|
Программа по алгебре 7 класс на 2013 / 2014 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2013 / 2014 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по математике с учетом требований государственного образовательного стандарта и в соответствии с авторской программой Ю. Н. Макарычева.
Данная рабочая программа рассчитана на 105 учебных часов (3 часов в неделю) в том числе контрольных работ - 10.
Используется учебно-методический комплект:
1.Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2008.
2.Звавич, Л. И. Дидактические материалы по алгебре. 7 класс / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2008.
3.Алгебра 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычев и др. Автор-составитель Т.М.Ерина, 2011
4.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. . Алгебра. Геометрия -8. А.И. Ершова,
В.В. Голобородько, А.С.Ершова.
5.Алгебра. Тесты. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие.. Алтынов П.И.
6.Дидактические материалы по алгебре в 8 классе. И.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. Н.Г. Миндюк,2008
7.Алгебра, 7-8 класс. Тесты. для промежуточной аттестации, 2009. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Распределение курса по темам:
Повторение основного материала, пройденного в курсе математики 6 класса. -3 ч
Выражения, тождества, уравнения - 17 ч;
Функции- 11 ч;
Степень с натуральным показателем-11 ч;
Многочлены – 15 ч;
Формулы сокращенного умножения - 19-ч;
Системы линейных уравнений - 15 ч;
Повторение -13ч.
Резерв – 1 ч
Требования к математической подготовке учащихся 7 класса
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
формулы сокращенного умножения;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х2;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
1.Выражения и их преобразования. Уравнения (17 ч.)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
Цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
Статистические характеристики.
Цель - понимать практический смысл статистических характеристик.
Знать простейшие статистические характеристики.
Уметь в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных.
2. Функции (11 ч.)
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция у=kх+b и её график. Функция у=kх и её график.
Цель - познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=kх+b, у=kх.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
3. Степень с натуральным показателем (12ч.)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3, и их графики.
Цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2 , у=х3 .
Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
4. Многочлены (15 ч.)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
5. Формулы сокращённого умножения (19 ч.)
Формулы (a±b) = a2 ±2ab+b2, (a-b)(a + b) = а2–b2 ,[{a±b)(a2+ab+b2)]. Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель - выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
6. Системы линейных уравнений (15 ч.)
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.
Цель - познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
8. Повторение. Решение задач (13 ч.)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала по алгебре в 7 классе
Номер урока
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
| 1
| 3
| 4
| 5
| б
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| Повторение
| 1
| Арифметичес-кие действия с целыми, рацио-нальными чис-лами
| 1
| Изучение нового материала
| Арифметические действия с целыми, рацио-нальными чис-лами
|
|
|
|
|
| 2
| Решение текстовых задач
| 1
| Повторение
и закрепление изученного материала
| Решение текстовых задач
|
|
|
|
|
| 3
| Проценты
| 1
| Повторение
и закрепление изученного материала
|
|
|
|
|
|
| Выражения, тождества, уравнения (17 часов)
| 4
| Числовые выражения
| 1
| Изучение нового материала
| Сложение, вычитание, умножение, деление десятичных и обыкновенных дробей
| Уметь складывать, вычитать, умножать и делить десятичные и обыкновенные
дроби
|
|
|
|
| 5
| Числовые
Выражения
| 1
| Повторение
и закрепление изученного материала
| Сложение, вычитание, умножение, деление десятичных и обыкновенных дробей
| Уметь складывать, вычитать, умножать и делить десятичные и обыкновенные
дроби
| Математический диктант
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
|
| 1
| Применение
знаний
и умении
| Правила сложения положительных и отрицательных чисел
| Уметь находить зна-чение выражения при заданных значениях переменных
| Фронтальный
опрос
|
|
|
| 7
| Выражения
с переменными
| 1
| Закрепление
изученного
материала
| Действия с поло-жительными и отрицательными
числами
| Знать правила сло-жения, умножения,
деления отрицатель-ных чисел и чисел с
разными знаками
| Самостоятельная работа (10 мин):
С-1, №1(а;в),
2(a); С-4,.№2,3(а)
(ДМ)
| Умение нахо-
дить значение
выражения
рациональным способом
|
|
| 8
| Сравнение
значений
выражений
| 1
| Ознакомле-ние с новым
учебным материалом
| Значения числовых и алгебраических выражений
| Знать способы сра-внения числовых и буквенных выраже-ний. Уметь сравнивать выражения
| Фронтальный и индивидуальный опрос
|
|
|
| 9
| Сравнение
значений
выражений
| 1
| Закрепление
изученного
материала
| Чтение нера-венств и запись
в виде неравенства и в виде двойного неравенства
| Уметь читать и запи-сывать неравенства и двойные неравенства
| Математический диктант
| Умение соста-влять и решать текстовые за-дачи на сравне-ние выражений (в том числе
и на проценты)
|
|
| 10
| Свойства
действий
над числами
| 1
| Повторение
и системати-зация знаний
| Знание свойств
действий над
числами
| Знать формулировки
свойств действий над числами
| Самостоятель-
ная работа(10 мин):С-6,№ 1,2,3
(ДМ)
|
|
|
| 11
| Тождества.
Тождественные преобразования
выражений
| 1
| Ознакомление с новым
учебным
материалом
| Понятия тождест-ва, тождественно равных выраже-ний
| Знать: определение тождества и тождес-твенные преобразо-вания выражений
| Фронтальный
и индивиду-
альный опрос
|
|
|
| 12
| Тождества.
Тождественные преобразования
выражений
| 1
| Применение
знаний
и умений
| Приведение по-
добных слага-
емых. Правила
раскрытия скобок
| Уметь: приводить подобные слагаемые,
Раскрывать скобки, упрощать выражения, используя тождественные преобразования
| Проверочная
самостоятель-
ная работа
(15 мин):С-7, № 3 (а, б, в),3 (а, б), 5 (а, б),6 (а, б), 7 (а, б) (ДМ)
| Составление
выражений
по условию
задачи и его
упрощение
|
|
| 13
| Контрольная
работа 1 «Выражения. Тождества»
| 1
| Контроль
знаний
и умений
| Свойства действий над числами. Пра-вила раскрытия скобок
| Уметь применять знание материала при
выполнении упраж-нений
| Индивидуаль-
ное решение
контрольных
заданий
|
|
|
| 14
| Уравнение
и его корни
| 1
| Закрепление
полученных знаний
| Свойства, исполь-зуемые при реше-нии уравнений
| Уметь находить ко-рни уравнения
| Математиче-
ский диктант
|
|
|
| 15
| Линейное
уравнение
с одной переменной
| 1
| Ознакомление с новым учебным материалом
| Понятие
линейного уравнения с одной
переменной
| Знать: определение линейного уравне-ния с одной перемен-ной
| Фронтальный
опрос
|
|
|
| 16
| Линейное
уравнение
с одной
переменной
| 1
| Закрепление
полученных
знаний
| Свойства уравнений и тождественные преобразования
| Уметь решать
линейные уравнения одной переменной
| Самостоятель-
ная работа
(15 мин):
С-8, № 1 (а, б, в);
С-9, № 1 (а, б),
2(1,2,3),3(ДМ)
| Уравнения
с модулями
|
|
| 17
| Решение задач с помощью уравне-
ний
| 1
| Ознакомление с новым учеб-ным материа-лом
| Алгоритм решения задач с помощью составления уравнений
| Знать алгоритм реше-ния задач с помощью составления уравнений
| Фронтальная
и индивидуальная работа
|
|
|
| 18
| Контрольная
работа 2 «Уравнение с одной переменной»
| 1
| Контроль,
оценка
и коррекция
знаний
| Уравнения с
одной переменной, задачи
| Уметь обобщать и ра-сширять знания, само-стоятельно выбирать способ решения ура-внений, владеть навыками контроля и оценки своих знаний
| Индивидуальное решение
контрольных
заданий
|
|
|
| 19
| Анализ контроль-ной работы. Сре-днее арифметиче-
ское, размах и мода
| 1
| Ознакомление с новым
учебным материалом
| Среднее арифмети-ческое, размах, мода
| Знать определение среднего арифметичес-кого, размаха и моды упорядоченного ряда чисел
| Фронтальная и
индивидуальная работа
|
|
|
| 20
| Среднее арифме-тическое, размах
и мода
| 1
| Применение
знаний
и умений
| Среднее арифметическое, размах, мода
| Уметь находить сред-нее арифметическое, размах и моду упоря-доченного ряда чисел
| Текущий
|
|
|
| 21
| Медиана как
статистическая характеристика
| 1
| Ознакомление с новым
учебным
материалом
| Медиана как
статистическая
характеристика
| Знать определение среднего арифметичес-кого, размаха, моды
и медианы как статисти-ческой характеристики
| Фронтальная и
индивидуальная работа
| Формулы
(пункт 11)
|
|
| 22
| Медиана как
статистическая характеристика
| 1
| Применение
знаний
и умений
| Среднее арифмети-ческое, размах, мода
| Уметь находить сред-нее арифметическое, размах, моду и медиану упорядоченного ряда чисел
| Индивидуальные карточки
|
|
|
| |
|
|