Главная страница


Программа учебного курса по экономике в 8 классе. Пояснительная записка



НазваниеПрограмма учебного курса по экономике в 8 классе. Пояснительная записка
страница3/4
Дата09.02.2016
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4


Рабочая программа учебного курса по экономике в 9 классе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, которые включают в себя как необходимое представление о современных экономических системах, основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии подготовки социально адаптированной личности школьника.

Овладение основами экономических знаний даст ученикам возможность понять:

  • Роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;

  • Место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;

  • Механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значения сбережений и инвестиций, налоговую систему;

  • Причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;

  • Сущность и механизмы функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческий банков, финансовых рынков;

  • Движущие силы и основные закономерности экономического роста;

  • Основные проблемы мировой экономики, международная торговля и система платежей, протекционизма и либерализма, интеграции экономических связей.

Полученные экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.

В процессе обучения учащийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему цели сообразного выбора, который в течении жизни человек делает постоянно – в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.

Экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества.

Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельно составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов.

В качестве текущего контроля знаний по экономике могут быть рекомендованы традиционные для всех предметных областей способы:

  • Теоретические, практические, проблемные вопросы:

  • Решение задач и выполнение упражнений;

  • Домашние творческие задания;

  • Экономические тесты, кроссворды;

  • Деловые игры.

Рабочая программа основана на использовании УМК НИРО кафедры экономического образования 2008г., на основе государственного стандарта начального, общего, основного общего и среднего полного общего образования приказ министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №10898.

Программа: Областная программа экономического образования школьников НИРО; составители: И.А. Симонов, Р.С.Лукьянова,
Н.М Левина. Учебник: Рабочая тетрадь по экономике 9 класс. 2012г

Согласно базисному плану выделяется 1 час. Расхождения с планом нет.

Цели и задачи.

Данный курс имеет целью формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам, акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий, развить у учащихся экономический образ мышления, освоение на системном уровне знаний об экономической деятельности людей, формирование опыта применение полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений.

Для того чтобы добиться результатов, нужно поставить и успешно решить в процессе обучения следующие задачи:

-освоение основных понятий, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в экономической жизни;

-воспитание ответственности за экономические решения;

-использование различных источников информации;

-применение полученных знаний в решении текущих экономических проблем;

-развитие потребности в получении экономических знаний.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Понятия

Умения

Тема 1.Деньги

Происхождение и сущность денег. Наличные и безналичные: бартерные, товарные, символические, кредитные деньги. Преимущества и недостатки различных видов денег. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа. Свойства денег. Эмиссия денег

Различать преимущества и недостатки различных видов денег. Различать функции и свойства денег. Определять количество денег, необходимое для обращения.

Тема 2. Законы денежного обращения

Уравнение обмена. Инфляция и дефляция: понятие, причины, последствия. Изменение покупательной способности денег. Измерение инфляции: ИПЦ, темп. Инфляции.

Объяснять причины и последствия инфляции. Видеть взаимосвязь между инфляцией, дефляцией, покупательной способностью денег. Решать типовые задачи с использованием уравнения обмена, формул ИПЦ и темпа инфляции.

Тема 3. Банки и банковская система

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система. ЦБ РФ и его функции. Коммерческие банки: виды, функции. Основные банковские операции. Вклады: виды, проценты. Кредиты: виды, проценты. Механизм получения банковской прибыли. Критерии выбора банка: надежность, ликвидность, процент

Различать функции ЦБ и коммерческого банка. Приводить примеры активных и пассивных операций. Различать виды вкладов, рассчитывать простые проценты по вкладам. Различать виды кредитов, рассчитывать простой процент, в том числе и по кредитам на срок до года. Выбирать банк исходя из критериев выбора

Тема 4. Экономическая роль государства

Экономические свободы и роль государства в их защите. Несостоятельность рынка. Роль и функции государства в экономике

Приводить примеры экономических свобод граждан и предприятий.

Приводить примеры общественных благ. Приводить примеры положительных и отрицательных побочных эффектов и методов их регулирования. Приводить примеры функций государства

Тема 5. Финансы государства

Государственный бюджет. Бюджетная система РФ.

Доходы и расходы бюджета. Виды бюджета: дефицитный, профицитный, сбалансированный. Налоги как основной источник доходов государства.

Функции налогов. Принципы и методы налогообложения.

Налогооблагаемая база. Ставка налогообложения. Налоги на физических и юридических лиц. Прямые и косвенные налоги

Понимать сущность бюджета, знать его виды. Различать уровни бюджета. Знать основные виды налогов, различать принципы и методы

налогообложения. Решать типовые задачи на расчет основных налогов. Понимать роль налогов для государства и каждого отдельного гражданина

Тема 6. Рынок труда

Экономическая природа рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда. Формирование заработной платы. Социальные проблемы рынка труда: трудовые конфликты, профсоюзное движение, договоры, контракты, минимальная заработная плата

Объяснять экономическую природу рынка труда. Строить кривые спроса и предложения на рынке труда. Перечислять факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда. Объяснять, как формируется заработная плата на рынке труда. Знать основные положения трудового договора, контракта, правил приема на работу, основные положения Трудового кодекса РФ

Тема 7. Экономические проблемы безработицы

Структура населения: экономически активное (рабочая сила) и экономически пассивное (выбывшие из состава рабочей силы) население. Статус занятости и безработицы. Виды безработицы. Уровень безработицы. Уровень занятости. Естественный уровень безработицы и естественный уровень занятости. Права и обязанности безработных. Экономические и социальные издержки безработицы. Государственное регулирование занятости

Классифицировать население по отношению к той или иной группе по статусу.

Приводить примеры экономических и социальных издержек безработицы. Различать уровень безработицы и естественный уровень безработицы, уровень занятости и естественный уровень занятости. Решать типовые задачи на расчет уровня безработицы и уровня занятости. Оформлять резюме для приема на работу

Тема 8. Экономический рост

Понятие экономического роста.

Факторы, влияющие на ускорение экономического роста.

Понятие экономического цикла.

Регулирование цикличности экономического развития

Анализировать факторы экономического роста.

Анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие

на цикличность экономического развития.

Тема 9. Экономика семьи

Понятие семейной экономики. Источники семейных доходов.

Семейные расходы.

Семейный бюджет и его роль.

Оценка доходов и сбережений.

Влияние инфляции на семейную экономику.

Суверенитет потребителя.

Потребительский выбор.

Права и защита прав потребителя.

Анализировать источники

семейного дохода и семейные

расходы.

Планировать личный и семейный бюджет на неделю, месяц.

Анализировать причины потребительского выбора.

Знать основные права потребителя, ориентироваться в информации для потребителя о товарах, услугах, их качестве.
1   2   3   4