|
Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика программы
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса к учебнику А.Н.Колмогорова, А.М.Абрамова, Ю.П.Дудницына и др. составлен на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы («Программы общеобразовательных учреждений 10-11 классы» /составитель Т.А.Бурмистрова, М., «Просвещение», 2008) Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Общая характеристика учебного материала
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа».
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах, изучение новых видов числовых выражений и формул, совершенствование практических навыков и вычислительной культуры. Расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка и развития логического мышления. Цели обучения
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, а также для изучения школьных естественно - научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности (отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса).
Содержание курса обучения
Тригонометрические функции числового аргумента. Синус, косинус, тангенс и котангенс действительного числа. Тригонометрические функции и их графики.
Тригонометрические функции любого угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Радиальная мера угла.
Основные тригонометрические формулы. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Преобразование простейших тригонометрических выражений.
Формулы сложения и их следствия. Синус, косинус, тангенс суммы и разности двух аргументов. Синус и косинус двойного аргумента. Формулы половинного аргумента. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование простейших тригонометрических выражений.
Основные свойства функций. Функции и их графики. Свойства функций : монотонность, четность и нечетность, периодичность. Возрастание и убывание функций. Экстремумы. Исследование функций. Гармонические колебания.
Решение тригонометрических уравнений и неравенств. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем.
Производная. Приращение функции. Понятие о производной. Непрерывность функции. Предельный переход. Правила вычисления производных. Производная сложной функции Производные тригонометрических функций.
Применение непрерывности и производной. Использование непрерывности функций при решении неравенств. Метод интервалов. Уравнение касательной к графику функции. Приближенные вычисления. Применение производной в физике и технике.
Применение производной к исследованию функции. Применения производной к исследованию функций и построению их графиков. Отыскание наибольшего и наименьшего значений функции с помощью производной. Учащиеся должны знать / понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра Учащиеся должны уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, обращаясь при необходимости к справочным материалам и применяя простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики Учащиеся должны уметь:
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики и изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функции;
находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графики;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа Учащиеся должны уметь:
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной.
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
решения прикладных задач, в том числе социально – экономических и физических, на вычисление наибольших и наименьших значений, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства Учащиеся должны уметь:
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны уметь: Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
№ урока
| Содержание изучаемого материала
| Кол-во часов
| Дата проведения
|
| ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ,
Уч: Алг, 9 кл. (22 ч)
|
|
|
| § 12. Тригонометрические функции любого угла
| 6
|
| 1-2
| Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса (п. 28)
| 2
|
| 3-4
| Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса (п. 29)
| 2
|
| 5-6
| Радианная мера угла (п. 30)
| 2
|
|
| § 13. Основные тригонометрические формулы
| 9
|
| 7-8
| Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того угла (п. 31)
| 2
|
| 9-12
| Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений (п. 32)
| 4
|
| 13-14
| Формулы приведения (п. 33)
| 2
|
| 15
| Контрольная работа № 1
| 1
|
|
| § 14. Формулы сложения и их следствия
| 7
|
| 16-19
| Формулы сложения. Формулы двойного угла
(п. 34-35)
| 4
|
| 20-22
| Формулы суммы и разности тригонометрических выражений (п. 36)
| 3
|
|
|
|
|
|
| ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (32 ч)
|
|
|
| § 1. Тригонометрические функции числового аргумента
| 6
|
| 1-2
| Синус, косинус, тангенс и котангенс (повторение)
| 2
|
| 3-5
| Тригонометрические функции и их графики (п. 2)
| 3
|
| 6
| Контрольная работа № 2
| 1
|
|
| § 2. Основные свойства функций
| 13
|
| 7-8
| Функции и их графики (п. 3)
| 2
|
| 9-10
| Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций (п. 4)
| 2
|
| 11-12
| Возрастание и убывание функций. Экстремумы (п. 5)
| 2
|
| 13-16
| Исследование функций (п. 6)
| 4
|
| 17-18
| Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания (п. 7)
| 2
|
| 19
| Контрольная работа № 3
| 1
|
|
| § 3. Решение тригонометрических уравнений и неравенств
| 13
|
| 20-21
| Арксинус, арккосинус, арктангенс (п. 8)
| 2
|
| 22-24
| Решение простейших тригонометрических уравнений (п. 9)
| 3
|
| 25-26
| Решение простейших тригонометрических неравенств (п. 10)
| 2
|
| 27-31
| Примеры тригонометрических уравнений и систем уравнений (п. 11)
| 5
|
| 32
| Контрольная работа № 4
| 1
|
|
|
|
|
|
| ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ (39 ч)
|
|
|
| § 4. Производная
| 14
|
| 1-2
| Приращение функции (п. 12)
| 2
|
| 3
| Понятие о производной (п. 13)
| 1
|
| 4-5
| Понятие о непрерывности и предельном переходе
(п. 14)
| 2
|
| 6-9
| Правила вычисления производных (п. 15)
| 4
|
| 10
| Производная сложной функции (п. 16)
| 1
|
| 11-13
| Производные тригонометрических функций (п. 17)
| 3
|
| 14
| Контрольная работа № 5
| 1
|
|
| § 5. Применение непрерывности и производной
| 9
|
| 15-17
| Применения непрерывности (п. 18)
| 3
|
| 18-20
| Касательная к графику функции (п. 19)
| 3
|
| 21
| Приближенные вычисления (п. 20)
| 1
|
| 22-23
| Производная в физике и технике (п. 21)
| 2
|
|
| § 6. Применение производной к исследованию функции
| 16
|
| 24-27
| Признак возрастания (убывания) функции (п. 22)
| 4
|
| 28-30
| Критические точки функции, максимумы и минимумы (п. 23)
| 3
|
| 31-34
| Примеры применения производной к исследованию функции (п. 24)
| 4
|
| 35-38
| Наибольшее и наименьшее значения функции (п. 25)
| 4
|
| 39
| Контрольная работа № 6
| 1
|
|
|
|
|
|
| ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (9+3 ч)
|
|
| 1-2
| Тригонометрические выражения.
| 2
|
| 3-4
| Тригонометрические функции.
| 2
|
| 5-7
| Тригонометрические уравнения.
| 3
|
| 8-9
| Производная.
| 2
|
| 10-11
| Применение производной.
| 2
|
| 12
| Итоговая контрольная работа № 7
| 1
|
| |
|
|