|
Протокол № Руководитель школьного методического объединения Программа элективного учебного предмета Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Утверждено на заседании школьного методического объединения Протокол № __
Руководитель школьного методического объединения ____________
Программа
элективного учебного предмета
«Создаем школьный сайт в Интернете»
по информатике и ИКТ
(учебный предмет)
_______________________11 класс_______________________
(классы)
_________________________один год_________________________
(сроки реализаций)
Разработчик:
Старовойтов В.И.
учитель информатики и ИКТ
2015 годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный курс является элективным (образовательным курсом по выбору). Входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Рекомендуемые профили — естественно-математический, гуманитарный и технологический. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе. Может быть реализован как в однопрофильных, так и многопрофильных общеобразовательных учреждениях. Наибольший эффект от его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного обучения посредством кооперации данного обучения в общеобразовательном учреждении с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального обучения путем привлечения дополнительных образовательных ресурсов соответствующих организаций.
Курс рассчитан на 35 учебных часа. Оценивание знаний обучающихся производится по пятибалльной системе.
Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, креативности, способности к самостоятельному и инициативному решению проблем, умения интерактивно использовать типовые инструментально-технологические средства и эффективно работать в неоднородных командах для личностного развития и профессионального самоопределения.
Для этого решаются задачи: организация деятельностного обучения, т.е. включение учащихся в реализацию деятельности по созданию (шаг за шагом) своего личного, командного и общегруппового (школьного) web-сайта; модульность построения учебного материала, уровневый подход к формированию системы заданий; ориентация учебного процесса на раз- витие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; формирование комплекса показателей оценки знаний и умений обучаемого, четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации; организация коллективной работы; приобретение практических навыков в работе с современными типовыми инструментальными и технологическими средствами создания web-сайтов; приобретение навыков в индивидуальной и групповой проектной деятельности.
Задачи решаются посредством: проведения теоретических (лекции) и практических (лабораторные работы) занятий по тематике курса; выбора различных заданий для самостоятельной работы; углубленного изучения тематики посредством подготовки рефератов; самостоятельного выбора обучающимися объекта для проектирования, разработки и публичной защиты проекта. При этом упор в освоении курса сделан на практические занятия, доля которых составляет 85% от объема всего курса.
Планируемые результаты обучения. Участие в занятиях должно помочь обучающимся: понять роль и место конструктора-проектировщика-дизайнера в формировании окружающей человека предметной среды; повысить свою компетентность в области компьютерного проектирования; приобрести начальную профессиональную подготовку (рабочую профессию) по данному направлению, что повысит их социальную адаптацию после окончания школы.
Обучающиеся будут знать: эволюцию развития, возможности, типовые инструменты и средства глобальной сети Интернета; основные этапы и задачи проектирования модели веб-сайта как системы; основные способы создания веб-страниц; основные конструкции языка гипертекстовой разметки документов — html; основные способы защиты информации в Интернете; способы эффективной работы в команде.
В результате изучения курса обучающиеся будут уметь: выполнять поиск необходимой информации в Интернете; выполнять системное проектирование модели веб-сайта, выделяя и реализуя элементы, связи, функции; создавать веб-страницы, собирать и устанавливать веб-сайт, выполнять меры по защите информации; работать в команде над одним проектом, выполняя разные роли. Методы преподавания и учения
Предполагается использовать: лекции в незначительном объеме при освящении основных положений изучаемой темы; практические(лабораторные) занятия для разбора типовых приемов автоматизированного моделирования и проектирования; индивидуальную (самостоятельную) работу (роль преподавателя - консультирующая) по реализации индивидуальных или групповых проектов(аналогов курсовой работы). Формы контроля
Это теоретические зачеты, отчеты по лабораторным и практическим работам, оценка разработанных проектов с учетом их участия в конкурсах проектов, школьных, региональных школьных и студенческих научно-практических конференциях. Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и на сколько они сформировались. Предлагается вместо цифровой шкалы использовать качественную словесную шкалу с определенными градациями. Общая аттестационная оценка – «зачтено»/«не зачтено».
Содержание учебного курса
Осваиваем Интернет
История развития сети Интернет.
Структура сети Интернет.
Виды доступа к Интернету.
Принципы функционирования сети.
Сервисы Интернета: передача файлов, электронная почта, доски объявлений, поиск данных и программ, поиск людей.
Программы просмотра (браузеры).
Практические работы:
Возможности и настройка браузера Internet Explorer
Создание среды сайта
Функции Web-сервера.
HTTP-сервер Apache.
Практические работы:
Установка Web-сервера Apache. Определение его параметров и работоспособности. Автозагрузка.
Определение функции сайта
Виды сайтов.
Функции сайта.
Практические работы:
Определение функций и вида создаваемого школьного сайта
Проектирование внешнего вида сайта
Стартовая страница.
Прочие страницы сайта: дизайн и навигация.
Разработка эскиза web-страницы.
Практические работы:
Проработка основных страниц школьного сайта
Проектирование карты сайта
Карта сайта. Виды карт сайтов.
Файловая структура сайта.
Практические работы:
Проработка основных страниц школьного сайта
Создание web-страницы
Автоматизированный способ создания web-страниц.
Режим теговой разметки.
Практические работы:
Форматирование текста в соответствии с эскизом страницы и сохранение его как веб-страницы;
Создание веб-страницы с краткими сведениями о каком – либо человеке.
Подключение графических объектов
Форматы графических файлов.
Использование редактора Open Office Writer.
Создание прозрачного фона в редакторе Gimp.
Теговое включение графики.
Практические работы:
Создание рисунка и преобразование его из формата .bmp в формат .gif. Вставка рисунка в текст документа в соответствии с эскизом страницы.
Форматирование текста исходной веб-страницы.
Создание веб-страницы с демонстрацией графиков базовых математических функций.
Верстка страниц
Визуальное создание страниц в редакторе Open Office Writer.
Теговое создание таблиц.
Создание фреймовой структуры.
Практические работы:
Создание html-документа, содержащий таблицу с фоновой закраской ячеек.
Удаление из html-документа границ фреймов и полосы прокрутки
Создание фреймового html-документа.
Создание разметки элементов дизайна и их верстки при использовании таблиц и фреймовой структуры.
Публикация сайта на web-сервере
Создание гиперссылок в редакторе Open Office Writer.
Теговое создание гиперссылок.
Управление фреймами.
Копирование сайта на сервер.
Тестирование сайта.
Практические работы:
Создание текстового документа об истории гимназии, определение гиперссылок и сохранение как веб-страницы.
Копирование сайта и размещение его на сервере.
Оживление сайта
Создание анимированного изображения.
Оптимизация анимации.
Практические работы:
Создание кадров для анимированного изображения.
Создание анимации из кадров с интервалом в 1 сек.
Оптимизация анимированного изображения (снижение объема файла).
Создание собственного баннера.
Защита сайта
Основные правила обеспечения безопасности сервера.
Основные параметры защиты НТТР-сервера Apache.
Практические работы:
Определение содержимого секции каталога htdocs. Запрещение доступа к этому каталогу.
Создание двух разделов сайта: один для всеобщего обозрения, другой – для использования только в пределах подсети школы.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Примечание
| По плану
| По факту
| 1. Осваиваем Интернет (2 часа)
| 1
| Структура сети Интернет. Виды доступа к Интернет. Принципы функционирования сети. Сервисы Интернета. Программы просмотра (браузеры).
| 1
|
|
|
| 2
| П/р №1: «Возможности и настройка браузера Internet Explorer».
| 1
|
|
|
| 2. Создание среды сайта (2 часа)
| 3
| Функции Web-сервера. НTТР-сервер Apache. Установка и настройка.
| 1
|
|
|
| 4
| П/р №4: «Проработка основных страниц школьного сайта».
| 1
|
|
|
| 3. Определяем функции сайта (2 часа)
| 5
| Виды сайтов. Функции сайтов.
| 1
|
|
|
| 6
| П/р №3: «Определить функции и вид создаваемого школьного сайта»
| 1
|
|
|
| 4. Проектируем внешний вид сайта. (2 часа)
| 7
| Создание стартовой страницы. Прочие страницы сайта: дизайн и навигация. Примеры разработки эскиза веб-страницы.
| 1
|
|
|
| 8
| П/р №4: «Проработка основных страниц школьного сайта».
| 1
|
|
|
| 5. Проектируем карту сайта. (2 часа)
| 9
| Карта сайта. Виды карт сайтов. Файловая структура сайта.
| 1
|
|
|
| 10
| П/р №5: «Разработать карту школьного сайта и макет организации файловой структуры сайта»
| 1
|
|
|
| 6. Создаем свою первую веб-страницу (3 часа)
| 11
| Автоматизированный способ создания веб-страницы. Режим теговой разметки.
| 1
|
|
|
| 12
| П/р №6: «Форматирование текста в соответствии с эскизом страницы и сохранение его как веб-страницу».
| 1
|
|
|
| 13
| П/р №7: «Создание веб-страницы с краткими сведениями о каком – либо человеке»
| 1
|
|
|
| 7. Подключаем графические объекты. (4 часа)
| 14
| Использование редактора Open Office Writer. Создание прозрачного фона в редакторе Gimp. Теговое включение графики.
| 1
|
|
|
| 15
| П/р №8: «Создание рисунка и преобразование его из формата .bmp в формат .gif. Вставка рисунка в текст документа в соответствии с эскизом страницы»
| 1
|
|
|
| 16
| П/р №9: «Форматирование текста исходной веб-страницы».
| 1
|
|
|
| 17
| П/р №10: «Создание веб-страницы с демонстрацией графиков базовых математических функций».
| 1
|
|
|
| 8. Выполняем верстку страниц. (5 часов)
| 18
| Визуальное создание таблиц в редакторе Open Office Writer. Теговое создание таблиц. Создание фреймовой структуры.
| 1
|
|
|
| 19
| П/р №11: «Создать html-документ, содержащий таблицу с фоновой закраской ячеек» .
| 1
|
|
|
| 20
| П/р №12: «Удаление из html-документа границ фреймов и полосы прокрутки»
| 1
|
|
|
| 21
| П/р №13: «Создание фреймового html-документа».
| 1
|
|
|
| 22
| П/р №14: «Создание разметки элементов дизайна и их верстки при использовании таблиц и фреймовой структуры».
| 1
|
|
|
| 9. Собираем и публикуем сайт на веб-сервере. (4 часа)
| 23
24
| Создание гиперссылок в редакторе Open Office Writer. Теговое создание гиперссылок. Управление фреймами. Копирование сайта на сервер. Тестирование сайта.
| 2
|
|
|
| 25
| П/р №15: «Создание текстового документа об истории гимназии, определение гиперссылок и сохранение как веб-страницы».
| 1
|
|
|
| 26
| П/р №16: «Копирование сайта и размещение его на сервере»
| 1
|
|
|
| 10. Оживляем сайт. (5 часов)
| 27
| Создание анимированного изображения. Оптимизация анимации.
| 1
|
|
|
| 28
| П/р №17: «Создание кадров для анимированного изображения».
| 1
|
|
|
| 29
| П/р №18: «Создание анимации из кадров с интервалом в 1 сек.»
| 1
|
|
|
| 30
| П/р №19: «Оптимизация анимированного изображения (снижение объема файла)».
| 1
|
|
|
| 31
| П/р №20: «Создание собственного баннера».
| 1
|
|
|
| 11. Защищаем сайт. (3 часа)
| 32
| Основные правила обеспечения безопасности сервера. Основные параметры защиты НТТР-сервера Apache.
| 1
|
|
|
| 33
| П/р №21: «Определение содержимого секции каталога htdocs. Запрещение доступа к этому каталогу».
| 1
|
|
|
| 34
| П/р №22: «Создание двух разделов сайта: один для всеобщего обозрения, другой – для использования только в пределах подсети школы»
| 1
|
|
|
|
Для реализации программы курса информатика и ИКТ в школе имеется компьютерный класс, в котором имеются:
Аппаратные средства
Компьютер 11шт
Проектор 1шт
Принтер 1шт
Модем 1шт
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией 1шт
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь. 11шт
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:
Сканер 1шт
Видеокамера 1 шт.
Диктофон 1шт
Микрофон шт
Программные средства
Операционная система – Windows XP
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Web-страниц.
Графический редактор GIMP.
Перечень учебно-методических средств обучения
Монахов М.Ю., Воронин А.А. Создаем школьный сайт в Интернете. Элективный курс. Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 128 С.: ил.
CD-ROM. Монахов М.Ю., Воронин А.А. Создаем школьный сайт в Интернете. Элективный курс. Учебное пособие.
Компьютеры с операционной системой Windows.
|
|
|