Сундутова Клара Мендыгалиевна
Из опыта работы в 5 классе. Десятичные дроби.
Учащиеся часто затрудняются в замене обыкновенных дробей десятичными. Кроме основных теоретических сведений, касающихся перевода обыкновенных дробей в десятичные, я даю ряд устных упражнений.
На сколько надо умножить 25, чтобы получить число, выраженное единицей с нулями? Ответ: на 4. Обратный вопрос: На сколько нужно умножить 4, чтобы в произведении получить число, выраженное единицей с нулями? Сколько раз 25 содержится в 100? Сколько раз 4 содержится в 100? На сколько надо умножить 125, чтобы получить число, выраженное единицей с нулями? На сколько надо умножить 8, чтобы получить число, выраженное единицей с нулями? Сколько раз 125 содержится в 1000? Сколько раз 8 содержится в 1000? На сколько надо умножить 20, 16, 40, 50, 80, чтобы получить число, выраженное единицей с нулями?
Ограничиваться такими упражнениями только на одном уроке будет недостаточно, надо периодически проверять этот навык. Закреплению этого навыка замены обыкновенных дробей десятичными и обратно помогает таблица:
½=0,5
¼=0,25
¾=0,75
| 1̸40=0,025
3̸40=0,075
7̸40=0,175
|
1̸5=0,2
2̸5=0,4
3̸5=0,6
4̸5=0,8
| 1̸8=0,125
3̸8=0,375
5̸8=0,625
7̸8=0,875
|
В действиях с десятичными дробями большее число ошибок приходится на деление. Процесс деления десятичной дроби на целое число надо полностью рассказывать, предупреждая от пропуска нуля в частном. Недочётом при делении десятичной дроби на десятичную является уравнение числа десятичных знаков в делимом и делителе и отбрасывание запятых:
3,76 : 0,4 = 3,76 : 0,40 = 376 : 40 = 9,4.
Необходимо в делимом и делителе перенести запятую на столько знаков, чтобы делитель был наименьшим целым числом:
3,76 : 0,4 = 37,6 : 4 = 9,4.
Навыки деления десятичных дробей можно дать учащимся путём многочисленных упражнений при систематической проверке учителя.
При решении примеров учащиеся допускают ошибки в порядке действий. Я предлагаю учащимся до решения примера анализировать его. Рассмотрим пример:
( 0,3125 ● 1 1̸5 + 11̸40 ) : 1,3
( 18̸25 – 0,39 ) : 33̸50
Вопрос: Какое будет последнее действие?
Ответ: Деление, потому что черта заменяет скобки и в то же время означает действие деления. Тогда выражение над чертой есть сложное делимое, а под чертой – сложный делитель или же сложный числитель и сложный знаменатель.
Вопрос: Какое последнее действие над чертой?
Ответ: Деление.
Вопрос: Каков делитель?
Ответ: 1,3.
Вопрос: Каково делимое?
Ответ: Результат действий в скобках есть делимое.
Вопрос: Какое последнее действие в скобках?
Ответ: Сложение. Первое слагаемое состоит из произведения двух сомножителей, а второе 11̸40.
Разбираем порядок действий под чертой.
Вопрос: Какое будет последнее действие?
Ответ: Деление.
Вопрос: Каково делимое и каков делитель?
Ответ: Делимое – результат действия в скобках, а делитель 33̸50.
Вызванный учащийся рассказывает порядок выполнения всех действий.
Разнообразие вопросов при анализе примера помогает учащимся усваивать важное: название данных и результатов всех действий и их обозначения. Здесь они видят обозначение суммы и разности чисел, произведения и частного. Сами учатся определять и называть слагаемые, уменьшаемое и вычитаемое, сомножители и сколько их, делитель и делимое.
Поэтому «скучные » термины можно сделать интересными и решение примеров - занятие, на котором учатся не только считать, вычислять, но и мыслить правильно. |