критерии и нормы оценки.
Рекомендации к оцениванию ответа на теоретический вопрос
Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:
• знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в правильном контексте;
• понимание функциональных и причинно-следственных связей между общественными явлениями, социальными процессами, умение раскрыть эти связи, обоснование связи между причиной и следствием;
• понимание содержания экономических норм, умение назвать общее и различное между определенными экономическими понятиями, привести примеры экономических ситуаций, раскрыть роль различных факторов в экономической системе;
• умение раскрывать на примерах теоретические положения, используя при этом и собственные примеры;
• умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.
Для оценивания знаний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев,
определяющих уровень овладения теоретическим материалом экономического курса:
• Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод.
• Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, экономических понятий. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные уточняющие вопросы ответил правильно.
• Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.
• Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.
Рекомендации к оцениванию практического задания:
В зависимости от характера вопроса могут быть востребованы умения:
• понимать смысл поднятой в тексте или задаче проблемы;
• извлекать знания из предложенных текстов;
• различать факты и субъективные мнения;
• формулировать ответы на поставленные вопросы;
• использовать соответствующие теоретические знания в контексте ответа;
• обосновывать и аргументировать их с опорой на теоретические знания;
• приводить примеры;
• выражать собственное мнение по обсуждаемой теме и свое отношение к экономическим явлениям;
Для определения отметки применяются следующие примерные критерии.
Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), полно и правильно выполнил предложенные задания, проявил высокий уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений.
Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), предложенные задания выполнил правильно, но недостаточно полно. На заданные вопросы ответил правильно. Проявил необходимый уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений.
Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), но смог выполнить задание лишь после дополнительных вопросов, предложенных экзаменаторами. При этом на поставленные вопросы не вполне ответил правильно и полно, но подтвердил ответами понимание вопросов и продемонстрировал отдельные требующиеся для выполнения заданий знания и умения.
Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не понял смысла текста (задачи), не смог выполнить задания. На заданные вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий знаний и умений.
Или. Учащийся понял отдельные детали текста, но не его основной смысл, задания выполнил неправильно, на заданные вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий умений.
Календарно-тематическое планирование уроков экономики
Раздел
| № ур-ка
| Тема урока
| Цель урока
| Задачи урока
| Вид урока
| Домашнее задание
| Оборудование
| МПС
| Повторение
| Дата
| Деньги. (3ч)
| 1
| Происхождение и сущность денег. Виды денег
| рассказать о видах денег
| -Объяснить происхождение денег
-Выделить основную сущность денег
-Рассмотреть виды денег
| Вводный
| Стр 9, тест
| Учебник, тетрадь, доска
| История
| Деньги
|
|
| 2
| Функции и свойства денег
| рассмотреть функции денег
| -Выделить основные функции денег
-Рассмотреть свойства денег
-Научить учеников делать сравнение между различ. функциями денег
| Комбинированный
| Стр 18, тест
| Учебник, тетрадь, доска
| История
| Бартер, бумажные деньги, кредитный деньги
|
|
| 3
| Эмиссия денег
| научить решать задачи на опред. кол-ва вып-ных денег
| -Рассмотреть понятие эмиссии денег
-Научить решать задачи
-Научить делать выводы после решения задач
| Повторительно-обобщающий
| Стр 24, задание 2
| Учебник, тетрадь, доска
| Математика
| Бартер, бумажные деньги, кредитные деньги, ликвидность
|
| Законы денежн. Обращ. (4ч)
| 4
| Уравнение обмена
| научить решать задачи на использование уравнения обмена
| -Вывести уравнение обмена
-Решать задачи на использование уравнения обмена
-Научить делать выводы после решения задач
| Вводный
| Стр 39, задание 6
| Учебник, тетрадь, доска
| Математика
| Бартер, бумажные деньги, кредитный деньги, эмиссия
|
|
| 5
| Инфляция и дефляция
| рассмотреть понятие инфляции и дефляции
| -Рассмотреть понятие инфляции
-Вывести понятие дефляции
-Научить сравнивать инфляцию и дефляцию
| Комбинированный
| Эссе
| Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
| Бартер, бумажные д-ги,кредитные деньги, эмиссия
|
|
| 6
| Изменение покупательской способности денег
| научить решать задачи на определение индекса цен
| -Вывести формулу на определение индекса цен
-Рассмотреть изменение покупательной способности денег
-Научить делать выводы после решения задач
| Комбинированный
| Стр 55, задание 8
| Учебник, тетрадь, доска
| Математика
| Инфляция, дефляция
|
|
| 7
| Измерение инфляции
| научить решать задачи на определение ИПЦ и темпа инфляции
| -Вывести формулы ИПЦ и темпа инфляции
-Решать задачи на определение ИПЦ и темпа инфляции
-Научить делать выводы после решение задач
| Повторительно-обобщающий
| Стр 61, задание8,9
| Учебник, тетрадь, доска
| Математика
| Инфляция, дефляция
|
| Обобще- ние. (2ч)
| 8
| Обобщение по темам: «Деньги», «Законы денежного обращения».
| 9
| Контроль по темам: «Деньги», «Законы денежного обращения».
| Банки и банковская система. (5ч)
| 10
| ЦБ РФ и его функции. КБ и их функции
| рассмотреть ЦБ, КБ и их функции
| -Определить понятие ЦБ и его функции
-Определить понятие КБ и его функции
-Научить сравнивать функции ЦБ и КБ
| Вводный
| стр 73, таблица
| Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
| Инфляция, дефляция, потребительская корзина
|
|
| 11
| Вклады, их виды, проценты по вкладам
| определить понятие вклад и его виды
| -Определить понятие вклада и его виды
-Вывести формулы расчета простого и сложного процента
-Научить делать выводы после решения задач
| Комбинированный
| Стр 80, задание 2,3
| Учебник, тетрадь, доска
| Математика
| Банковская система, ЦБ, КБ
|
|
| 12
| Кредиты, их виды, проценты по кредитам
| определить понятие кредит и его виды
| -Определить понятие кредит и его виды
-Вывести формулы расчета процента по кредитам
-Научить делать выводы после решения задач
| Комбинированный
| Стр 81, задание 6
| Учебник, тетрадь, доска
| Математика
| Банковская система, ЦБ, КБ
|
|
| 13
| Механизм получения банковской прибыли
| рассмотреть механизм получения банками прибыли
| -Определить механизм получения банками прибыли
-Рассчитать формулу нахождения банковских резервов
-Научить делать выводы после решения задачи
| Комбинированный
| Стр 85, задание 3
| Учебник, тетрадь, доска
| Математика
| Банковская система, ЦБ, КБ, вклад, кредит
|
|
| 14
| Критерии выбора банка
| выделить основные критерии выбора банка
| -Рассмотреть основные критерии выбора банка
-Развивать способности выделения главного
-Развивать логическое мышление
| Повторительно-обобщающий
| Эссе
| Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
| Банковская система, ЦБ, КБ, вклад, кредит
|
| Экономическая роль гос-ва. (2ч)
| 15
| Экономические свободы и роль государства в защите. Несостоятельность рынка
| рассмотреть экономические свободы
| -Определить понятие экономических свобод
-Объяснить роль государства в защите экономических свобод
-Определить несостоятельность рынка
| Вводный
| Стр 96, тест
| Учебник, тетрадь, доска
| История
| Банковская система, ЦБ, КБ, вклад, кредит
|
|
| 16
| Роль и функции государства в экономике
| объяснить роль государства в экономике
| -Объяснить роль государства в экономике
-Рассмотреть функции государства
-Научить делать сравнительный анализ функций государства
| Комбинированный
| Стр 100, практическая ситуация
| Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
| Экономическая роль государства
|
| Обобще- ние. (2ч)
| 17
| Обобщение по темам: «Банки и банковская система», «Экономическая роль государства».
| 18
| Контроль по темам: «Банки и банковская система», «Экономическая роль государства».
| Финансы гос-ва. (6ч)
| 19
| Государственный бюджет
Виды бюджета
| определить понятие государственный бюджет
рассмотреть основные виды бюджета
| -Определить понятие государственного бюджета
-Вывести доходы и расходы бюджета
-Научить делать прогнозы относительно государственного бюджета
-Выделить основные виды бюджета
-Развивать способности сравнительного анализа
-Научить делать прогнозы относительно государственного бюджета
| Вводный
Комбинированный
| Стр 108, тест
Выучить виды бюджета
| Учебник, тетрадь, доска
Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
Обществознание
| Экономическая роль государства
Финансы, налоги
|
|
| 20
| Принципы и методы налогообложения
Функции налогообложения
| выделить основные принципы налогообложения
рассмотреть функции налогообложения
| -Выделить основные принципы налогообложения
-Рассмотреть основные методы налогообложения
-Научить рассматривать систему налогообложения России
-Выделить основные функции налогообложения
-Научить учеников работать с тестовым материалом
-Развивать устную экономическую грамотность
| Комбинированный
Комбинированный
| Выучить принципы и методы налогообложения
Выучить функции налогообложения
| Учебник, тетрадь, доска
Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
Обществознание
| Финансы, налоги, гос бюджет
Финансы, налоги, гос бюджет
|
|
| 21
| Виды налогов
| выделить виды налогов
| -Рассмотреть основные виды налогов
-Рассмотреть основные виды активных налогов и пассивных
-Привести примеры налогов дзержинских предприятий
| Комбинированный
| Доклад по одному из налогов
| Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
| Финансы, налоги, гос бюджет
|
|
|
| Ставка налогообложения. Налогооблагаемая база
| научить решать задачи на определение налога
| -Рассмотреть различные налоговые ставки
-Решать задачи по налогам
-Выделить налогооблагаемую базу
| Повторительно-обобщающий
| Подготовка к тесту
| Учебник, тетрадь, доска
| Математика
| Финансы, налоги, госбюджет
|
| Рынок труда. (2ч)
| 22
| Спрос и предложение на рынке труда
Формирование заработной платы на рынке труда
| рассмотреть спрос и предложение на рынке труда
объяснить принципы формирования заработной платы
| -Научить представлять графическое изображение спроса и предложения труда
-Рассмотреть факторы сдвига спроса и предложения
-Научить делать вывода по графикам
-Выделить факторы формирования з/п
-Объяснить причины устойчивых различий в уровнях з/п
-Научить делать прогнозы необходимости различных профессий
| Вводный
Комбинированный
| Стр 131, задание 7,8
Стр 134, тест
| Учебник, тетрадь, доска
Учебник, тетрадь, доска
| Математика
Математика
| Финансы, налоги, госбюджет
Спрос, предложение
|
|
| 23
| Социальные проблемы рынка труда
| выявить основные социальные проблемы рынка труда
| -Описать причины трудовых конфликтов
-Выяснить принципы работы профсоюзов
-Рассмотреть понятие минимальной з/п
-Обосновать необходимость заключения договоров и контрактов с работником
| Повторительно-обобщающий
| Стр 140, самостоятельная работа
| Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
| Спрос, предложение, зарплата
|
| Обобще- ние. (2ч)
| 24
| Обобщение по темам: «Финансы государства», «Рынок труда».
| 25
| Контроль по темам: «Финансы государства», «Рынок труда».
| Экономические проблемы безработицы. (3ч)
| 26
| Структура населения
| выделить основную структуру населения
| -Рассмотреть понятие безработных и занятых
-Научить делать прогнозы относительно безработных
-Развивать экономическую грамотность учеников
| Вводный
| Стр 149, задание 4,5
| Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
| Спрос, предложение, зарплата, рынок труда
|
|
| 27
| Виды безработицы
| рассмотреть основные виды безработных
| -Определить понятие безработицы
-Выделить основные виды безработицы
-Развивать логическое мышление учеников
| Комбинированный
| Стр 155, задание 4
| Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание, математика
| Структура населения
|
|
| 28
| Права и обязанности безработных
| объяснить содержание прав и обязанностей безработных
| -Рассмотреть права безработных
-Выделить обязанности безработных
-Определить издержки безработицы
| Повторительно-обобщающий
| Составить резюме
| Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
| Структура населения, безработица
|
| Экономический рост. (3ч)
| 29
| Экономический рост
| рассмотреть понятие экономического роста
| -Определить понятие экономического роста
-Рассмотреть ВВП и его составляющие
-Объяснить принципы интенсивного и экстенсивного роста
| Вводный
| Стр 173, таблица
| Учебник, тетрадь, доска
| Математика
| Структура населения, безработица
|
|
| 30
| Экономический цикл
| объяснить понятие экономического цикла
| -Определить понятие экономического цикла
-Рассмотреть деловую активность на примере графика
-Раскрыть особенности цикличного развития экономики
| Повторительно-обобщающий
| Стр 180, тест
| Учебник, тетрадь, доска
| Математика
| Экономический рост
|
| Экономика семьи. (2ч)
| 31
| Понятие семейной экономики
| рассмотреть семейную экономику
| -Определить понятие семьи
-Выделить основные функции семьи
-Рассмотреть доходы и расходы семьи
-Научить делать выводы о повышении и понижении семейного дохода
| Вводный
| Стр 192, тест
| Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
| Экономический рост, экономический цикл
|
|
| 32
| Суверенитет потребителя
| определить суверенитет потребителя
| -Определить понятие суверенитета потребителя
-Рассмотреть Закон РФ «О защите прав потребителей»
-Показать нарушения прав потребителей
| Повторительно-обобщающий
| Стр 198, задание 3,4
| Учебник, тетрадь, доска
| Обществознание
| Семья, потребитель
|
| Обобще- ние. (2ч)
| 33
| Обобщение по темам: «Экономические проблемы безработицы», «Экономический рост», «Экономика семьи»
| 34
| Итоговая контрольная работа.
| |