|
Рабочая программа учебного курса по экономике в 9 классе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, которые включают в себя как необходимое представление о современных экономических системах, основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии подготовки социально адаптированной личности школьника.
Овладение основами экономических знаний даст ученикам возможность понять:
Роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;
Место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;
Механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значения сбережений и инвестиций, налоговую систему;
Причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;
Сущность и механизмы функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческий банков, финансовых рынков;
Движущие силы и основные закономерности экономического роста;
Основные проблемы мировой экономики, международная торговля и система платежей, протекционизма и либерализма, интеграции экономических связей.
Полученные экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.
В процессе обучения учащийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему цели сообразного выбора, который в течении жизни человек делает постоянно – в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.
Экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества.
Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельно составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов.
В качестве текущего контроля знаний по экономике могут быть рекомендованы традиционные для всех предметных областей способы:
Теоретические, практические, проблемные вопросы:
Решение задач и выполнение упражнений;
Домашние творческие задания;
Экономические тесты, кроссворды;
Деловые игры.
Рабочая программа основана на использовании УМК НИРО кафедры экономического образования 2008г., на основе государственного стандарта начального, общего, основного общего и среднего полного общего образования приказ министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №10898.
Программа: Областная программа экономического образования школьников НИРО; составители: И.А. Симонов, Р.С.Лукьянова, Н.М Левина. Учебник: Рабочая тетрадь по экономике 9 класс. 2012г
Согласно базисному плану выделяется 1 час. Расхождения с планом нет.
Цели и задачи.
Данный курс имеет целью формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам, акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий, развить у учащихся экономический образ мышления, освоение на системном уровне знаний об экономической деятельности людей, формирование опыта применение полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений.
Для того чтобы добиться результатов, нужно поставить и успешно решить в процессе обучения следующие задачи:
-освоение основных понятий, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в экономической жизни;
-воспитание ответственности за экономические решения;
-использование различных источников информации;
-применение полученных знаний в решении текущих экономических проблем;
-развитие потребности в получении экономических знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Понятия
| Умения
| Тема 1.Деньги
| Происхождение и сущность денег. Наличные и безналичные: бартерные, товарные, символические, кредитные деньги. Преимущества и недостатки различных видов денег. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа. Свойства денег. Эмиссия денег
| Различать преимущества и недостатки различных видов денег. Различать функции и свойства денег. Определять количество денег, необходимое для обращения.
| Тема 2. Законы денежного обращения
| Уравнение обмена. Инфляция и дефляция: понятие, причины, последствия. Изменение покупательной способности денег. Измерение инфляции: ИПЦ, темп. Инфляции.
| Объяснять причины и последствия инфляции. Видеть взаимосвязь между инфляцией, дефляцией, покупательной способностью денег. Решать типовые задачи с использованием уравнения обмена, формул ИПЦ и темпа инфляции.
| Тема 3. Банки и банковская система
| Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система. ЦБ РФ и его функции. Коммерческие банки: виды, функции. Основные банковские операции. Вклады: виды, проценты. Кредиты: виды, проценты. Механизм получения банковской прибыли. Критерии выбора банка: надежность, ликвидность, процент
| Различать функции ЦБ и коммерческого банка. Приводить примеры активных и пассивных операций. Различать виды вкладов, рассчитывать простые проценты по вкладам. Различать виды кредитов, рассчитывать простой процент, в том числе и по кредитам на срок до года. Выбирать банк исходя из критериев выбора
| Тема 4. Экономическая роль государства
| Экономические свободы и роль государства в их защите. Несостоятельность рынка. Роль и функции государства в экономике
| Приводить примеры экономических свобод граждан и предприятий.
Приводить примеры общественных благ. Приводить примеры положительных и отрицательных побочных эффектов и методов их регулирования. Приводить примеры функций государства
| Тема 5. Финансы государства
| Государственный бюджет. Бюджетная система РФ.
Доходы и расходы бюджета. Виды бюджета: дефицитный, профицитный, сбалансированный. Налоги как основной источник доходов государства.
Функции налогов. Принципы и методы налогообложения.
Налогооблагаемая база. Ставка налогообложения. Налоги на физических и юридических лиц. Прямые и косвенные налоги
| Понимать сущность бюджета, знать его виды. Различать уровни бюджета. Знать основные виды налогов, различать принципы и методы
налогообложения. Решать типовые задачи на расчет основных налогов. Понимать роль налогов для государства и каждого отдельного гражданина
| Тема 6. Рынок труда
| Экономическая природа рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда. Формирование заработной платы. Социальные проблемы рынка труда: трудовые конфликты, профсоюзное движение, договоры, контракты, минимальная заработная плата
| Объяснять экономическую природу рынка труда. Строить кривые спроса и предложения на рынке труда. Перечислять факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда. Объяснять, как формируется заработная плата на рынке труда. Знать основные положения трудового договора, контракта, правил приема на работу, основные положения Трудового кодекса РФ
| Тема 7. Экономические проблемы безработицы
| Структура населения: экономически активное (рабочая сила) и экономически пассивное (выбывшие из состава рабочей силы) население. Статус занятости и безработицы. Виды безработицы. Уровень безработицы. Уровень занятости. Естественный уровень безработицы и естественный уровень занятости. Права и обязанности безработных. Экономические и социальные издержки безработицы. Государственное регулирование занятости
| Классифицировать население по отношению к той или иной группе по статусу.
Приводить примеры экономических и социальных издержек безработицы. Различать уровень безработицы и естественный уровень безработицы, уровень занятости и естественный уровень занятости. Решать типовые задачи на расчет уровня безработицы и уровня занятости. Оформлять резюме для приема на работу
| Тема 8. Экономический рост
| Понятие экономического роста.
Факторы, влияющие на ускорение экономического роста.
Понятие экономического цикла.
Регулирование цикличности экономического развития
| Анализировать факторы экономического роста.
Анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие
на цикличность экономического развития.
| Тема 9. Экономика семьи
| Понятие семейной экономики. Источники семейных доходов.
Семейные расходы.
Семейный бюджет и его роль.
Оценка доходов и сбережений.
Влияние инфляции на семейную экономику.
Суверенитет потребителя.
Потребительский выбор.
Права и защита прав потребителя.
| Анализировать источники
семейного дохода и семейные
расходы.
Планировать личный и семейный бюджет на неделю, месяц.
Анализировать причины потребительского выбора.
Знать основные права потребителя, ориентироваться в информации для потребителя о товарах, услугах, их качестве.
| |
|
|