Главная страница


О создании условий для развития и поддержания высокой мотивации в учебной деятельности при работе с одарёнными детьми



Скачать 119.24 Kb.
НазваниеО создании условий для развития и поддержания высокой мотивации в учебной деятельности при работе с одарёнными детьми
Дата08.03.2016
Размер119.24 Kb.
ТипДокументы

О создании условий для развития и поддержания высокой мотивации в учебной деятельности при работе с одарёнными детьми
Е.С. Пухова,

учитель математики МБОУСОШ №2,

г.Апшеронск Краснодарский край
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Практика педагогической деятельности показывает, что выявление одаренности и определение ее степени не всегда эффективны. Учащиеся с ярко выраженной одаренностью обучаются в коллективе со сверстниками, которые в большей или меньшей мере проявляют способности, которые можно отнести к проявлению одаренности. Поэтому одаренными можно назвать детей, обладающих интеллектуальным и эмоциональным потенциалом, позволяющим успешное самовыражение в различных областях знания, спорте, творческой и общественной деятельности. Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. 
Создание условий для самореализации таких учащихся – это поддержка способной, инициативной, талантливой молодежи.

Каждый родитель считает своего ребенка одаренным. Поэтому понятно сегодняшнее предъявление к школе высоких требований. А что значит для родителей и общества «хорошая» школа?

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в ВУЗы. 

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. 

В школе должны быть свои традиции. 

Школа должна давать современное образование. 

В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. 

Школа заинтересована в развитии и поддержке высокой мотивации при работе с одаренными учащимися.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе школьного образования. Гармония в обучении и воспитании обеспечивают высокие результаты работы.

Условия гармонизации образования

  • Вариативная система образования, обеспечивающая сохранение за школой необходимых степеней свободы

  • Вертикальная и горизонтальная дифференциация обучения


Вертикальная дифференциация - нахождение оптимального сочетания педагогических приемов на каждом возрастном этапе обучения и развития детей.

Горизонтальная дифференциация - построение всего учебного процесса с максимальным учётом психофизических особенностей детей, их способностей и склонностей.

Из опыта своей работы сделала выводы:

Хорошие педагогические приемы должны содержать:

  • интригующее введение,

  • четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка,

  • распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему,

  • обоснованное использование Интернет - источников.


При этом обязательно должны присутствовать:

  • Творческие задания

  • Самопознание

  • Оценка

  • Убеждение

  • Достижение результата

  • Научные исследования

  • Выводы на основе противоречивых фактов


Результатами работы учителя станут:

Развитие у учащихся умений анализа, синтеза и оценки информации, развитие математической компетентности, коммуникативных навыков, креативного мышления, раскрытие творческого потенциала, развитие социальных навыков, формирование культуры речи, стимулирование познавательной мотивации, формирование умения применять полученные на уроках математики знания на практике.

На самом деле причина эффективной школьной мотивации ОДНА.

ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС.

Он же Любопытство,

Он же Удовольствие,

Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!).

Цели поддержания мотивации при работе с талантливыми учащимися:

Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников.

Развивающаяразвитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная — воспитание коммуникативных навыков, личной ответственности за выполнение работы.

В нашей школе ведётся целенаправленная работа с одарёнными детьми в соответствие с планом работы.
Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в различных направлениях.
Задачи: 
1. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей. 
2. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми. 
3. Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству. 
4. Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети» (составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности).  
5. Организация и проведение I тура (школьных) предметных олимпиад. 
6. Подготовка победителей школьных олимпиад к участию в районных олимпиадах. 
7. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций. 
8. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня. 
9. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов. 
10. Организация семинаров, мастер - классов для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися. 
11. Выявление одаренных и способных к научно-исследовательской работе старшеклассников, а также направление их на курсы по подготовке к поступлению на базе кубанских ВУЗов.
12. Организация научно-исследовательской работы учащихся. 
13. Создание банка данных исследовательских работ. 
14. Разработка методических материалов в помощь организаторам научно-исследовательской работы с учащимися. 
15. Организации и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей учащихся. 
16. Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся. 
17. Организация и взаимодействие с общественными организациями и объединениями по вопросам работы с одаренными детьми. 
18. Рациональное наполнение школьного компонента с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков. 
19. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися. 
20. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. 
21. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми. 
22. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых коррекционно-направляющих решений. 
23. Обобщение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми. 
24. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. 
25. Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебно-методической литературой. 
26. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся. 
В этом учебном году педагогическим советом школы принято решение о создании индивидуальных перспективных планов по развитию творческого потенциала талантливых учеников.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

  • Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.


Профессиональные качества педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями

  • Профессиональная зрелость

  • Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми

  • Эмоциональная стабильность

  • Способность к самоанализу

  • Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора

  • Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей

  • Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности

  • Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики

  • Умение координировать свои действия с действиями родителей

  • Умение консультировать родителей и учащихся.


В школе реализованы разнообразные формы работы для развития одаренности учащихся: групповые занятия, факультативы, предметные кружки, кружки по интересам, конкурсы, курсы по выбору, участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, занятия в профильных классах, интеллектуальные марафоны, деловые игры, реферативная работа, научно-практические конференции, межшкольный факультатив для одаренных детей, дистанционное обучение на краевых курсах.
Целенаправленная работа с одаренными учащимися начинается с начальной школы и ведется до выпуска детей из школы. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности осуществляется через создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через увеличение времени на индивидуальное обучение и воспитание, ориентацию учащихся на познание как ценность.

Работа в этом направлении требует постоянного стимулирования учащихся, формирования у них понимания значимости учебных и творческих достижений, их общественного признания. Наиболее значимыми формами поддержки являются ежегодное чествование победителей олимпиад в центральном Доме культуры района дипломами, грамотами и ценными подарками, систематическое освещение в муниципальных СМИ достижений учащихся, показавших высокие результаты в учебе, спорте, культуре и социально-значимой деятельности, публикации исследовательских и творческих работ на страницах сборников краевого и районного уровней, стенд «Лучшие ученики школы», благодарственные письма родителям проявивших себя учащихся.

Комплексная работа с одаренными детьми в нашей школе дает стабильные результаты.

Для успешной организации данной работы создано школьное научное общество учащихся «Поиск».

Деятельность НОУ осуществляется по следующим направлениям:

  1. Проектная и исследовательская деятельность.

  2. Практическая и природоохранная деятельность.

  3. Общешкольные мероприятия.

За прошедший учебный год наиболее активные участники НОУ достигли следующих результатов в учебной и научно-исследовательской деятельности:

Вендур София (5 класс) - призер краевого тура конкурса юных чтецов «Живая классика»,

Муханова Ольга (11 класс) – участник финального этапа «Гагаринских чтений»,

Гаврюш Екатерина (9 класс) - лауреат Регионального открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Шаги в науку» по направлению «Краеведение»,

Потапова Ксения (10 класс) - победитель муниципального этапа и участник зональной олимпиады по географии,

Тарасов Владимир, Матулян Руслан, Мунтян Даниил, Папежук Марина (8-9 классы) -

победители и призёры муниципального этапа олимпиады по географии и биологии,

Муханова Ольга, Смульская Яна (11 класс) - призеры городских олимпиад по биологии и экологии.

Девять членов НОУ приняли участие в работе районной эколого-биологической профильной смены. По итогам работы 6 учащихся стали победителями и призёрами экологической смены, 3 учащихся получили грамоты за участие. В 2010-2011 учебном году Марков Ю. был стал членом Малой сельскохозяйственной Академии учащихся Кубани. В этом учебном году вновь налажена связь школы с профильными ВУЗами и СУЗами города и края, сотрудничество с работниками Краевого эколого-биологического Центра.

Два года учащиеся школы участвуют в работе краевых заочных курсов «ЮНИОР» по программам дополнительного образования олимпиадного уровня. В 2010-2011 учебном году 8 человек получили свидетельства о годовом обучении. В 2011-2012 учебном году учащиеся 6-7 классов также прошли успешное обучение на краевых заочных курсах «ЮНИОР» и получили грамоты: в итоговом рейтинге Галкин Г. занял 14 место в крае из 97 участников, семиклассники Данелян А. – 3 место, Павлечко О. – 12, Арустамян А. – 21 и Мунтян И. – 52 место из 108 участников. Как результат, Папежук М. и Решетов Д. окончили в 2010-2011 учебном году данные курсы и показали максимальные результаты 33 балла и 31 балл соответственно на ГИА по географии в 2011-2012 уч.г. В 2011-2012 уч.г. эти учащиеся успешно прошли дистанционное обучение в Центре дополнительного образования по направлению «Олимпиады».

Результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся, творческих конкурсов в 2011-2012 уч.г.

Наименование конкурса

Ф.И. учащихся

Результат


Уровень

XVIII Научно-практическая конференция учащихся

Папежук М.

Погосян Д.

Мунтян С., Молчанова П.

1 место Алевтиналадислаика,участие.,аствовать в олимпиаде по кубановедению.ученика по географии.

2 место

3 место

Муниципальный

«Зеленая планета»

Иванова А.

Пшеницын М.

Егоренко Е., Библива А.

1 место Алевтиналадислаика,участие.,аствовать в олимпиаде по кубановедению.ученика по географии.

2 место

3 место.

Муниципальный

Семейные экологические проекты


Ванеева А., Лобанова А.

Шепилов А., Гукасян И.,

Федорченко Т.


1 место

3 место

Муниципальный

«Зеркало природы»

Майборода О.

Горинская В.,Левина А.

Саидов В., Щербина А., Гарбузова А.

1 место

2 место

3 место.


Муниципальный

Чистая планета

Гладышева А.

Богатырева Н.

Папежук М.

1 место

2 место

3 место

Муниципальный

«Подрост»

Филиппенко Н.

2 место

Муниципальный

«Эврика,ЮНИОР» МАН учащихся Кубани

Погосян Д.

Маслов К.

1 место

2 место

Муниципальный

«Самое синее море…»

Матулян Р.

1 место

Муниципальный

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Филиппенко Н.

Мунтян Д.

1 место

Муниципальный

Научно-практическая конференция «Эврика»

Серебрякова В.

призёр

Муниципальный

Сохраним планету

Жукова А.

1 место

Муниципальный


Традиционно учащиеся 1-11 классов школы ежегодно принимают участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Кенгуру - выпускникам», «Британский бульдог», «Лисенок Чип», «Золотое руно». По итогам конкурсов победителям на общешкольной линейке вручаются сертификаты и памятные подарки.

В последние годы всё большую роль в работе с одаренными детьми играет олимпиадное движение. В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняло участие 631 человек, что составило 82% всех учащихся школы. Из них победителями стали 175 человека (28%) и призерами -252 человека (40%). Количество призеров и победителей муниципального этапа возросло с 61 до 78 человек, т.е. на 27%.

В зональном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие Жданова Наталья по физике и Потапова Ксения по географии.

Победители и призёры этапов Всероссийской олимпиады школьников:

Учебный год

Школьный этап

Муниципальный этап

2006-2007

63

9

2007-2008

70

10

2008-2009

72

18

2009-2010

78

25

2010-2011

357

61

2011-2012

382

78


Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”. Нам, педагогам, важно помнить, что высокой мотивации в учебной деятельности не добиться без потребности в обучении, смысла учения, мотива учения, цели, эмоций, отношения и, конечно, интереса.