Главная страница

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-8 классов из расчета 1 час в неделю



Скачать 156.9 Kb.
НазваниеРабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-8 классов из расчета 1 час в неделю
Дата29.02.2016
Размер156.9 Kb.
ТипРабочая программа

Пояснительная записка.

Материальная технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический и обслуживающий труд. Учащиеся обучаются в группах по одному из направлений. Учитель технологии работает в неделимых классах, поэтому на уроках одновременно обучаются и девочки, и мальчики. Поэтому возникла необходимость в новой программе обучения.

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-8 классов из расчета 1 час в неделю.

Реальность современного мира состоит в том, что любой человек, должен иметь способность усваивать важную информацию, удерживать её в памяти и затем быть способным её применить.

Способность понимать и способность запоминать информацию, необходимы для того, чтобы, в самом деле, чему-то научиться, имеют жизненно важное значение в сегодняшнем мире почти для каждого человека, независимо от его возраста. Новые технологии, информацию, которая течёт бесконечным потоком, и даже простую инструкцию по правилам пользования бытовыми электроприборами необходимо понимать.

В раздел «технология» входит сразу три предмета - технология (проектная деятельность в области материальных или информационных технологий), непосредственно трудовое обучение и черчение. Поэтому в данной программе было предусмотрено интегрированное получение знаний в области технологии.

Технология-наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов.

В школе, на уроках технологии, у учащихся как раз и появляется возможность синтезировать свои научные знания из области математики, физики, химии и биологии, показывая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Изучение образовательной области «Технология» позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, которые дадут им возможность подготовиться к самостоятельной трудовой жизни.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

В рабочей программе предусматривается изучение материала по следующим направлениям:
- культура и эстетика труда;

-технологии ведения дома;

- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- проектная деятельность.

В последние годы становится все более ясной важность формирования технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения, технологической культуры учащихся — культуры преобразующей деятельности, необходимой при выборе любой профессии. Технологическая культура включает ряд сторон: культура труда, информационную и графическую культуры, культуру дизайна, предпринимательскую и проектную культуры, культуру человеческих отношений и экологическую культуру. Особую роль в современном мире играет информационная культура — культура получения и работы с информацией и проектная культура — культура выполнения проектов.

С учетом этого изучение технологии в российской общеобразовательной школе должно быть направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение технологических знаний и технологической культуры, овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания объектов труда и их реализации на рынке товаров и услуг, ведение домашнего хозяйства, определение своих жизненных и профессиональных планов и путей их воплощения;

2. Овладение знаниями о научной организации труда, общих основах различных технологий, о перспективных технологиях, методах творческой деятельности и принципах дизайна, путях снижения негативных последствий производственной и бытовой деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

3. Формирование представления о технологии как части мировой культуры, как науки о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека;

4. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко-адаптирующейся в новых условиях личности;

5. Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;

6. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, предприимчивости, честности, ответственности за результаты своей деятельности, порядочности, коллективизма, уважения к людям, культуры поведения и бесконфликтного общения, патриотизма.
В качестве ознакомления представлено календарно-тематическое планирование и содержание тем учебного курса ТЕХНОЛОГИИ

для 5 классов.

Календарно-тематическое планирование 5 класс.



урока

Часы

Тема урока

Вводное занятие. 1 час.

1.

1.

Вводное занятие. Что изучает технология. ТБ при работе.

Кулинария. 7 часов.

2.

1.

Пищеварение и процесс усвоения пищи. Общие сведения о витаминах и питательных веществах.

3.

1.

Сервировка стола к завтраку. Составление меню на завтрак.

4.

1.

Санитарно-гигиенические требования и ТБ на кухне.

5.

1.

Виды овощей. Блюда из сырых овощей

Знакомство с профессией повара.

6.

1.

Блюда из вареных овощей. Технология приготовления блюд из вареных овощей.

7.

1.

Строение яиц. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.

8.

1.

Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Виды горячих напитков.

9.

1.

Итоговая работа по разделу «Кулинария» 1час.

Творческие и проектные работы по разделу «Кулинария». 2часа.

10-11.

2.

Знакомство с творческим проектом.

Правила оформления и содержание проекта.

Защита проекта.

Темы проектов: «Праздничный стол», «Сервировка стола к завтраку».

Элементы материаловедения. 3 часа.

12.

1.

Классификация текстильных волокон. Понятие о прядении и ткачестве.

13.

1.

Основная и уточная нити в ткани.

14.

1.

Свойства тканей из натуральных растительных волокон.

Влажно-тепловая обработка.

15.

1.

Итоговая работа по разделу «Материаловедение» 1час.

Элементы графики. 5 часов.

16.

1.

Что такое графика? Основные виды графических изображений.

17.

1.

Правила выполнения чертежей.

18.

1.

Простейшие геометрические построения.

19-20.

2.

Архитектурно-строительные чертежи. Масштабы. Размеры. Планы зданий. Условные обозначения на строительных чертежах.

Профессия чертежника.

Технологии ведения дома. 3часа.

21.

1.

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера.

Профессия архитектора.

22.

1.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Зонирование. Профессия дизайнера.

23.

1.

Выполнение эскиза интерьера кухни Отделка.

Декоративное украшение. Профессия дизайнера.

24.

1.

Итоговый контроль по темам: «Графика и культура дома.1 час.

Рукоделие. Художественные ремесла. 8 часов.

25.

1.

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного искусства.

Организация рабочего места для ручного шитья. Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке.

26-27.

2.

Технология выполнения простейших швов для отделки изделий вышивкой.

28-29-30-31

4.

Практическая работа: Выполнение салфетки.


32.

1.

Окончательная отделка вышитых изделий. Влажно-тепловая обработка.

33.

1.

Итоговое занятие. 1 час.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ТЕХНОЛОГИИ

5 КЛАСС ( 33ч.)

Вводное занятие (1 ч)

Основные теоретические сведения Содержание и задачи курса «Технология». Правила безопасной работы с ручными инструментами в кабинете технологии. Правила техники безопасности в школе и дома.

Практические работы Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами.

Варианты объектов труда. Рабочее место в кабинете технологии.

Кулинария (7ч.)

Физиология питания (1 час).

Основные теоретические сведения
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах. Знакомство с профессией врача-физиолога.

Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Варианты объектов труда. Таблицы, справочные материалы.

Заполнить таблицу «Меню школьника из продуктов с высоким содержанием витаминов».

Сервировка стола (1 час).

Основные теоретические сведения
Составление меню на завтрак. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Практические работы

Выполнение сервировки стола к завтраку.
Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Варианты объектов труда.

Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.

Санитария и гигиена ( 1 час). Формы нарезки. Основные теоретические сведения Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Способы и формы нарезки. Инструменты и приспособления для нарезки овощей и фруктов. Фигурная нарезка. Практические работы Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Варианты объектов труда. Рабочее место бригады на кухне.

Технология приготовления пищи (4 часа).

Блюда из овощей (2 часа)
Основные теоретические сведения
Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Блюда из сырых овощей. Классификация овощей. Первичная обработка овощей.

Блюда из вареных овощей. Виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширование). Способы варки (в воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной температуре). Варка в различных жидкостях (воде, молоке, растительных соках и др.)Время варки овощей. Методы определения качества овощей.

Знакомство с профессией повара.
Практические работы
Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления . Приготовление блюд из сырых и вареных овощей.

Варианты объектов труда.
Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых и вареных овощей.

Блюда из яиц (1 час)
Основные теоретические сведения
Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц.
Практические работы
Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц.
Варианты объектов труда.
Омлет, яичница, вареные яйца.

Бутерброды, горячие напитки (1 час)
Основные теоретические сведения
Значение хлеба. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Толщина хлеба в бутербродах.

Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Требования к качеству горячих напитков.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Варианты объектов труда.

Приготовление бутерброда и чая.

Итоговая самостоятельная работа по разделу «Кулинария»

Практические работы

Выполнение тестового задания. Составление кроссворда по данному разделу.

Творческий проект (2 ч)

Основные теоретические сведения
Знакомство с этапами проекта. Выбор и обоснование проекта (проблема, потребность). Этапы выполнения проекта (подготовительный, технологический, заключительный).

Правила оформления и содержание проекта.

Защита проекта.

Практические работы

Составление меню для завтрака. Способы оформления стола.

Варианты объектов труда.

Эскиз сервировки стола к завтраку.

Темы проектов: «Праздничный стол», «Сервировка стола к завтраку».

Элементы материаловедения( 3 ч.)
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве. Влажно-тепловая обработка тканей.
Практические работы
Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения из бумаги.
Варианты объектов труда.
Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Итоговая работа по разделу «Материаловедение» 1час.

Практические работы

Выполнение тестового задания. Выполнение лабораторно-практической работы по определению лицевой стороны ткани и долевой нити.

Элементы графики(5ч.)

Введение (1 ч)

Основные теоретические сведения

Основные виды графических изображений: комплексный чертеж, эскиз, технический рисунок, набросок. Графика – художественная, техническая, проектная (дизайн-графика).

Роль графики в технологии создания материальных и интеллектуальных ценностей, в образовательном процессе, рекламе, средствах коммуникации. Графика как средство развития творческих способностей человека, а также его эстетического, технического и художественного восприятия окружающего мира.

Графика как важнейшая составляющая процессов дизайна, технологии и образования человека. Профессия дизайнера.

Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях графикой. Приемы работы с инструментами. Рабочее место ученика.

Практические работы
Приемы работы с чертежными инструментами.

Проведение вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, окружностей с помощью чертежных инструментов.

Варианты объектов труда.

Построение вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, окружностей.

Правила выполнения чертежей (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Понятие о Единой Государственной системе Конструкторской Документации (ЕСКД). Типы линий в соответствии с системой конструкторской документации.

Нанесение размеров на чертежах.

Практические работы

Выполнение основной сплошной, пунктирной, штрих-пунктирной линии. Нанесение размеров на чертежах.
Варианты объектов труда


Чертеж кухни с указанием размеров.

Простейшие геометрические построения (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Простейшие геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов, деление окружности на равные части (3, 4, 5, 6, 8).

Практические работы

Деление отрезков, построение и деление углов, деление окружности на равные части.

Варианты объектов труда

Отрезки, окружность.

Архитектурно-строительные чертежи (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Особенности выполнения строительных чертежей. Масштабы. Размеры. Планы зданий. Разрез и фасад здания. Примеры выполнения плана и разреза здания.

Условные обозначения на строительных чертежах: оконные и дверные проемы, лестничные клетки, отопительные устройства, санитарно-техническое оборудование.

Знакомство с профессией строителя.

Практические работы

Выполнения архитектурно-строительных чертежей на примере любого жилого помещения.

Варианты объектов труда

План своей комнаты в выбранном масштабе.

Технология ведения дома(3ч.)

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека. Профессия дизайнера, архитектора.
Практические работы:
Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихваток, полотенец, разделочных досок..
Варианты объектов труда.
Интерьер кухни. Прихватки, салфетки, полотенца. Декоративное украшение кухни.

Итоговый контроль по темам: «Графика и культура дома».1 час

Выполнение тестового задания. Составление кроссворда по темам пройденных разделов.

Рукоделие. Художественные ремесла (8 ч.)

Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в современном мире. Организация рабочего места для ручного шитья. Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке. Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань. Подбор игл и ниток. Правила отрезания нитки от катушки, вдевания нитки в иголку, заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления рабочей нитки на ткани. Знакомство с видами вышивки. ВТО (влажно-тепловая обработка) изделия.

Практические работы
Зарисовка орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья.
Перевод рисунка на ткань. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка. ВТО изделия.
Варианты объектов труда.
Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок, прихватка.

Итоговое занятие. 1 час.

Практические работы

Организация выставки работ учащихся.