Главная страница

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница1/3
Дата12.02.2016
Размер423 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3

Пояснительная записка
Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших

дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Число детей со сложной структурой дефекта в последние годы резко выросло. Остро встают вопросы раннего распознания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Старшие дошкольники с (ОНР III уровнь) имеют особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Концептуальный подход к проблеме общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия в старшей логопедической группе:


  1. Программа логопедической работы по преодолению общего

недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

  1. Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение

детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина..

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  1. Приказ Министерства образования и науки России № 655 от

23.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи и направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего развития.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы: развивать фонематического восприятия, навыки звукового анализа и синтеза, формировать правильного произношения, расширять словарного запаса, формировать практические навыки словообразования и словоизменения, самостоятельную связную речь.

В старшей логопедической группе коррекционное направление приоритетно. Основой коррекционно-развивающей работы являются принципы: природосообразности, интеграции взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы.

Распределение занятий по коррекции и развитию речи проводятся в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ определяется СанПиН № 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями основной формой работы с детьми дошкольниками во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятия остается одной из основных форм работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Закрепление материала вне занятий осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)

Формы организации работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Индивидуально-подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно. В них включены задания по коррекции связной речи, формированию лексико-грамматических категорий, развитию психических процессов.

Фронтальные логопедические занятия в старшей группе

проводятся 3 раза в неделю продолжительностью не более 25-30 минут.

Занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (1 раз в неделю) – 32 занятия;

Занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (2 раз в неделю) – 64 занятия.

Общее количество фронтальных занятий сокращено. Одновременно увеличен вес индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения учитель - логопед в течение учебного года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также занятия могут дробиться, видоизменяться, дублироваться.

Коррекционно-развивающая работа в старшей группе предусматривает три периода, каждый которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы работы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание на каждом предшествующем этапе подготавливает детей к прохождению более нового материала.

Уровень успешности усвоения программного материала детьми осуществляется согласно учебно-календарного графика ДОУ на 2012-2013 учебный год и походит в три этапа стартовый, промежуточный, итоговый.

План-программа коррекционно-развивающей работы

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие словаря

  1. Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечении

перехода от накопленных представлений и пассив­ного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

  1. Расширение объема правильно произносимых сущест­вительных —

названий предметов, объектов, их частей; назва­ний природных явлений в соответствии с лексическими темами.

  1. Обучение группировке предметов по признакам их со отнесенности и

на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых, обобщающих понятий.

  1. Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению

понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов (наливать, выли­вать, поливать; одевать — одеваться, обувать — обуваться).

  1. Обогащение активного словаря относительными прила­гательными со

значением соотнесенности с продуктами пита­ния, растениями, материалами (березовый, морковный, яблоч­ный, вишневый, грибной, шерстяной).

  1. Обеспечение понимания и использования в речи слов-ан­тонимов

(большой — маленький, высокий — низкий, старый — новый).

  1. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над,

за) и активизация их в речи.

  1. Расширение экспрессивной речи притяжательными мес­тоимениями

(мой, твой, наш, ваш, его, ее) указательными на­речиями (тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый).

  1. Закрепление в речи понятия слово и умения опериро­вать им.


Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Развитие навыков образования и практического исполь­зования в

активной речи форм единственного и множествен­ного числа имен существительных (куртка — куртки, дере­во — деревья, пень — пни, ведро — ведра), глаголов настоящего времени (убирает — убирают), глаголов прошедшего времени (собирал — собирала собирали).

2. Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с неко­торыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче

  1. Совершенствование умения образовывать и использо­вать в экспрессивной речи существительные с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами {кофточка, носочек, деревце, свитерок).

4.Совершенствование навыков образования и использова­ния в

экспрессивной речи глаголов с различными приставка­ми {насыпать, высыпать, посыпать).

5.Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных {дубовый, грушевый, клюк­венный, шерстяной, кожаный).

6.Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными {пальто, кофе, какао).

7. Совершенствование навыка согласования и использо­вания в речи прилагательных и числительных с существи­тельными в роде, числе, падеже {красная груша, красный лист, красное яблоко, красные сливы; два мяча, пять мячей).

8. Обучение составлению простых предложений по во­просам, по демонстрации действий, по картине и согласо­ванию слов в предложении.

9.Совершенствование навыка рас­пространения простого нераспространенного предложения однородными членами. {Девочка рисует цветы. Девочка рисует и раскрашивает цветы. Девочка рисует цветы и фрук­ты).
Развитие просодической стороны речи

1. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

2. Закрепление навыка мягкого голосоведения.

3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию пе­дагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной вырази­тельности, модуляции голоса в специальных игровых упраж­нениях.
Коррекция произносительной стороны речи

  1. Уточнение произношения гласных звуков согласных раннего

онтогенеза в словах и предложениях с ними

  1. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и

подготовка к формированию правильной артикуляции всех звуковых групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

  1. Формирование правильных укладов свистящих звуков, автоматизация

поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова

  1. Совершенствование умения различать длинные и корот­кие слова,

запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными со­гласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стече­нием согласных.

  1. Обеспечение усвоения слоговой структуры двуслож­ных слов с одним

закрытым слогом {бидон), двумя закры­тыми слогами {кафтан),, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов {рябина, желуди) и использования их в речи.

  1. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять

слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

1. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой соглас­ный звук, твердый согласный звук.

2. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [у], [о], [и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.
Обучение элементам грамоты

  1. Закрепление представления о букве и о том чем буква отличается от

звука.

  1. Ознакомление с буквами У, А, И, Н, М.

  2. Составление букв из палочек, мозаики, лепки из теста, пластилина.


Развитие связной речи и речевого общения

  1. Воспитание активного произвольного внимания к речи,

совершенствование умения вслушиваться в обращен­ную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

  1. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно,

задавать вопросы, вести диалог, выслушивать до конца.

  1. Совершенствование умения составлять рассказы-описа­ния о предметах

и объектах по образцу, алгоритму.
Второй период (декабрь, январь, февраль)
Развитие словаря

  1. Формирование внимания к слову, более точному пони­манию его

значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.

  1. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и

пассивного речевого запаса к активному ис­пользованию речевых средств.

  1. Расширение объема правильно произносимых существи­тельных —

названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений

  1. Развитие умения группировать предметы по признакам их

соотнесенности и на этой основе совершенствование по­нимания обобщающего значения слов, формирование родо­вых и видовых обобщающих понятий.

  1. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по

усвоению понимания приставочных глаголов {вы­езжать, въезжать, подъезжать, заезжать), возвратных и не­возвратных глаголов {чистить — чиститься).

  1. Обогащение активного словаря притяжательными при­лагательным

(дедушкина, мамина папин) и прилагательны­ми с ласкательными суффиксами {красненький, мягонький).

  1. Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов

антонимов {хороший — плохой, тяжелый — легкий).

  1. Расширение понимания значения простых предлогов {в, на, у, под, над,

за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифферен­циация простых предлогов (на — с, в — из, над — под) в речи.

  1. Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее

притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.

  1. Совершенствование умения оперировать понятием слово.


Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Дальнейшее обучение образованию и практическому ис­пользованию в

активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных {стол — столы, белка — белки), глаголов настоящего времени {строит -строят, учит учат, управляет управляют), глаголов про шедшего времени {красил — красила — красили) Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и неко­торыми простыми предлогами {вороны, вороне, ворону, с воро­ной, о вороне).

  1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в

экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами {диванчик, кро­ватка), суффиксами -онок, -енок, -am, -ят {котенок ко­тята, медвежонок — медвежата), прилагательных с умень­шительно-ласкательными суффиксами {новенький, легонький), глаголов с различными приставками {пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).

  1. Совершенствование навыка образования и использова­ния в речи

относительных {деревянный, кожаный) и притя­жательных {кошачий, медвежий) прилагательных.

  1. Совершенствование умения пользоваться несклоняемы­ми

существительными {метро, пианино, какао).

  1. Совершенствование навыка согласования и использова­ния в речи

прилагательных и числительных с существитель­ными в роде, числе, падеже {белая снежинка, белый снег, белое окно, белые сугробы; два кота, пять котов).

  1. Совершенствование навыка составления и распростра­нения простых

предложений с помощью определений {У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч).

Развитие просодической стороны речи

  1. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и раз­витие

длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.

  1. Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой

деятельности.

  1. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игро­вой и свободной

речевой деятельности Развитие эмоциональной отзывчивости детей на уви­денное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.

  1. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, спо­собности к

усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.

  1. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговоркок и

потешек с автоматизированными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи

  1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих в

иг­ровой и свободной речевой деятельности.

  1. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к

формированию правильной артикуляции сонорных звуков.

  1. Формирование правильных укладов звуков шипящих, йотированных

звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, слово­сочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной ре­чевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова

  1. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трех­сложных слов с

одним закрытым слогом (котенок, снегопад)

  1. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять

слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

  1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук,

звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

  1. Дальнейшее совершенствование умения различать гланые и согласные

звуки. Ознакомление с гласным звуком 1ы| и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов;

  1. Сформировать представление о слогообразующей рои гласных 'звуков.

  2. Формирование умения различать на слух согласные звуки по

признакам: глухость-звонкость, твердость-мяг­кость: [х],[к] [г] |х'] [к']-[г'], -[х]-[х'], [х]-[к'], [с]—[С`], [з]—[з'] [с]—[з], [с']—|з'] в ряду звуков, слогов, слов.

  1. Совершенствование навыка анализа и синтеза закры­тых и открытых

слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, ухо, кот, кит).
Обучение элементам грамоте

  1. Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от

буквы.

  1. Ознакомление с буквами П, Т, К, X, О, Ы.

  2. Совершенствование навыка составления букв из па­лочек,

выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воз­духе.

  1. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв,

изображенных с недостающими элементами; нахожде­нию знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображен­ных букв.

  1. Совершенствование навыка осознанною чтения слов с пройденными

буквами.

  1. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное

написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах соб­ственных, точка в конце предложения.
Развитие связной речи и речевого общения

  1. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно,

задавать вопросы, вести диалог, выслушивать до конца.

  1. Дальнейшее совершенствование умения отвечать на во­просы, задавать

вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге.

  1. Совершенствование умения составлять рассказы-описа­ния о предметах

и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
Третий период (март, апрель, май)
Развитие словаря

  1. Расширение понимания значения слова. Его смысла применительно к

определенной ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами.

  1. Расширение объема правильно произносимых существи­тельных —

названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.

  1. Совершенствование понимания обобщающего значения слов.

  2. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках

изучаемых лексических тем.

  1. Закрепление навыка употребления относительных и притяжательных

прилагательных.

  1. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по

усвоению понимания приставочных глаголов {вы­езжать, въезжать, подъезжать, заезжать), возвратных и не­возвратных глаголов {чистить чиститься).

  1. Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов –

антонимов.

  1. Формирование представления о многозначности слов на основе

словосочетаний и речевых конструкций.

  1. Расширение понимания значения простых предлогов и активизация их в

речи.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные

формы с существительными единственного и множественного числа(по луже, над лужей, в луже, по лужам ).

  1. Совершенствование умения изменять по падежам, числам, родам имена

прилагательные (звонкий, звонкая, звонкое, звонкие).

  1. Закрепление навыков образования и употребления относительных

прилагательных с продуктивными суффиксами. –ов, -ев, -ан, ян.(луговой, серебряный, ржаной).

  1. Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм

(копать - перекопать, вскопать, закопать выкопать).

  1. Совершенствование навыка употребления простых предлогов

отработка словосочетаний с ними.

  1. Составление простых распространенных предложений из 6-7 слов

(Весной на деревьях и кустах распускаются первые листочки).

  1. Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со

зрительной опорой.

  1. Обучение составлению сложносочиненных предложений (Налетела

туча, и пошел сильный дождь).

  1. Обучение составлению предложений с противительным союзом А

(Сначала надо вспахать землю, а потом взрыхлить ее бороной).

  1. Обучение составлению сложноподчиненных предложений (Мы не

пошли гулять, потому что шел дождь).
Развитие просодической стороны речи

  1. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и раз­витие

длительного речевого выдоха на материале стихов.

  1. Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой

деятельности.

  1. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игро­вой и свободной

речевой деятельности Развитие эмоциональной отзывчивости детей на уви­денное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.

  1. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, спо­собности к

усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.

  1. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговоркок и

потешек с автоматизированными звуками.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих,

шипящих, йотированных звуков и аффрикат в иг­ровой и свободной речевой деятельности.

  1. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к

формированию правильной артикуляции сонорных звуков.

  1. Формирование правильных укладов звуков [л] и [л'], автоматизация

поставленных звуков в слогах, словах, слово­сочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной ре­чевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова

  1. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трех­сложных слов со

стечением согласных (сосулька, кактусы)

  1. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять

слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

  1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук,

звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

  1. Дальнейшее совершенствование умения различать гланые и согласные.

  2. Ознакомление с гласным звуком «э» и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов;

  3. Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.

  4. Формирование умения различать на слух согласные звуки по

признакам: глухость-звонкость, твердость-мяг­кость: «с»-«ш», «з»-«ж», «с»-«ш»-«з»-«ж».

  1. Совершенствование навыка анализа и синтеза закры­тых и открытых

слогов, слов из трех звуков (кит, мак, миф, усы сом).
Обучение грамоте

  1. Ознакомление с буквами Ф, В, Д, Г.

  2. Совершенствование навыка составления букв из па­лочек,

выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воз­духе.

  1. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв,

с недостающими элементами; нахожде­нию знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображен­ных букв.

  1. Совершенствование навыка осознанною чтения слов и предложений с

пройденными буквами.

  1. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное

написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах соб­ственных, точка в конце предложения.
Развитие связной речи и речевого общения

  1. Дальнейшее развитее диалогической и монологической форм речи.

  2. Стимуляция собственных высказываний детей – вопросов, ответов,

реплик, являющихся основой познавательного общения.

  1. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания,

  2. загадки о описания о предметах, объектах по предложенному плану,

навыка связного рассказывания по серии сюжетных картин по сюжетной картине. Формировать умение отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь отдельных частей.

  1. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей

и рассказывать об этом.


В итоге коррекционно-логопедическая работы по преодолению общего недоразвития речи (III уровень) дети старшей группы

должны научиться:


  • понимать обращенную речь в соответствии с парамет­рами возрастной

нормы;

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

  • пользоваться в самостоятельной речи простыми рас­пространенными и

сложными предложениями, вла­деть навыками объединения их в рассказ;

  • владеть элементарными навыками пересказа;

  • владеть навыками диалогической речи;

  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия

существительных от глаголов, прилагатель­ных от существительных и глаголов, уменьшитель­но-ласкательных и увеличительных форм существительных;

  • грамматически правильно оформлять самостоятель­ную речь в

соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговаривать­ся четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-

грамматических категорий (существитель­ных, глаголов, наречий, прилагательных, местоиме­ний и т. д.);

  • в дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов

языковой системы.

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР (III уровень)










нед.

Тема занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучения грамоты. Основное содержание. Количество занятий.

Лексическая тема

Тема занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Основное содержание. Кол-во занятий.







Сентябрь


Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)









1.

2.


Обследование.


Знакомство с участком, с группой, логопедическим кабинетом. Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь.








3.


Неречевые звуки». (1 занятие)

Развитие слухового восприятия. Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру.



Золотая осень.

Деревья, кустарники.

Падежные окончания. (2 занятие)

Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.









4.


Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.(1 занятие)

Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений.

Познакомить с понятиями «слово» и «звук»

Произношение слов по образцу с длительным выделением каждого звука. Подбор слов, похожих по звучанию.



Дары осени. Овощи.

Огород.

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (1 занятие)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Составление и проговаривание словосочетаний количественных числительных «один», «одна» с существительными.

Падежные окончания и образование множественного числа существительных.

Закрепление употребления предлогов «на», «в».

Составление рассказа описания по схеме.

(1 занятие)

Составление рассказов описаний об овощах по схеме: Название овоща. Где растет? Какой по форме, по цвету, на вкус? Что можно приготовить?








Октябрь


5.

Звук У. (1 занятие)

Знакомство со звуком «У» и его характеристикой.

Закрепление понятия «гласный звук».

Определение по немой артикуляции.

Выделение начального ударного звука «У» среди других гласных звуков, слогах, словах.




Сад. Фрукты.

Домашние заготовки.



Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. (1 занятие)

Образование относительных прилагательных от существительных и согласование с ними в роде, числе, падеже.

Составление загадок – описаний по образцу.

(1 занятие)

Загадывание загадок детьми: цвет фрукта, форма фрукта, тактильное ощущение, вкус фрукта, что можно приготовить.









6.

Звук А. (1 занятие)

Знакомство со звуком «А» и его характеристикой.

Закрепление понятия «гласный звук».

Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (начало слова).


Лес. Грибы. Ягоды

Согласование имен числительных два и пять с существительными. (1 занятие)

Упражнение в употреблении формы множественного числа существительных в родительном падеже.

Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Митькины грибы» (1 занятие)








7.


Звуки А – У. (1 занятие)

Сравнительная характеристика звуков.

Закрепление понятий «гласный звук», «слово».

Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (начало слова).




Кто как готовится к зиме.



Предлог в. (1 занятие)

Образование и употребление приставочных глаголов.

Закрепление в речи предлогов «в».

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе.

Договаривание предложений с помощью предметных картинок.

Пересказ рассказа «Лиса» с опорой на вопросы, используя в речи глаголы движения (1 занятие)












































































































  1   2   3