РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо математике для 6 класса Год реализации программы: 2015/ 2016 учебный год
Класс: 6
Общее количество часов по плану: 175 часов
Количество часов в неделю: 5
Содержание Пояснительная записка………………………………………………………3Содержание курса математики в 6 классе………6Тематическое планирование……………… ...12Ресурсное обеспечение программы………… ..26Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основании:
авторской программы по математике для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Математика : программы : 5–9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 112 с.;
фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике.
Программа соответствует учебнику «Математика» для 6 класса образовательных учреждений/А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко.
М.:Вентана-Граф ,2012
В ней так же учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции —
умения учиться.Цели:
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
воспитание средствами математики культуры личности;
формирование представлений о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.
Задачи:
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявить и развить математические и творческие способности;
расширить представления о делимости натуральных чисел;
учить выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
учить выполнять умножение и деление обыкновенных дробей, преобразование в десятичные дроби;
ввести понятия отношения и пропорции;
учить выполнять различные действия с рациональными числами;
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Курс математики 5-6 классов является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а так же учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики 5-6
классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7–9 классах, а так же для изучения смежных дисциплин.
Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приемы, как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения математики школьники
учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, на пример решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, под хода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Содержание курса математики в 6 классеСодержание математического образования в 6 классе представлено в виде следующих содержательных разделов:
«Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».Содержание раздела
«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимся математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию
умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение различных задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание раздела
«Числовые и буквенные выражения. Уравнения» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание раздела
«Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Содержание раздела
«Элементы статистики, вероятности» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности-умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет вариантов, в том числе в простейших прикладных заданиях. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, закладываются основы вероятностного мышления.
Раздел
«Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о
математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Общая характеристика курса математики в 6 классеАрифметика
Натуральные числа
Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Дроби
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Рациональные числа
Положительные, отрицательные числа и число 0.
Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Координатная прямая. Координатная плоскость.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения.
Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, привидение подобных слагаемых. Формулы.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности.
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
Случайное событие. Достовернее и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера.
Примеры разверток многогранников, цилиндра, конуса.
Понятие и свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда и куба.
Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
Осевая и центральная симметрии.
Математика в историческом развитииРимская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики в 6 классеИзучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач.
Метапредметные результаты:
способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и т.п);
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных и математических проблем;
Предметные:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, шар, сфера), формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
умение пользоваться изученными математическими формулами;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Место курса математики в учебном планеБазисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 6 учебных часов в неделю в течение всего года обучения, всего 204 часа.
Планируемые результаты обучения математики в 6 классеАрифметикаПо окончании изучения курса учащийся научится:• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
• использовать понятия и умения, связанные с процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять не сложные практические расчёты;
• анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
Учащийся получит возможность:• углубить и развить представления о натуральных числах;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. УравненияПо окончании изучения курса учащийся научится:• выполнять операции с числовыми выражениями;
выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, привидение подобных слагаемых);
• решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:• развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
• овладеть специальными приёмами решения уравнений.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величинПо окончании изучения курса учащийся научится:• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
распознавать и изображать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда,
правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
Учащийся получит возможность:• научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачиПо окончании изучения курса учащийся научится:• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
Учащийся получит возможность:• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
Тематическое планирование учебного материала Номер параграфа
| Номер урока
| Тема
| Кол-во часов
|
|
| Глава 1. Делимость натуральных чисел
| 17
|
1
| 1-2
| Делители и кратные
| 2
|
2
| 3-5
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
| 3
|
3
| 6-8
| Признаки делимости на 9 и на 3
| 3
|
4
| 9-10
| Простые и составные числа
| 2
|
5
| 11-13
| Наибольший общий делитель
| 3
|
6
| 14-16
| Наименьшее общее кратное
| 3
|
| 17
| Контрольная работа № 1
| 1
|
|
| Глава 2. Обыкновенные дроби
| 38
|
7
| 18-19
| Основное свойство дроби
| 2
|
8
| 20-22
| Сокращение дробей
| 3
|
9
| 23-26
| Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей.
| 4
|
10
| 27-31
| Сложение и вычитание дробей
| 5
|
| 32
| Контрольная работа № 2
| 1
|
11
| 33-37
| Умножение дробей
| 5
|
12
| 38-42
| Нахождение дроби от числа
| 5
|
| 43
| Контрольная работа № 3
| 1
|
13
| 44
| Взаимно обратные числа
| 1
|
14
| 45
| Деление дробей
| 5
|
15
| 46-48
| Нахождение числа по значению его дроби
| 3
|
16
| 49
| Преобразование обыкновенных дробей в десятичные
| 1
|
17
| 50
| Бесконечные периодические десятичные дроби
| 1
|
18
| 51-52
| Десятичное приближение обыкновенной дроби
| 2
|
| 53
| Контрольная работа № 4
| 1
|
|
| Глава 3. Отношения и пропорции
| 28
|
19
| 54-55
| Отношения
| 2
|
20
| 56-60
| Пропорции
| 5
|
21
| 61-67
| Процентное отношение двух чисел
| 3
|
| 68
| Контрольная работа № 5
| 1
|
22
| 69-70
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости
| 2
|
23
| 71-72
| Деление числа в данном отношении
| 2
|
24
| 74-75
| Окружность и круг
| 2
|
25
| 76-78
| Длина окружности. Площадь круга
| 3
|
26
| 79
| Цилиндр, конус, шар
| 1
|
27
| 80-82
| Диаграммы
| 3
|
28
| 83-85
| Случайные события. Вероятность случайного события
| 3
|
| 86
| Контрольная работа № 6
| 1
|
|
|
|
|
Номер параграфа
| Номер урока
| Тема
| Кол-во часов
|
|
| Глава 4.
Рациональные числа и действия над ними
| 72
|
29
| 87-88
| Положительные
и отрицательные числа
| 2
|
30
| 89-91
| Координатная прямая
| 3
|
31
| 92-93
| Целые числа.
Рациональные числа
| 2
|
32
| 94-96
| Модуль числа
| 3
|
33
| 97-100
| Сравнение чисел
| 4
|
| 101
| Контрольная работа № 7
| 1
|
|
| Глава 5. Десятичные дроби
| 48
|
34
| 102-105
| Сложение рациональных чисел
| 4
|
35
| 106-107
| Свойства сложения рациональных чисел
| 2
|
36
| 108-112
| Вычитание рациональных чисел
| 5
|
| 113
| Контрольная работа № 8
| 1
|
37
| 114-117
| Умножение рациональных чисел
| 4
|
38
| 117-119
| Свойства умножения рациональных чисел
| 3
|
39
| 120-124
| Коэффициент.
Распределительное свойство умножения
| 5
|
40
| 125-128
| Деление рациональных чисел
| 4
|
| 129
| Контрольная работа № 9
| 1
|
41
| 130-134
| Решение уравнений
| 5
|
42
| 135-140
| Решение задач с помощью уравнений
| 6
|
| 141
| Контрольная работа № 10
| 1
|
43
| 142-144
| Перпендикулярные прямые
| 3
|
44
| 145-147
| Осевая и центральная симметрии
| 3
|
45
| 148-149
| Параллельные прямые
| 2
|
46
| 150-153
| Параллельные прямые
| 4
|
47
| 154-156
| Графики
| 3
|
| 157
| Контрольная работа № 11
| 1
|
|
| Повторение и систематизация учебного материала
| 19
|
| 158-169
| Повторение и систематизация учебного материала за курс математики 6 класса
| 12
|
| 170
| Контрольная работа № 12
| 1
|
| 171-175
| Решение занимательных задач.
| 5
|
|
| ИТОГО
| 175
|