2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
Уровни сформированности результатов воспитания и социализации
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся и эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития и культуры поведения обучающихся, их воспитания и социализации, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры учащихся образовательное учреждение планирует использовать следующие критерии оценки уровней их сформированности. Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом:
Первый уровень: Понимаю (у школьника имеются): | Второй уровень: Стремлюсь (обучающийся стремится): | Третий уровень: Делаю (у подростка наблюдаются) | • понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе; • осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; • способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; • понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир | • проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; • оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести • определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; • освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа; • оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды. | • действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию; • конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий • потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности; • собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; • достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями. | Обобщённый результат – «идеальный портрет»
Таким образом, взяв за основу содержание трёх уровней развития учащегося, направленных на воспитание и социальную самоидентификацию личности, мы можем представить некий идеальный портрет выпускника основной школы, который включает в себя такие основные личностные характеристики: • самостоятельность и уверенность; • мотивация «на удачу» и оптимизм; • вежливость и отзывчивость; • любовь к своему народу, краю и Отечеству; • признание ценностной толерантности и уникальности каждого человека; • готовность к выбору как осознание своей ответственности за результаты и последствия своего поведения и деятельности (в том числе и будущей профессиональной); • активность и скромность; • самопознание и самоконтроль; • настойчивость в достижении целей и стремление к улучшению своих результатов; • самосовершенствование.
Но идеал, как известно, высшая, труднодостижимая цель, совершенное воплощение личности. Разумеется, немногие могут достичь такого уровня, однако цель воспитания и социализации личности – развивать стремление, желание и, наконец, потребность обучающегося походить на этот идеал
Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг - система диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации учащихся. Для контроля над реализацией Программы в ОУ определена группа мониторинга в составе:
заместитель по воспитательной работе;
педагог-организатор
классные руководители
психолог
Функции участников группы: организация сбора, хранения, обработки и распространении информации о ходе реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательном учреждении и прогнозирование его развития.
Цель мониторинга - изучение динамики духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.
Основные методические задачи:
Определение особенностей развития во времени процесса воспитания и социализации в ОУ, группе классов, данном классе.
Установление зависимости между внутренними и внешними условиями воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитания и социализации обучающихся..
Прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов (тенденций воспитанности детей, динамики развития коллектива и т.д.).
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации учащихся выступают:
Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера, профессиональная позиция педагога, как условие развития личности школьника
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
3. Особенности детско-родительских отношений и степень удовлетворенности родителей воспитательным процессом в школе
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждение
программы воспитания и социализации учащихся на ступени ООО: принцип системности – предполагает изучение планируемых результатов развития учащихся, в качестве составных (системных) элементов общего процесса духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся; принцип личностно-социально-деятельностного подхода - изучение духовно-нравственного развития и социализации учащихся в единстве основных социальных факторов их развития - социальной среды, воспитания, деятельности личности, ее внутренней активности; принцип объективности – предполагает формализованность оценки;
принцип детерминизма (причинной обусловленности) – обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на духовно-нравственное развитие и социализацию учащихся; принцип признания безусловного уважения прав учащихся. Этот принцип также предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик учащихся.
Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся
2.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.
В ходе мониторинга результатов воспитания и социализации обучающихся ОУ предусматривает использование следующих методов: Тестирование (метод тестов) – позволяет выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов. Опрос – информация, заключенная в словесных сообщениях учащихся.
Виды опроса:
анкетирование; интервью; беседа
Психолого-педагогическое наблюдение – целенаправленное восприятие и фиксация особенностей, закономерностей развития и воспитания учащихся. Виды наблюдения:
включенное наблюдение – наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с учащимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает; узкоспециальное наблюдение – направлено на фиксирование строго определенных параметров (психолого-педагогических явлений) духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся. Психолого-педагогический эксперимент (основной метод исследования).
В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности образовательного учреждения по формированию духовно-нравственной культуры и социализации учащихся. В рамках психолого-педагогического исследования воспитания и социализации обучающихся следует выделить три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации учащихся. Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся. Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации учащихся. Этап предполагает исследование динамики уровней воспитания и социализации учащихся. Для изучения динамики эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики духовно-нравственного развития подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации учащихся:
1.Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии, по которым изучается динамика воспитания и социализации учащихся: 1. Положительная динамика - увеличение значений выделенных показателей духовно-нравственного развития и социализации учащихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический); 2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихсяна интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей на интерпретационном и контрольного этапах исследования
Список литературы:
Примерная образовательная программа ОС «Школа 2100»
Д.В.Григорьев. П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор. М «Просвещение» 2010
Организация процесса внедрения ФГОС второго поколения. Архангельск. 2011.
Абрамова С.В., Дмитриенко Г.В. «Система гражданского образования школьников» ООО «Глобус»-2006
Т.А.Фалькович, Т.А.Шунина «По законам добра» Москва 2006.
Ивлиева Л.Г. «Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников» - Аркти, 2006;
Летнева О.В. «Правовое воспитание школьников. 5-9 класс. Конспекты занятий» - Учитель 2005
Список приложений
Приложение 1.Мониторинг
Приложение 2.Мониторинг
Приложение 3.Мониторинг
Приложение 4. Система поощрений.
Приложение 5. Положение о внеурочной деятельности
Приложение 6. Должностные инструкции:
Заместитель директора по воспитательной работе
Педагог дополнительного образования
Педагог – организатор
Приложение 7. Договоры о сотрудничестве.
|