Главная страница


Программа воспитания и социализации обучающихся мбоу«Общеобразовательная Березниковская средняя школа» на ступени основного общего образования Структура программы



НазваниеПрограмма воспитания и социализации обучающихся мбоу«Общеобразовательная Березниковская средняя школа» на ступени основного общего образования Структура программы
страница3/3
Дата27.08.2016
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3

2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся 

Уровни сформированности результатов воспитания и социализации

Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся и эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития и культуры поведения обучающихся, их воспитания и социализации, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры учащихся образовательное учреждение планирует использовать следующие критерии оценки уровней их сформированности. Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом:

Первый уровень: Понимаю

(у школьника имеются):

Второй уровень: Стремлюсь

(обучающийся стремится):

Третий уровень: Делаю

(у подростка наблюдаются)

понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе;

осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми;

понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества;

способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности;

понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир

проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии

с требованиями к личностному развитию и социализации;

оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести

и с позиции норм морали;

определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны;

освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа;

оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды.

действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию;

конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий

потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;

собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности;

достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.


Обобщённый результат – «идеальный портрет»

Таким образом, взяв за основу содержание трёх уровней развития учащегося, направленных на воспитание и социальную самоидентификацию личности, мы можем представить некий идеальный портрет выпускника основной школы, который включает в себя такие основные личностные характеристики:

самостоятельность и уверенность;

мотивация «на удачу» и оптимизм;

вежливость и отзывчивость;

любовь к своему народу, краю и Отечеству;

признание ценностной толерантности и уникальности каждого человека;

готовность к выбору как осознание своей ответственности за результаты и последствия своего поведения и деятельности (в том числе и будущей профессиональной);

активность и скромность;

самопознание и самоконтроль;

настойчивость в достижении целей и стремление к улучшению своих результатов;

самосовершенствование.


Но идеал, как известно, высшая, труднодостижимая цель, совершенное воплощение личности. Разумеется, немногие могут достичь такого уровня, однако цель воспитания и социализации личности – развивать стремление, желание и, наконец, потребность обучающегося походить на этот идеал






      1. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся

Мониторинг - система диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации учащихся.
Для контроля над реализацией Программы в ОУ определена группа мониторинга в составе:

  • заместитель по воспитательной работе;

  • педагог-организатор

  • классные руководители

  • психолог

  • социальный педагог

Функции участников группы: организация сбора, хранения, обработки и распространении информации о ходе реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательном учреждении и прогнозирование его развития.


 Цель мониторинга - изучение динамики духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.

Основные методические задачи:

  • Определение особенностей развития во времени процесса воспитания и социализации в ОУ, группе классов, данном классе.

  • Установление зависимости между внутренними и внешними условиями воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитания и социализации обучающихся..

  • Прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов (тенденций воспитанности детей, динамики развития коллектива и т.д.).

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации учащихся выступают: 

  1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся; 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера, профессиональная позиция педагога, как условие развития личности школьника

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

3. Особенности детско-родительских отношений и степень удовлетворенности родителей воспитательным процессом в школе

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждение

программы воспитания и социализации учащихся на ступени ООО:
принцип системности – предполагает изучение планируемых результатов развития учащихся, в качестве составных (системных) элементов общего процесса духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся
принцип личностно-социально-деятельностного подхода - изучение духовно-нравственного развития и социализации учащихся в единстве основных социальных факторов их развития - социальной среды, воспитания, деятельности личности, ее внутренней активности;
принцип объективности – предполагает формализованность оценки;

принцип детерминизма (причинной обусловленности) – обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на духовно-нравственное развитие и социализацию учащихся;
принцип признания безусловного уважения прав учащихся. Этот принцип также предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик учащихся.

Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся 

2.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.


В ходе мониторинга результатов воспитания и социализации обучающихся ОУ предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) – позволяет выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов.
Опрос – информация, заключенная в словесных сообщениях учащихся.

Виды опроса:

анкетирование; 
интервью;
беседа

Психолого-педагогическое наблюдение  целенаправленное восприятие и фиксация особенностей, закономерностей развития и воспитания учащихся. Виды наблюдения: 

включенное наблюдение – наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с учащимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает; 
узкоспециальное наблюдение – направлено на фиксирование строго определенных параметров (психолого-педагогических явлений) духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся.
Психолого-педагогический эксперимент (основной метод исследования). 

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности образовательного учреждения по формированию духовно-нравственной культуры и социализации учащихся.
В рамках психолого-педагогического исследования воспитания и социализации обучающихся следует выделить три этапа:

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации учащихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации учащихся. Этап предполагает исследование динамики уровней воспитания и социализации учащихся.
Для изучения динамики эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики духовно-нравственного развития подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования. 

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации учащихся:

1.Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся. 

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Критерии, по которым изучается динамика воспитания и социализации учащихся:
1. Положительная динамика - увеличение значений выделенных показателей духовно-нравственного развития и социализации учащихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихсяна интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей на интерпретационном и контрольного этапах исследования

Список  литературы:


  • Примерная образовательная программа ОС «Школа 2100»

  • Д.В.Григорьев. П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор. М «Просвещение» 2010

  • Организация процесса внедрения ФГОС второго поколения. Архангельск. 2011.

  • Абрамова С.В., Дмитриенко Г.В. «Система гражданского образования школьников» ООО «Глобус»-2006

  • Т.А.Фалькович, Т.А.Шунина «По законам добра» Москва 2006.

  • Ивлиева Л.Г.  «Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников» - Аркти, 2006;

  • Летнева  О.В. «Правовое воспитание школьников. 5-9 класс. Конспекты занятий» - Учитель 2005

Список приложений

Приложение 1.Мониторинг

Приложение 2.Мониторинг

Приложение 3.Мониторинг

Приложение 4. Система поощрений.

Приложение 5. Положение о внеурочной деятельности

Приложение 6. Должностные инструкции:

    1. Заместитель директора по воспитательной работе

    2. Педагог дополнительного образования

    3. Педагог – организатор

Приложение 7. Договоры о сотрудничестве.


1   2   3