышления;
развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи курса:
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
раскрытие творческих способностей ребенка;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Содержание курса Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.
При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Частота занятий – 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
Предметные
| Метапредметные
| Регулятивные
| Познавательные
| Коммуникативные
| Личностные
| Знают особые случаи устного счета
| Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач.
| Учитывают правила в планировании и контроле способа решения
| Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы
| Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
| Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России.
| Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»;
| Находят наиболее рациональные способы решения логических задач
| Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
| Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач.
| Контролируют действия партнера
| Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
| Решают нестандартные задачи разрезание
| Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах
| Различают способ и результат действия.
| Владеют общими приемами решения задач.
| Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению
| Формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов;
| Решают неопределенные уравнения и уравнения под знаком модуля.
| Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами
| Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.
| Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
| Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов
| Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
| Знают определения основных геометрических понятий
| Взаимопроверка в парах. Умеют работать с текстом. умеют составлять занимательные задачи;
| Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок
| Владеют общим приемом решения задач.
| Могут участвовать в диалоге
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
| решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
| Распознают плоские геометрические фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач;
| Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели
| Умеют применять изученные свойства и формулы
| Могут аргументировать свою точку зрения
| Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
| Измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие.
| Решать несложные практические задачи на построение
| Могут проводить сравнительный анализ
| Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами
| Умеют строить монологическое контекстное высказывание
| Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
| Вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов)
| Могут устно прикидывать и оценивать результаты
| Умеют планировать пути достижения целей
| Умеют анализировать свойства геометрических фигур
| Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры
| Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
|
I модуль: « Логические задачи»
№
п\п
| Изучаемый материал
| кол-во часов
| дата
| план
| факт
| 1
| Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.
| 1
| 2.09
|
| 2
| Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь»
| 1
| 9.09
|
| 3
| Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов. Решение логической задачи.
| 1
| 16.09
|
| 4
| Интересный способ умножения. Мир больших чисел.
| 1
| 23.09
|
| 5
| Решение олимпиадных задач арифметическим методом .Уникурсальные кривые ( фигуры).
| 1
| 30.09
|
| 6
| Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся
на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор.
| 1
| 7.10
|
| 7
| Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек».
| 1
| 14.10
|
| 8
| Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии.
| 1
| 21.10
|
| 9
| Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.
| 1
| 28.10
|
| 10
| Решение олимпиадных задач ( используя действия с натуральными числами). Лабиринты.
| 1
| 11.11
|
| 11
| Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть?
| 1
| 18.11
|
| 12
| Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.
Решение олимпиадных задач различными способами.
| 1
| 25.11
|
| 13
| Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность.
| 1
| 2.12
|
| 14
| Прибавление четного. Знак произведения
| 1
| 9.12
|
| 15
| Чередование. Решение задач игры « Кенгуру».
| 1
| 16.12
|
| 16
| Разбиение на пары. Решение задач игры « Кенгуру».
| 1
|
|
| 17
| Решение олимпиадных задач. Зачет.
| 1
|
|
|
II модуль : « Занимательная математика».
№
п/п
| Изучаемый материал
| Кол-во
часов
| дата
| план
| факт
| 1
| Простые числа. Решение олимпиадных задач ( математические ребусы) .
Игра «Буриме» с использованием чисел.
| 1
|
|
| 2
| Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра .Архимед. Решение олимпиадных задач (на совместную работу).
| 1
|
|
| 3
| Старинные меры . Оригами
| 1
|
|
| 4
| Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач ( на делимость чисел). Логическая задача «Обманутый хозяин»
| 1
|
|
| 5
| Приемы устного счета. Происхождение математических знаков.
| 1
|
|
| 6
| Решение олимпиадных задач( задачи мудрецов). Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10».
|
|
|
| 7
| Умножение на 155 и 175.Биографическая миниатюра . Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на взвешивание .
| 1
|
|
| 8
| Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус
« Продень монетку».
| 1
|
|
| 9
| Умножение двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач
( инварианты).
| 1
|
|
| 10
| Считаем устно. Решение олимпиадных задач ( бассейны, работа и прочее)
| 1
|
|
| 11
| Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в художественной литературе. Игра « Попробуй сосчитай».
| 1
|
|
| 12
| Решение олимпиадных задач ( с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах.
| 1
|
|
| 13
| Тестовые задачи( задачи, решаемые с конца)
| 1
|
|
| 14
| Математические ребусы. Решение олимпиадных задач.
| 1
|
|
| 15
| Геометрические задачи на разрезание.
| 1
|
|
| 16
| Тестовые задачи (переливание).
| 1
|
|
| 17
| Логические задачи. Зачет
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы проведения занятий
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
- построение алгоритма действий;
-фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
- работа в парах, взаимопроверка
- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;
- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса , математических игр, математических праздников. Творческие работы учащихся по темам: 1. Счет у первобытных людей
2.Цифры у разных народов.
3.Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.
4. « Пифагор и его школа»
5. Биография Архимеда.
7.П. Ферма и его теорема.
8.Биография Б. Паскаля
9. Биография Р. Декарта
10.И. Ньютон и его открытия.
11.Задачи в стихах.
ЛИТЕРАТУРА: 1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г. |
|
|