|
Проблемы и пути повышения качества естественно-научного образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Районный семинар учителей химии и биологии на тему:
«Проблемы и пути повышения качества естественно-научного образования»
09.01.2014год.
Выступление на тему:
«Повышение качества знаний обучающихся посредством использования мультимедийных технологий»
Учитель биологии Куликова Н. В.
Староюрьево-2014 С1-С2
В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков.
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность.
Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся и как следствие возможно будут способствовать повышению качества знаний обучающихся
С3
Мультимедиа — совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
В настоящее время мультимедиа-технологии являются бурно развивающейся областью информационных технологий. В этом направлении активно работает значительное число крупных и мелких фирм, технических университетов и студий. Области использования чрезвычайно многообразны: интерактивные обучающие и информационные системы.
С4
Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.
С5
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
С6
Виды мультимедиа технологий:
● Интерактивная доска;
● Система интерактивного опроса;
● Различные образовательные программы;
● Мультимедийные презентации;
● Сетевые образовательные программы;
● Имитационные технологии;
● Диагностические комплексы. С7
При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока. Иными словами преподаватель, используя минимальные усилия со своей стороны, может постоянно находиться в информационном поле любой отрасли.
Интерактивная доска - современное мультимедиа-средство, которое:
имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений;
позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно;
позволяет экономить время на уроке при создании различного рода чертежей, схем, диаграмм, графиков;
возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма.
С8
Система интерактивного опроса состоит из беспроводных пультов находящихся у каждого учащегося на столе, позволяет проводить мгновенный мониторинг освоения учащимися изучаемого материала. Возможности системы многообразны:
- общий опрос;
- мотивационный опрос на скорость, регистрирующий только первого правильно ответившего учащегося.
- определение желающего ответить на поставленный вопрос при устном опросе. Это позволяет избежать хоровых ответов учащихся. Система позволяет вести все журналы всех учащихся. Преподавателю известно какую тему, какой учащийся плохо уяснил. Имеется возможность дифференцированности проверки уровня усвоения материала и индивидуальности подхода к каждому учащемуся. Таким образом, опрос становиться более живым и за короткий промежуток времени объективную оценку получают все учащиеся группы. С9 Образовательные программы позволяют (Телешкола)
● достигать оптимального темпа работы учащихся то есть индивидуальный подход;
● учащиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления;
● диалог с программой приобретает характер учётной игры, это у большинства учащихся вызывает повышение мотивации к учебной деятельности;
● смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки. С10
Мультимедийные презентации.
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, целей, которые ставит преподаватель. Тем не менее, выделяют некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
С11
При изучении нового материала.
Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
При закреплении новой темы
Для проверки знаний
Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя.
Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
С12
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы.
Средство эмоциональной разгрузки. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.
Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога.
С13 (Включить интерактивный учебник)
Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. Можно использовать следующие методические приемы: 1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика
пркомментировать процесс, остановит кадр и предложить продолжить дальнейшее
протекание процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового'материала можно:заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи. С14 Личные видеоматериалы использования мультимедийных технологий можно посмотреть на моём сайте. С15
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.
«За»
Мультимедиа способствует: 1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
2. Повышению мотивации школьников к учению;
3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала. Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в образовании можно отнести:
- одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
- возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;
- визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
- развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников.
Средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса обучения, как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей школьного обучения. В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников.
В то же время любой опытный школьный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Наряду с вышеприведенными потребностями для оправданного и эффективного использования мультимедиа технологий необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения и использования мультимедиа-ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет использовать мультимедиа там, где это влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой школьников с современными средствами информатизации. С 16
Положительных аспектов использования мультимедиа технологий достаточно много.
К числу отрицательных аспектов можно отнести
большая стоимость (ПК, программы, интерактивные средства), превышающие в несколько десятков раз стоимость традиционных учебников;
привычка к легкому наглядному обучению снижает интерес к традиционному чтению, не развивает воображение;
сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм;
трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков.
зачастую лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками;
индивидуализация ограничивает живое общение учителей и обучаемых, учащихся между собой;
чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
С17
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение мультимедиа-средств в школьном обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования.
В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход. |
|
|