Главная страница

Программа по математике для 6 класса Год реализации программы : 2015/ 2016 учебный год Класс : 6



НазваниеПрограмма по математике для 6 класса Год реализации программы : 2015/ 2016 учебный год Класс : 6
страница1/3
Дата25.02.2016
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по математике для 6 класса
Год реализации программы: 2015/ 2016 учебный год

Класс: 6

Общее количество часов по плану: 175 часов

Количество часов в неделю: 5

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………3

Содержание курса математики в 6 классе………6

Тематическое планирование……………… ...12

Ресурсное обеспечение программы………… ..26

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

авторской программы по математике для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Математика : программы : 5–9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 112 с.;

фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике.

Программа соответствует учебнику «Математика» для 6 класса образовательных учреждений/А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко.

М.:Вентана-Граф ,2012

В ней так же учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Цели:

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • воспитание средствами математики культуры личности;

  • формирование представлений о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.


Задачи:

  • сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;

  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;

  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

  • выявить и развить математические и творческие способности;

  • расширить представления о делимости натуральных чисел;

  • учить выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;

  • учить выполнять умножение и деление обыкновенных дробей, преобразование в десятичные дроби;

  • ввести понятия отношения и пропорции;

  • учить выполнять различные действия с рациональными числами;

  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;

  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.



Курс математики 5-6 классов является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а так же учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.

Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7–9 классах, а так же для изучения смежных дисциплин.

Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приемы, как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, на пример решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, под хода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Содержание курса математики в 6 классе

Содержание математического образования в 6 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».

Содержание раздела «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимся математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение различных задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности-умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет вариантов, в том числе в простейших прикладных заданиях. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, закладываются основы вероятностного мышления.

Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Общая характеристика курса математики в 6 классе

Арифметика

Натуральные числа

  • Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.

  • Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители.

  • Решение текстовых задач арифметическим способом.

Дроби

  • Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.

  • Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

  • Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

  • Решение текстовых задач арифметическим способом.

Рациональные числа

  • Положительные, отрицательные числа и число 0.

  • Противоположные числа. Модуль числа.

  • Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.

  • Координатная прямая. Координатная плоскость.

Числовые и буквенные выражения. Уравнения.

  • Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, привидение подобных слагаемых. Формулы.

  • Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Элементы статистики, вероятности.

  • Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.

  • Случайное событие. Достовернее и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.

  • Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера.

  • Примеры разверток многогранников, цилиндра, конуса.

  • Понятие и свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда и куба.

  • Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.

  • Осевая и центральная симметрии.


Математика в историческом развитии

Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики в 6 классе
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

  1. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  3. креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач.

Метапредметные результаты:

  1. способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  3. развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе;

  4. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и т.п);

  5. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных и математических проблем;

Предметные:

  1. умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

  2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, шар, сфера), формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

  3. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  4. умение пользоваться изученными математическими формулами;

  5. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.


Место курса математики в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 6 учебных часов в неделю в течение всего года обучения, всего 204 часа.
Планируемые результаты обучения математики в 6 классе
Арифметика

По окончании изучения курса учащийся научится:

• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;

• использовать понятия и умения, связанные с процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять не сложные практические расчёты;

• анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).

Учащийся получит возможность:

• углубить и развить представления о натуральных числах;

• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Числовые и буквенные выражения. Уравнения

По окончании изучения курса учащийся научится:

• выполнять операции с числовыми выражениями;

выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, привидение подобных слагаемых);

• решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Учащийся получит возможность:

• развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;

• овладеть специальными приёмами решения уравнений.

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

По окончании изучения курса учащийся научится:

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;

  • распознавать и изображать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда,

правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  • определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;


Учащийся получит возможность:

• научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

• распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

По окончании изучения курса учащийся научится:

• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;

Учащийся получит возможность:

• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;


Тематическое планирование учебного материала

Номер параграфа

Номер урока

Тема

Кол-во часов

 

 

Глава 1. Делимость натуральных чисел

17

1

1-2

Делители и кратные

2

2

3-5

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

3

3

6-8

Признаки делимости на 9 и на 3

3

4

9-10

Простые и составные числа

2

5

11-13

Наибольший общий делитель

3

6

14-16

Наименьшее общее кратное

3

 

17

Контрольная работа № 1

1

 

 

Глава 2. Обыкновенные дроби

38

7

18-19

Основное свойство дроби

2

8

20-22

Сокращение дробей

3

9

23-26

Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей.

4

10

27-31

Сложение и вычитание дробей

5




32

Контрольная работа № 2

1

11

33-37

Умножение дробей

5

12

38-42

Нахождение дроби от числа

5




43

Контрольная работа № 3

1

13

44

Взаимно обратные числа

1

14

45

Деление дробей

5

15

46-48

Нахождение числа по значению его дроби

3

16 

49

Преобразование обыкновенных дробей в десятичные

1

17

50

Бесконечные периодические десятичные дроби

1

18

51-52

Десятичное приближение обыкновенной дроби

2

 

53

Контрольная работа № 4

1

 

 

Глава 3. Отношения и пропорции

28

19

54-55

Отношения

2

20

56-60

Пропорции

5

21

61-67

Процентное отношение двух чисел

3




68

Контрольная работа № 5

1

22

69-70

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

2

23

71-72

Деление числа в данном отношении

2

24

74-75

Окружность и круг

2

25

76-78

Длина окружности. Площадь круга

3

26

79

Цилиндр, конус, шар

1

27

80-82

Диаграммы

3

 28

83-85

Случайные события. Вероятность случайного события

3

 

86

Контрольная работа № 6

1













Номер параграфа

Номер урока

Тема

Кол-во часов

 

 

Глава 4.

Рациональные числа и действия над ними

72

29

87-88

Положительные

и отрицательные числа

2

30

89-91

Координатная прямая

3

31

92-93

Целые числа.

Рациональные числа

2

32

94-96

Модуль числа

3

33

97-100

Сравнение чисел

4

 

101

Контрольная работа № 7

1

 

 

Глава 5. Десятичные дроби

48

34

102-105

Сложение рациональных чисел

4

35

106-107

Свойства сложения рациональных чисел

2

36

108-112

Вычитание рациональных чисел

5

 

113

Контрольная работа № 8

1

37

114-117

Умножение рациональных чисел

4

38

117-119

Свойства умножения рациональных чисел

3

39

120-124

Коэффициент.

Распределительное свойство умножения

5

40

125-128

Деление рациональных чисел

4

 

129

Контрольная работа № 9

1

41

130-134

Решение уравнений

5

42

135-140

Решение задач с помощью уравнений

6




141

Контрольная работа № 10

1

43

142-144

Перпендикулярные прямые

3

44

145-147

Осевая и центральная симметрии

3

45

148-149

Параллельные прямые

2

46

150-153

Параллельные прямые

4

47

154-156

Графики

3




157

Контрольная работа № 11

1

 

 

Повторение и систематизация учебного материала

19

 

158-169

Повторение и систематизация учебного материала за курс математики 6 класса

12

 

170

Контрольная работа № 12

1

 

171-175

Решение занимательных задач.

5

 

 

ИТОГО

175
  1   2   3