|
Программа по математике к учебнику «Математика», 5 класс авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин Составитель: Красникова С. В., учитель мбоу «Кромбыковская сош» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
к учебнику «Математика», 5 класс авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин
Составитель: Красникова С.В., учитель МБОУ «Кромбыковская СОШ».
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основании следующих документов:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике
Регионального базисного учебного плана
Учебного плана МБОУ «Кромбыковская СОШ» Льговского района Курской области, утвержденного 29 августа 2014 года протокол №1
4. Авторской программы С.М.Никольского по математике для 5 класса Объем: На изучение математики в 5 классах отводится 175 часов из расчета 5 ч в неделю. В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
начать овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
математической речи;
сенсорной сферы; двигательной моторики;
внимания, памяти;
навыков само и взаимопроверки;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
волевых качеств;
коммуникабельности;
ответственности.
Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения:
технология коммуникативного обучения;
технология личностно-ориентированного обучения;
технология проблемного обучения;
информационно-коммуникационная технология;
здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в процессе обучения:
зарядка для глаз;
смена видов деятельности;
эмоциональная разрядка;
построение урока в соответствии с динамикой внимания, учитывая время каждого задания.
Формы контроля:
итоговые контрольные работы
тематические контрольные работы
обобщающие контрольные работы
самостоятельные работы
проверочные работы
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ учащихся по математике Отметка «5» ставится, если: работа выполнена верно и полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки); выполнено без недочетов не менее 3/4 заданий. Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы. Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере; правильно выполнено менее половины работы
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Натуральные числа и нуль (46ч.)
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах: об их сравнении, сложении и вычитании, умножении и делении, добиться осознанного овладения учащимися приёмами вычислений с применением законов сложения и умножения, развивать навыки вычислений с натуральными числами.
Знать законы сложения и умножения, свойство вычитания.
Уметь выполнять вычисления устно с опорой на законы сложения и умножения, а затем уметь вычислять столбиком.
Знать понятие степени с натуральным показателем.
Знать правило порядка действий.
Уметь вычислять степени с натуральным показателем.
Уметь вычислять значения числовых выражений, применяя правило порядка действий.
Дать понятия множества, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Перебор возможных вариантов.
Понимать отношения «больше на…( в …)», «меньше на … (в …)» и уметь связывать их с арифметическими действиями над натуральными числами.
Понимать слова «всего», «осталось» и т. п.
Уметь решать задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
Знать арифметические методы решения задач.
Уметь решать задачи арифметическими способами.
Уметь решать комбинаторные задачи перебором вариантов.
Измерение величин (30 ч.)
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основная цель – систематизировать знания обучающихся о геометрических фигурах и единицах измерения величин, продолжить их ознакомление с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией.
Знать отрезок имеет длину. Координата точки на координатной прямой.
Знать определения треугольника и многоугольника, угла.
Уметь измерять отрезки, находить координаты точки на координатной прямой и по координате точки находить её положение на координатной прямой.
Уметь измерять величины углов.
Уметь вычислять площадь и объем геометрических фигур.
Уметь строить угол.
Уметь решать задачи на движение.
Делимость натуральных чисел (19ч.)
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Основная цель – познакомить обучающихся со свойствами и признаками делимости, сформировать навыки их использования.
Знать свойства и признаки делимости натуральных чисел.
Уметь доказывать основные свойства и признаки делимости чисел.
Знать определения НОД и НОК.
Уметь находить НОД и НОК.
Дать понятие о пересечении и объединении множеств.
Дать понятие о использовании четности при решении задач.
Обыкновенные дроби (65ч.)
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основная цель – сформировать умения сравнивать, складывать вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби. Вычислять значения выражений, содержащих обыкновенные и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами.
Знать определение дроби и основное свойство дроби.
Знать доказательства законов сложения и умножения дробей.
Уметь приводить дробь к новому знаменателю.
Уметь решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.
Уметь решать задачи на совместную работу.
Уметь сокращать дробь.
Уметь выполнять все действия с обыкновенными дробями.
Уметь вычислять площадь прямоугольника и объём прямоугольного параллелепипеда, измерения, которых выражены рациональными числами.
Уметь изображать дроби точками на координатной прямой.
Уметь решать задачи на дроби с помощью умножения и деления на дробь.
Повторение (15ч.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ пятиклассников
Арифметика уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания. Информационно-методическая функция-содержание учебников для 5-6 классов серии «МГУ-школе» соответствует традиционному содержанию программы для 5-6 классов, позволяет учащимся получить хорошее базовое образование и помочь выработать правильный взгляд на основы научного знания. Учебники являются первыми в серии «МГУ – школе», инициатива создания которой принадлежит московскому университету им. М.В. Ломоносова, заинтересованному в сохранении и развитии лучших традиций отечественного образования. Авторы подчеркивают значимость осознанного изучения чисел и вычислений, но в то же время уделяют достаточно внимания алгебраическому и геометрическому материалу. Материал расположен так, чтобы не мешать развитию арифметических идей. Принципиальной особенностью учебников является то, что они ориентированны на формирование вычислительных навыков и развивают мышление учащихся. Учебники не только отвечают на вопрос «как?», в них уделено значительное внимание вопросу «почему?», имеющему большой развивающий потенциал.
Аннотация
"Математика. 5 класс"
Учебник является первой частью двухлетнего курса математики для общеобразовательных школ. Первая часть содержит главы: "Натуральные числа и нуль", "Измерение величин", "Делимость натуральных чисел", "Обыкновенные дроби".
Вторая часть - "Математика. 6 класс" - включает главы: "Отношения, пропорции, проценты", "Целые числа", "Рациональные числа", "Десятичные дроби", "Обыкновенные и десятичные дроби". Организационно-планирующая функция – сложность заданий в каждом пункте нарастает линейно: учитель сам должен определить, на какой ступени сложности он может остановиться со своим классом или с конкретным учеником. Для каждого нового действия или приема решения задач в учебнике имеется достаточное количество упражнений, которые выстроены по нарастанию сложности и не перебиваются упражнениями на другие темы. У учителя имеется возможность с помощью учебника реализовывать идею дифференциации обучения при работе со своим классом, а у сильных учащихся- реальная возможность более глубоко разобраться в любом вопросе, чего они часто лишены, если учебник написан на среднего ученика.
Учебники полностью обеспечивают обучение и тех школьников, которые могут и хотят учиться основам наук.
Важную роль в формировании первоначальных представлений о зарождении и развитии науки играют исторические сведения, завершающие каждую главу учебника.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование раздела
| Общее количество часов
| 1
| Натуральные числа и нуль
| 46
| 2
| Измерение величин
| 30
| 3
| Делимость натуральных чисел
| 19
| 4
| Обыкновенные дроби
| 65
| 5
| Повторение
| 15
|
| Итого
| 175
|
График контрольных работ в 5 классе
№ п/п
| Номер контрольной работы
| Дата проведения
| 1
| Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание натуральных чисел»
|
| 2
| Контрольная работа №2 «Умножение и деление натуральных чисел»
|
| 3
| Контрольная работа №3 «представление натуральных чисел на координатном луче»
|
| 4
| Контрольная работа №4 «Измерение величин»
|
| 5
| Контрольная работа №5 «Делимость натуральных чисел»
|
| 6
| Контрольная работа №6 «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
|
| 7
| Контрольная работа №7 «Умножение и деление обыкновенных дробей»
|
| 8
| Итоговая контрольная работа №8
|
|
Литература
1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;
2. Учебник «Математика», 5 класс общеобразовательных учреждений авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин- 6-е издание – М.Просвещение, 2013.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2009. Расширенное календарно-тематическое планирование по математике 5 класс
(175ч, 5 ч в неделю, автор учебника НикольскийС.М.)
№ п
| Тема
| Кол-во часов
| Дата проведения
|
| ГЛАВА 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И НУЛЬ.
| 46
|
| 1.1
| Ряд натуральных чисел
| 1
|
| 1.2
| Десятичная система записи натуральных чисел
| 2
|
| 1.3
| Сравнение натуральных чисел
| 2
|
| 1.4
| Сложение. Законы сложения
| 3
|
| 1.5
| Вычитание
| 3
|
| 1.6
| Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
| 2
|
| 1.7
| Умножение. Законы умножения
| 3
|
| 1.8
| Распределительный закон
| 2
|
| 1.9
| Сложение и вычитание столбиком
| 3
|
|
| Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
| 1
|
| 1.10
| Умножение чисел столбиком
| 3
|
| 1.11
| Степень с натуральным показателем
| 2
|
| 1.12
| Деление нацело
| 3
|
| 1.13
| Решение текстовых задач с помощью умножения и деления
| 2
|
| 1.14
| Задачи на «части»
| 3
|
| 1.15
| Деление с остатком
| 2
|
| 1.16
| Числовые выражения
| 3
|
|
| Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
| 1
|
| 1.17
| Нахождение двух чисел по сумме и разности
| 3
|
|
| ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 1.
|
|
|
| Занимательные задачи
| 2
|
|
|
|
|
|
| ГЛАВА 2. ИЗМЕРЕНИЕ ВЕЛИЧИН
| 30
|
| 2.1
| Прямая. Луч. Отрезок.
| 2
|
| 2.2
| Измерение отрезков
| 2
|
| 2.3
| Метрические единицы длины
| 2
|
| 2.4
| Представление натуральных чисел на координатном луче
| 2
|
|
| Контрольная работа №3 по теме «Представление натуральных чисел на координатном луче»
| 1
|
| 2.5
| Окружность и круг. Сфера и шар
| 1
|
| 2.6
| Углы. Измерение углов
| 2
|
| 2.7
| Треугольники
| 2
|
| 2.8
| Четырехугольники
| 2
|
| 2.9
| Площадь прямоугольника. Единицы площади
| 2
|
| 2.10
| Прямоугольный параллелепипед
| 2
|
| 2.11
| Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема
| 2
|
|
| Контрольная работа №4 по теме «Измерение величин»
| 1
|
| 2.12
| Единицы массы
| 1
|
| 2.13
| Единицы времени
| 1
|
| 2.14
| Задачи на движение
| 3
|
|
| ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 2.
|
|
|
| Занимательные задачи
| 2
|
|
|
|
|
|
| ГЛАВА 3. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
| 19
|
| 3.1
| Свойства делимости
| 2
|
| 3.2
| Признаки делимости
| 3
|
| 3.3
| Простые и составные числа
| 2
|
| 3.4
| Делители натурального числа
| 3
|
| 3.5
| Наибольший общий делитель
| 3
|
| 3.6
| Наименьшее общее кратное
| 3
|
|
| Контрольная работа №5 по теме «Делимость натуральных чисел»
| 1
|
|
| ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 3.
|
|
|
| Занимательные задачи
| 2
|
|
|
|
|
|
| ГЛАВА 4. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
| 65
|
| 4.1
| Понятие дроби
| 1
|
| 4.2
| Равенство дробей
| 3
|
| 4.3
| Задачи на дроби
| 4
|
| 4.4
| Приведение дробей к общему знаменателю
| 4
|
| 4.5
| Сравнение дробей
| 3
|
| 4.6
| Сложение дробей
| 3
|
| 4.7
| Законы сложения
| 4
|
| 4.8
| Вычитание дробей
| 4
|
|
| Контрольная работа №6 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
| 1
|
| 4.9
| Умножение дробей
| 4
|
| 4.10
| Законы умножения. Распределительный закон
| 2
|
| 4.11
| Деление дробей
| 4
|
| 4.12
| Нахождение части целого и целого по его части
| 2
|
| 4.13
| Задачи на совместную работу
| 3
|
| 4.14
| Понятие смешанной дроби
| 3
|
| 4.15
| Сложение смешанных дробей
| 3
|
| 4.16
| Вычитание смешанных дробей
| 3
|
| 4.17
| Умножение и деление смешанных дробей
| 5
|
|
| Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей»
| 1
|
| 4.18
| Представление дробей на координатном луче
| 3
|
| 4.19
| Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда
| 2
|
|
| ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 4.
|
|
|
| Занимательные задачи
| 3
|
|
|
|
|
|
| ПОВТОРЕНИЕ
| 15
|
| 1
| Повторение. Действия с натуральными числами
| 1
|
| 2
| Повторение. Действия с натуральными числами
| 1
|
| 3
| Повторение. Решение текстовых задач.
| 1
|
| 4
| Повторение. Решение текстовых задач.
| 1
|
| 5
| Повторение. Задачи на движение.
| 1
|
| 6
| Повторение. Задачи на движение.
| 1
|
| 7
| Повторение. Действия с дробями.
| 1
|
| 8
| Повторение. Действия с дробями.
| 1
|
| 9
| Повторение. Задачи на совместную работу.
| 1
|
| 10
| Повторение. Задачи на совместную работу.
| 1
|
| 11
| Повторение. Действия со смешанными числами.
| 1
|
| 12
| Повторение. Действия со смешанными числами.
| 1
|
| 13
| Повторение. Представление дробей на координатном луче.
| 1
|
| 14
| Повторение. Представление дробей на координатном луче.
| 1
|
|
| Итоговая контрольная работа №8
| 1
|
|
|
|
|
|
| Итого
| 175
|
| |
|
|