Главная страница

Применение методов самостоятельной работы студентов во время аудиторных занятий Титова Елена Николаевна



Скачать 45.47 Kb.
НазваниеПрименение методов самостоятельной работы студентов во время аудиторных занятий Титова Елена Николаевна
Дата23.08.2016
Размер45.47 Kb.
ТипСамостоятельная работа


Применение методов самостоятельной работы студентов во время аудиторных занятий
Титова Елена Николаевна,

преподаватель экономических дисциплин

Максимова Ольга Александровна,

преподаватель юридических дисциплин,

Филиал МКТ г. Снежногорск
Самостоятельная работа студента – это средство вовлечения студента в самостоятельную познавательную деятельность, формирующую у него психологическую потребность в систематическом самообразовании.

Самостоятельная деятельность студентов позволяет овладеть знаниями, умениями и навыками по конкретной учебной дисциплине, развивает и совершенствует личность. Профессиональная самостоятельность определяет конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

В образовательном процессе самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, который учащийся ведет сам, без прямой посторонней помощи и здесь важны личные качества студента: убеждение, жизненный опыт, мировоззрение, творческое начало, видение конечной цели и т.д.

Студент, занимающийся самостоятельной работой должен знать конечные цели этой работы:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение знаний;

- формирование умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

- формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию и самореализации.

Задача преподавателя своим личным примером, толкованием основных целей и задач, конечным результатом самостоятельной работы заинтересовать студента в необходимости совершенствовать свои знания и умения.

В нашем учебном заведении самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и включает в себя:

1) решение задач, практических ситуаций по сборникам, составленными преподавателями филиала;

2) составление таблиц, схем, диаграмм по пройденному материалу;

3) работа со справочной, методической, научной литературой;

4) защита выполненных работ;

5) текущий опрос по отдельным темам изучаемой дисциплины;

6) деловые игры, дискуссии, конференции

7) тестирование и т.д.

В ходе самостоятельной работы должна осуществляться главная функция обучения – закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые умения и навыки.

Организация и формы самостоятельной работы.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?”, «брейн-ринг» и т.д.

На практических занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. На практических занятиях нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:

1) вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены);

2) фронтальный опрос или тестирование;

3) решение 1-2 типовых задач у доски;

4) самостоятельное решение задач;

5) разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).

Для проведения занятий необходимо иметь сборник задач и тестов для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. С учетом индивидуальных особенностей студентов можно использовать два пути.

1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.

2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи. По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку.

Для разнообразия форм самостоятельной аудиторной работы применяются схемы, макеты, программы и т.п.

Для лучшего усвоения терминологии специальных дисциплин студентам предлагается самостоятельная работа по составлению тестов и кроссвордов.

О мотивации самостоятельной работы студентов.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1) личная заинтересованность каждого студента в результате выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на курсовую работу на первом курсе, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального;

2) использование нестандартных форм аттестации, которые стимулируют студентов, вызывают стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента (например, рубежный контроль знаний, рейтинговая система оценок, итоговое тестирование);

3) поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать;

4) учет особенности каждого студента при индивидуализации заданий. Таким образом, учитывается склонность студента к будущей профессиональной деятельности.

Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.