|
Урок по математике и физике в 7 классе по теме «График функции. Прямая пропорциональность и ее график» Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме «График функции. Прямая пропорциональность и ее график»
Образовательные:
- закрепить знания и умения по теме;
- закрепить умения работы с системой СИ, повторить знание известных физических формул;
расширить математический и физический кругозор учащихся и формирование у них положительного мотива учения за счёт "погружения" в межпредметную область;
- сформировать новое понимание предмета через имеющиеся знания.
Развивающие:
- развивать навыки применения знаний в практической жизни;
- развивать навыки работы в группе;
- развитие критического мышления, способности анализировать, делать выводы;
- расширять спектр применения полученных на уроках знаний.
Воспитательные:
-воспитание интереса к знаниям через объединение дисциплин;
- воспитывать чувство ответственности за общее дело;
- воспитание потребности в сохранении собственного здоровья.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями лабораторно-практической работы для каждого учащегося; линованные листы А4, маркеры для каждой группы, оборудование для проведения лабораторнойработы по физике.
Этапы урока:
Организационный момент 1 мин.
Устная работа 5 мин.
Повторение темы «График функции» (математика), физических формул (физика) 10 мин.
Физкультминутка 3 мин.(после 1 части лабораторно-практической работы)
Лабораторно-практическая работа в группах (построение графика, анализ графика, лабораторная работа) 15 мин
Итог урока 7 мин
Домашнее задание 2 мин
Рефлексия 1 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку, приветствие учащихся
2. Устный счет
55 мм = …см (5,5 см)
550 дм=…м3(5,5 ∙10-1 м3)
55м = … км (5,5 ∙10-2 км2)
5,5 мм=…м (5,5 ∙10-3м)
0,55 г=…кг(5,5 ∙10 -4кг)
5, 5 см=…м3(5,5 ∙10-6 м3)
А
| Е
| Р
| К
| Д
| Т
| 5,5∙ 10-3
| 5,5 ∙10-1
| 5,5 ∙10 -4
| 5,5 ∙10-2
| 5,5
| 5,5 ∙10-6
| Сообщение о РЕНЕ ДЕКАРТ (на слайде портрет Р.Декарта)
Рене Декарт - французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат, сторонник аналитического метода в математике, механизма в физике, предтеча рефлексологии.
Рене Декарт происходил из старинного дворянского рода. Его мать умерла от туберкулеза, когда ему исполнился 1 год. Отец Декарта был судьей и он мечтал видеть своего сына юристом. В возрасте 10 лет мальчик поступает в школу, а после ее окончания учится в Университете в Пуатье. Получив звание бакалавра и лицензию юриста , Рене выполнил желание отца, но в своей жизни он никогда не занимался юридической практикой. Он хочет видеть мир и открывать истину.
В истории математики Рене Декарт занимает видное место. Именно он сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х, у,z … ) переменные величины, а известные - первыми буквами латинского алфавит (а,b,c… ) ввел нынешнее обозначение степеней , заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены.
Историческое значение Декартовой геометрии состоит в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику. Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной. Интересно, что великий русский физиолог Иван Павлов поставил памятник-бюст Декарту возле своей лаборатории, потому что считал Декарта предтечей своих исследований.
3. Повторение темы «Графики функций», физических формул
Посмотрите на рисунки: какие из них представляют собой график функции, а какие нет? Почему?
(А) (В) (С)
Какие ошибки допущены при построении графиков А и В функций?
Что такое функция?
Что такое график функции?
Как называется горизонтальная ось (вертикальная ось, точка пересечения осей) графика?
Что такое область определения функции (множество значений функции)?
Какие способы задания функции вам известны?
Какие физические зависимости вам уже известны?
S = ab m = pV Fт = mg и др., которые вспомнят учащиеся
Какие из них используются и в математики и в физике?
Назовите в них зависимую переменную (независимую)?
Постройте графики функций у = -х и у= х на доске и в тетрадях.
Сделайте вывод: в каких четвертях расположены графики функций.
4. Лабораторно-практическая работа в группах (по рядам)
Часть 1. Построить график функции.
1 ряд S = 5b
2 ряд V -= -3х
3 ряд V = 2t
Определить зависимую переменную, независимую, коэффициент k. Определите по графику значение у при х = 3; - 1,5; а также значение х при у = 0,5; -2
Физкультминутка. Комплекс упражнений для глаз (рекомендованный СанПин)
В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
Часть 2. (используя оборудование для лабораторных работ по физике).
Распечатка алгоритма выполнения работы для каждого ряда.
Ряд 1 Построение графика зависимости силы тяжести от массы тела
Цели работы: 1. Провести серию измерений массы и силы тяжести. 2. Вычислить значение коэффициента силы тяжести. 3. Построить график зависимости силы тяжести тела от его массы. 4. Сделать вывод о характере зависимости силы тяжести от массы.
Оборудование:
Выполнение работы
Располагаю оборудование на столе согласно рисунку
2. Подвешивая грузы, измеряю силу тяжести и заполняю таблицу.
Что измеряем:
| а)
| б)
| в)
| г)
| Сила тяжести, Н
|
|
|
|
| Масса грузов, кг
|
|
|
|
| 3. Вычисляю отношение силы тяжести к массе в каждом случае. 4. Строю график зависимости силы тяжести от массы тела.
5. Обобщаю результаты своей работы: проделав работу, я ...
Ряд 2 Построение графика зависимости массы воды от объема
Цели работы: 1. Закрепить полученные на предыдущих ЛР умения пользоваться мензуркой и весами. 2. Построить график зависимости массы воды от её объёма и убедиться, что он является прямой линией. 3. С помощью графика обнаружить погрешности отдельных измерений.
Оборудование:
Выполнение работы
0. Взвешиваю пустую и сухую мензурку: m0 =
1. Налив в мензурку воды, определяю их общую массу: m1 =
2. Вычисляю массу порции воды: m1 воды = m1 – m0 =
3. Определяю объём порции воды: V1 воды =
4. Повторяю выполнение пунктов 1-3, перенося значения в таблицу:
Что измеряли
| 1 раз
| 2 раз
| 3 раз
| 4 раз
| 5 раз
| m, г
|
|
|
|
|
| V, см3
|
|
|
|
|
| Примечание. На оценку «удовлетворительно» нужно измерить массы и объёмы трёх порций, на оценку «хорошо» четырёх порций, на оценку «отлично» пяти порций воды.
5. Строю график зависимости массы воды от её объёма.
6. Делаю выводы в соответствии с целями работы: проделав работу, я ...
Ряд 3. Построение графика зависимости массы воды от ее объема. Цели работы: 1. Провести измерения массы и объема нескольких порций воды. 2. Построить график зависимости массы воды от ее объема. 3. Убедиться, что график является прямой линией.
Оборудование:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение работы.
1. Взвешиваю пустой сосуд. 2. Наливаю в сосуд воду и помещаю его на весы.
3. Определяю общую массу воды и сосуда. 4. Вычисляю массу воды. 5. Переливаю воду из сосуда в мензурку.
6. Определяю объем воды. 7. По результатам измерений заполняю таблицу: 8. Строю график зависимости массы воды от ее объема.
Обобщаю результаты своей работы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Итог урока
- прикрепите получившиеся у вас графики функций магнитом к доске (1 учащийся от каждой группы – ряда);
- что за график у вас получился? (ответ представителя каждой группы)
- какой вывод вы сделали?
- выставление отметок за работу каждой группе учащихся
6. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал (понял, выяснил)…
Домашнее задание
Для всех учащихся: Построить график функции у = 0,6х на миллиметровой бумаге. Определить с помощью графика значение у при х = 3,1; - 2,5, а также значение х при у = - 0,5: 1,9
По желанию (творческое задание – отдельная отметка). Проследить какую-нибудь одну или несколько зависимостей, провести эксперимент и построить график функции. Сделать вывод. Оформить работу |
|
|