Главная страница


Программа по математике к учебнику «Математика», 5 класс авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин Составитель: Красникова С. В., учитель мбоу «Кромбыковская сош»



Скачать 249.13 Kb.
НазваниеПрограмма по математике к учебнику «Математика», 5 класс авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин Составитель: Красникова С. В., учитель мбоу «Кромбыковская сош»
Красникова С.В
Дата11.02.2016
Размер249.13 Kb.
ТипПрограмма

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

к учебнику «Математика», 5 класс
авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин


Составитель: Красникова С.В., учитель МБОУ «Кромбыковская СОШ».

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основании следующих документов:

  1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике

  2. Регионального базисного учебного плана

  3. Учебного плана МБОУ «Кромбыковская СОШ» Льговского района Курской области, утвержденного 29 августа 2014 года протокол №1

4. Авторской программы С.М.Никольского по математике для 5 класса
Объем: На изучение математики в 5 классах отводится 175 часов из расчета 5 ч в неделю.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • начать овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


   Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Основные развивающие и воспитательные цели

 Развитие:

  • ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • математической речи;

  • сенсорной сферы; двигательной моторики;

  • внимания, памяти;

  • навыков само и взаимопроверки;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

 Воспитание:

  • культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • волевых качеств;

  • коммуникабельности;

  • ответственности.


Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения:

  • технология коммуникативного обучения;

  • технология личностно-ориентированного обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • информационно-коммуникационная технология;

  • здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в процессе обучения:

  • зарядка для глаз;

  • смена видов деятельности;

  • эмоциональная разрядка;

  • построение урока в соответствии с динамикой внимания, учитывая время каждого задания.


Формы контроля:

  • итоговые контрольные работы

  • тематические контрольные работы

  • обобщающие контрольные работы

  • самостоятельные работы

  • проверочные работы


Оценка устных ответов учащихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  • возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.


Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



Оценка письменных работ учащихся по математике
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена верно и полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки); выполнено без недочетов не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере; правильно выполнено менее половины работы


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. Натуральные числа и нуль (46ч.)

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах: об их сравнении, сложении и вычитании, умножении и делении, добиться осознанного овладения учащимися приёмами вычислений с применением законов сложения и умножения, развивать навыки вычислений с натуральными числами.

Знать законы сложения и умножения, свойство вычитания.

Уметь выполнять вычисления устно с опорой на законы сложения и умножения, а затем уметь вычислять столбиком.

Знать понятие степени с натуральным показателем.

Знать правило порядка действий.

Уметь вычислять степени с натуральным показателем.

Уметь вычислять значения числовых выражений, применяя правило порядка действий.

Дать понятия множества, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Перебор возможных вариантов.

Понимать отношения «больше на…( в …)», «меньше на … (в …)» и уметь связывать их с арифметическими действиями над натуральными числами.

Понимать слова «всего», «осталось» и т. п.

Уметь решать задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

Знать арифметические методы решения задач.

Уметь решать задачи арифметическими способами.

Уметь решать комбинаторные задачи перебором вариантов.

  1. Измерение величин (30 ч.)

Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель – систематизировать знания обучающихся о геометрических фигурах и единицах измерения величин, продолжить их ознакомление с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией.

Знать отрезок имеет длину. Координата точки на координатной прямой.

Знать определения треугольника и многоугольника, угла.

Уметь измерять отрезки, находить координаты точки на координатной прямой и по координате точки находить её положение на координатной прямой.

Уметь измерять величины углов.

Уметь вычислять площадь и объем геометрических фигур.

Уметь строить угол.

Уметь решать задачи на движение.

  1. Делимость натуральных чисел (19ч.)

Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

Основная цель – познакомить обучающихся со свойствами и признаками делимости, сформировать навыки их использования.

Знать свойства и признаки делимости натуральных чисел.

Уметь доказывать основные свойства и признаки делимости чисел.

Знать определения НОД и НОК.

Уметь находить НОД и НОК.

Дать понятие о пересечении и объединении множеств.

Дать понятие о использовании четности при решении задач.

  1. Обыкновенные дроби (65ч.)

Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель – сформировать умения сравнивать, складывать вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби. Вычислять значения выражений, содержащих обыкновенные и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами.

Знать определение дроби и основное свойство дроби.

Знать доказательства законов сложения и умножения дробей.

Уметь приводить дробь к новому знаменателю.

Уметь решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.

Уметь решать задачи на совместную работу.

Уметь сокращать дробь.

Уметь выполнять все действия с обыкновенными дробями.

Уметь вычислять площадь прямоугольника и объём прямоугольного параллелепипеда, измерения, которых выражены рациональными числами.

Уметь изображать дроби точками на координатной прямой.

Уметь решать задачи на дроби с помощью умножения и деления на дробь.

  1. Повторение (15ч.)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ пятиклассников
Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;

  • округлять целые числа, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Информационно-методическая функция-содержание учебников для 5-6 классов серии «МГУ-школе» соответствует традиционному содержанию программы для 5-6 классов, позволяет учащимся получить хорошее базовое образование и помочь выработать правильный взгляд на основы научного знания. Учебники являются первыми в серии «МГУ – школе», инициатива создания которой принадлежит московскому университету им. М.В. Ломоносова, заинтересованному в сохранении и развитии лучших традиций отечественного образования. Авторы подчеркивают значимость осознанного изучения чисел и вычислений, но в то же время уделяют достаточно внимания алгебраическому и геометрическому материалу. Материал расположен так, чтобы не мешать развитию арифметических идей. Принципиальной особенностью учебников является то, что они ориентированны на формирование вычислительных навыков и развивают мышление учащихся. Учебники не только отвечают на вопрос «как?», в них уделено значительное внимание вопросу «почему?», имеющему большой развивающий потенциал.

Аннотация

"Математика. 5 класс"

Учебник является первой частью двухлетнего курса математики для общеобразовательных школ. Первая часть содержит главы: "Натуральные числа и нуль", "Измерение величин", "Делимость натуральных чисел", "Обыкновенные дроби".

Вторая часть - "Математика. 6 класс" - включает главы: "Отношения, пропорции, проценты", "Целые числа", "Рациональные числа", "Десятичные дроби", "Обыкновенные и десятичные дроби".
Организационно-планирующая функция – сложность заданий в каждом пункте нарастает линейно: учитель сам должен определить, на какой ступени сложности он может остановиться со своим классом или с конкретным учеником. Для каждого нового действия или приема решения задач в учебнике имеется достаточное количество упражнений, которые выстроены по нарастанию сложности и не перебиваются упражнениями на другие темы. У учителя имеется возможность с помощью учебника реализовывать идею дифференциации обучения при работе со своим классом, а у сильных учащихся- реальная возможность более глубоко разобраться в любом вопросе, чего они часто лишены, если учебник написан на среднего ученика.

Учебники полностью обеспечивают обучение и тех школьников, которые могут и хотят учиться основам наук.

Важную роль в формировании первоначальных представлений о зарождении и развитии науки играют исторические сведения, завершающие каждую главу учебника.

Учебно-тематический план



п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

1

Натуральные числа и нуль

46

2

Измерение величин

30

3

Делимость натуральных чисел

19

4

Обыкновенные дроби

65

5

Повторение

15




Итого

175



График контрольных работ в 5 классе



п/п


Номер контрольной работы

Дата проведения

1

Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание натуральных чисел»




2

Контрольная работа №2 «Умножение и деление натуральных чисел»




3

Контрольная работа №3 «представление натуральных чисел на координатном луче»




4

Контрольная работа №4 «Измерение величин»




5

Контрольная работа №5 «Делимость натуральных чисел»




6

Контрольная работа №6 «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»




7

Контрольная работа №7 «Умножение и деление обыкновенных дробей»




8

Итоговая контрольная работа №8





Литература

1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;

2. Учебник «Математика», 5 класс общеобразовательных учреждений авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин- 6-е издание – М.Просвещение, 2013.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2009.
Расширенное календарно-тематическое планирование
по математике 5 класс


(175ч, 5 ч в неделю, автор учебника НикольскийС.М.)


п

Тема

Кол-во
часов


Дата проведения




ГЛАВА 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И НУЛЬ.

46




1.1

Ряд натуральных чисел

1




1.2

Десятичная система записи натуральных чисел

2




1.3

Сравнение натуральных чисел

2




1.4

Сложение. Законы сложения

3




1.5

Вычитание

3




1.6

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания

2




1.7

Умножение. Законы умножения

3




1.8

Распределительный закон

2




1.9

Сложение и вычитание столбиком

3







Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1




1.10

Умножение чисел столбиком

3




1.11

Степень с натуральным показателем

2




1.12

Деление нацело

3




1.13

Решение текстовых задач с помощью умножения и деления

2




1.14

Задачи на «части»

3




1.15

Деление с остатком

2




1.16

Числовые выражения

3







Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1




1.17

Нахождение двух чисел по сумме и разности

3







ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 1.










Занимательные задачи

2



















ГЛАВА 2. ИЗМЕРЕНИЕ ВЕЛИЧИН

30




2.1

Прямая. Луч. Отрезок.

2




2.2

Измерение отрезков

2




2.3

Метрические единицы длины

2




2.4

Представление натуральных чисел на координатном луче

2







Контрольная работа №3 по теме «Представление натуральных чисел на координатном луче»

1




2.5

Окружность и круг. Сфера и шар

1




2.6

Углы. Измерение углов

2




2.7

Треугольники

2




2.8

Четырехугольники

2




2.9

Площадь прямоугольника. Единицы площади

2




2.10

Прямоугольный параллелепипед

2




2.11

Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема

2







Контрольная работа №4 по теме «Измерение величин»

1




2.12

Единицы массы

1




2.13

Единицы времени

1




2.14

Задачи на движение

3







ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 2.










Занимательные задачи

2



















ГЛАВА 3. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

19




3.1

Свойства делимости

2




3.2

Признаки делимости

3




3.3

Простые и составные числа

2




3.4

Делители натурального числа

3




3.5

Наибольший общий делитель

3




3.6

Наименьшее общее кратное

3







Контрольная работа №5 по теме «Делимость натуральных чисел»

1







ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 3.










Занимательные задачи

2



















ГЛАВА 4. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ

65




4.1

Понятие дроби

1




4.2

Равенство дробей

3




4.3

Задачи на дроби

4




4.4

Приведение дробей к общему знаменателю

4




4.5

Сравнение дробей

3




4.6

Сложение дробей

3




4.7

Законы сложения

4




4.8

Вычитание дробей

4







Контрольная работа №6 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

1




4.9

Умножение дробей

4




4.10

Законы умножения. Распределительный закон

2




4.11

Деление дробей

4




4.12

Нахождение части целого и целого по его части

2




4.13

Задачи на совместную работу

3




4.14

Понятие смешанной дроби

3




4.15

Сложение смешанных дробей

3




4.16

Вычитание смешанных дробей

3




4.17

Умножение и деление смешанных дробей

5







Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей»

1




4.18

Представление дробей на координатном луче

3




4.19

Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда

2







ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 4.










Занимательные задачи

3



















ПОВТОРЕНИЕ

15




1

Повторение. Действия с натуральными числами

1




2

Повторение. Действия с натуральными числами

1




3

Повторение. Решение текстовых задач.

1




4

Повторение. Решение текстовых задач.

1




5

Повторение. Задачи на движение.

1




6

Повторение. Задачи на движение.

1




7

Повторение. Действия с дробями.

1




8

Повторение. Действия с дробями.

1




9

Повторение. Задачи на совместную работу.

1




10

Повторение. Задачи на совместную работу.

1




11

Повторение. Действия со смешанными числами.

1




12

Повторение. Действия со смешанными числами.

1




13

Повторение. Представление дробей на координатном луче.

1




14


Повторение. Представление дробей на координатном луче.

1







Итоговая контрольная работа №8

1



















Итого

175