|
Социализация детей надомного обучения как процесс их включения в общество Социализация детей надомного обучения как процесс их включения в общество.
В соответствии со статистикой, сегодня в России насчитывается около 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции, из них 700 тысяч - дети с инвалидностью. Численность данной категории детей увеличивается с каждым годом. Если в 1995 году в России насчитывалось 453, 6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам, из них около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, недостатка контактов со сверстниками и взрослыми, в незначительном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается в течение всей его жизни. Выготский считает, что наиболее значимые социальные отношения у ребенка формируются в семейной обстановке, где он получает первый опыт общения, где закрепляются роли в обществе и отношения. Именно в семье ребенок усваивает первые уроки нравственности, навыки повседневного поведения; наблюдая отношения своих родителей, он строит первоначальный образ своей будущей семьи. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью, готовится к включению в общество в качестве полноправного члена. Представления о роли в обществе формируются также на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а так же в процессе восприятия произведений искусства, под влиянием средств массовой информации и других источников.
Проблема успешности процесса социализации личности учащихся, обучающихся на дому, является всегда актуальной и значимой. Таким образом, встаёт задача создания особых условий для развития коммуникативных навыков через систему коррекционных занятий, специальных игр, упражнений и т.п., которые способствовали бы успешной социализации детей, находящихся на домашнем обучении.
У детей, обучающихся на дому, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки правильного поведения. Дети имеют множество отклонений в развитии и здоровье. У них снижена познавательная активность, наблюдается отставание в развитии речи, отсутствуют навыки общения, умение управлять собой. У подростков заметны трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхность чувств. Они испытывают сложность в сфере самосознания (от переживания своей вседозволенности до ущербности). Надомное обучение - это один из вариантов индивидуального обучения для тех детей, которые по ряду причин, как правило, это болезнь, не могут посещать школу. Школьные нагрузки нелегки и для здорового ребенка, а для тяжелобольного они порой просто невыносимы. Причем нагрузкой является не столько сама учеба, сколько время пребывания в школе: большой коллектив детей, система обучения, когда работают не с одним ребенком, а со всеми детьми сразу, высокий темп проведения занятий. С больным ребенком в общем режиме работать нельзя. Поэтому мы выделяем следующие плюсы надомного обучения: индивидуальный план и индивидуальный темп обучения, в котором может работать ребенок; индивидуальные нагрузки, которые можно легко дозировать не только в течение дня, но и всю неделю; если ребенок плохо чувствует себя, то необходимо отложить занятия с ребенком на несколько дней. Индивидуальная работа с ребенком позволяет учесть и его работоспособность, и его утомляемость, и особенности протекания болезни и психических процессов. Кроме того, это возможность рациональной организации режима дня. Учитель надомного обучения приобретает у учащегося статус близкого человека. Система «учитель - ученик» становится доминирующей в жизни ребенка. Ее значение для развития личности состоит в том, что она впервые и по-настоящему включает детей в отношения «ребенок - общество», так как учитель воплощает в своей деятельности требования общества. Поэтому учителю нужно так организовать учебный процесс, чтобы ученик в любой момент смог вновь вернуться в школу и соответствовать уровню современного информационного общества.
Кроме учебно-воспитательной работы осуществляются тесные взаимодействия с социальным педагогом, педагогом – психологом, библиотекарем, логопедом, дефектологом, учителем физкультуры, компьютерного класса. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на дому включает также взаимодействие с родителями. Взаимодействие с семьей реализуется через следующие формы: консультации, занятия, беседы. Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.
Однако для дальнейшей социализации детей с ОВЗ необходимо расширить границы образовательного пространства: обеспечить обучающемуся возможность выхода за пределы своей школы и возможность введения в социум.
Список рекомендуемой литературы
1. Воронкова В. В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы, под редакцией И. М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
4. Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А. М. Щербаковой. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 302 с.
8. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2000. |
|
|