|
Пояснительная записка Пояснительная записка Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших
дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Число детей со сложной структурой дефекта в последние годы резко выросло. Остро встают вопросы раннего распознания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Старшие дошкольники с (ОНР III уровнь) имеют особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Концептуальный подход к проблеме общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия в старшей логопедической группе:
Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина..
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Приказ Министерства образования и науки России № 655 от
23.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи и направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего развития.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы: развивать фонематического восприятия, навыки звукового анализа и синтеза, формировать правильного произношения, расширять словарного запаса, формировать практические навыки словообразования и словоизменения, самостоятельную связную речь.
В старшей логопедической группе коррекционное направление приоритетно. Основой коррекционно-развивающей работы являются принципы: природосообразности, интеграции взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы.
Распределение занятий по коррекции и развитию речи проводятся в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ определяется СанПиН № 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями основной формой работы с детьми дошкольниками во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятия остается одной из основных форм работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Закрепление материала вне занятий осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
Формы организации работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Индивидуально-подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно. В них включены задания по коррекции связной речи, формированию лексико-грамматических категорий, развитию психических процессов.
Фронтальные логопедические занятия в старшей группе
проводятся 3 раза в неделю продолжительностью не более 25-30 минут.
Занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (1 раз в неделю) – 32 занятия;
Занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (2 раз в неделю) – 64 занятия.
Общее количество фронтальных занятий сокращено. Одновременно увеличен вес индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения учитель - логопед в течение учебного года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также занятия могут дробиться, видоизменяться, дублироваться.
Коррекционно-развивающая работа в старшей группе предусматривает три периода, каждый которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы работы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание на каждом предшествующем этапе подготавливает детей к прохождению более нового материала.
Уровень успешности усвоения программного материала детьми осуществляется согласно учебно-календарного графика ДОУ на 2012-2013 учебный год и походит в три этапа стартовый, промежуточный, итоговый.
План-программа коррекционно-развивающей работы
Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Развитие словаря
Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечении
перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширение объема правильно произносимых существительных —
названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений в соответствии с лексическими темами.
Обучение группировке предметов по признакам их со отнесенности и
на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых, обобщающих понятий.
Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению
понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов (наливать, выливать, поливать; одевать — одеваться, обувать — обуваться).
Обогащение активного словаря относительными прилагательными со
значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами (березовый, морковный, яблочный, вишневый, грибной, шерстяной).
Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов
(большой — маленький, высокий — низкий, старый — новый).
Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над,
за) и активизация их в речи.
Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями
(мой, твой, наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый).
Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Развитие навыков образования и практического использования в
активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных (куртка — куртки, дерево — деревья, пень — пни, ведро — ведра), глаголов настоящего времени (убирает — убирают), глаголов прошедшего времени (собирал — собирала — собирали).
2. Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче
Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами {кофточка, носочек, деревце, свитерок).
4.Совершенствование навыков образования и использования в
экспрессивной речи глаголов с различными приставками {насыпать, высыпать, посыпать).
5.Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных {дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный).
6.Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными {пальто, кофе, какао).
7. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже {красная груша, красный лист, красное яблоко, красные сливы; два мяча, пять мячей).
8. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении.
9.Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. {Девочка рисует цветы. Девочка рисует и раскрашивает цветы. Девочка рисует цветы и фрукты). Развитие просодической стороны речи
1. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
2. Закрепление навыка мягкого голосоведения.
3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Коррекция произносительной стороны речи
Уточнение произношения гласных звуков согласных раннего
онтогенеза в словах и предложениях с ними
Совершенствование движений артикуляционного аппарата и
подготовка к формированию правильной артикуляции всех звуковых групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
Формирование правильных укладов свистящих звуков, автоматизация
поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над слоговой структурой слова
Совершенствование умения различать длинные и короткие слова,
запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечение усвоения слоговой структуры двусложных слов с одним
закрытым слогом {бидон), двумя закрытыми слогами {кафтан),, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов {рябина, желуди) и использования их в речи.
Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять
слоговой анализ двусложных и трехсложных слов. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
1. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, твердый согласный звук.
2. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [у], [о], [и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки. Обучение элементам грамоты
Закрепление представления о букве и о том чем буква отличается от
звука.
Ознакомление с буквами У, А, И, Н, М.
Составление букв из палочек, мозаики, лепки из теста, пластилина.
Развитие связной речи и речевого общения
Воспитание активного произвольного внимания к речи,
совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно,
задавать вопросы, вести диалог, выслушивать до конца.
Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах
и объектах по образцу, алгоритму. Второй период (декабрь, январь, февраль) Развитие словаря
Формирование внимания к слову, более точному пониманию его
значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.
Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и
пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширение объема правильно произносимых существительных —
названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений
Развитие умения группировать предметы по признакам их
соотнесенности и на этой основе совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по
усвоению понимания приставочных глаголов {выезжать, въезжать, подъезжать, заезжать), возвратных и невозвратных глаголов {чистить — чиститься).
Обогащение активного словаря притяжательными прилагательным
(дедушкина, мамина папин) и прилагательными с ласкательными суффиксами {красненький, мягонький).
Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов
антонимов {хороший — плохой, тяжелый — легкий).
Расширение понимания значения простых предлогов {в, на, у, под, над,
за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на — с, в — из, над — под) в речи.
Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее
притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
Совершенствование умения оперировать понятием слово.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в
активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных {стол — столы, белка — белки), глаголов настоящего времени {строит -строят, учит — учат, управляет — управляют), глаголов про шедшего времени {красил — красила — красили) Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами {вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне).
Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в
экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами {диванчик, кроватка), суффиксами -онок, -енок, -am, -ят {котенок — котята, медвежонок — медвежата), прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами {новенький, легонький), глаголов с различными приставками {пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).
Совершенствование навыка образования и использования в речи
относительных {деревянный, кожаный) и притяжательных {кошачий, медвежий) прилагательных.
Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми
существительными {метро, пианино, какао).
Совершенствование навыка согласования и использования в речи
прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже {белая снежинка, белый снег, белое окно, белые сугробы; два кота, пять котов).
Совершенствование навыка составления и распространения простых
предложений с помощью определений {У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч).
Развитие просодической стороны речи
Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие
длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.
Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой
деятельности.
Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной
речевой деятельности Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.
Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к
усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
Совершенствование четкости дикции на материале чистоговоркок и
потешек с автоматизированными звуками. Коррекция произносительной стороны речи
Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих в
игровой и свободной речевой деятельности.
Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к
формированию правильной артикуляции сонорных звуков.
Формирование правильных укладов звуков шипящих, йотированных
звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова
Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с
одним закрытым слогом (котенок, снегопад)
Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять
слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук,
звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Дальнейшее совершенствование умения различать гланые и согласные
звуки. Ознакомление с гласным звуком 1ы| и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов;
Сформировать представление о слогообразующей рои гласных 'звуков.
Формирование умения различать на слух согласные звуки по
признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [х],[к] [г] |х'] [к']-[г'], -[х]-[х'], [х]-[к'], [с]—[С`], [з]—[з'] [с]—[з], [с']—|з'] в ряду звуков, слогов, слов.
Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых
слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, ухо, кот, кит). Обучение элементам грамоте
Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от
буквы.
Ознакомление с буквами П, Т, К, X, О, Ы.
Совершенствование навыка составления букв из палочек,
выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв,
изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Совершенствование навыка осознанною чтения слов с пройденными
буквами.
Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное
написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения. Развитие связной речи и речевого общения
Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно,
задавать вопросы, вести диалог, выслушивать до конца.
Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать
вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге.
Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах
и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Третий период (март, апрель, май) Развитие словаря
Расширение понимания значения слова. Его смысла применительно к
определенной ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами.
Расширение объема правильно произносимых существительных —
названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
Совершенствование понимания обобщающего значения слов.
Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках
изучаемых лексических тем.
Закрепление навыка употребления относительных и притяжательных
прилагательных.
Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по
усвоению понимания приставочных глаголов {выезжать, въезжать, подъезжать, заезжать), возвратных и невозвратных глаголов {чистить — чиститься).
Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов –
антонимов.
Формирование представления о многозначности слов на основе
словосочетаний и речевых конструкций.
Расширение понимания значения простых предлогов и активизация их в
речи. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные
формы с существительными единственного и множественного числа(по луже, над лужей, в луже, по лужам ).
Совершенствование умения изменять по падежам, числам, родам имена
прилагательные (звонкий, звонкая, звонкое, звонкие).
Закрепление навыков образования и употребления относительных
прилагательных с продуктивными суффиксами. –ов, -ев, -ан, ян.(луговой, серебряный, ржаной).
Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм
(копать - перекопать, вскопать, закопать выкопать).
Совершенствование навыка употребления простых предлогов
отработка словосочетаний с ними.
Составление простых распространенных предложений из 6-7 слов
(Весной на деревьях и кустах распускаются первые листочки).
Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со
зрительной опорой.
Обучение составлению сложносочиненных предложений (Налетела
туча, и пошел сильный дождь).
Обучение составлению предложений с противительным союзом А
(Сначала надо вспахать землю, а потом взрыхлить ее бороной).
Обучение составлению сложноподчиненных предложений (Мы не
пошли гулять, потому что шел дождь). Развитие просодической стороны речи
Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие
длительного речевого выдоха на материале стихов.
Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой
деятельности.
Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной
речевой деятельности Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.
Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к
усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
Совершенствование четкости дикции на материале чистоговоркок и
потешек с автоматизированными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи
Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих,
шипящих, йотированных звуков и аффрикат в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к
формированию правильной артикуляции сонорных звуков.
Формирование правильных укладов звуков [л] и [л'], автоматизация
поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова
Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со
стечением согласных (сосулька, кактусы)
Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять
слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук,
звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Дальнейшее совершенствование умения различать гланые и согласные.
Ознакомление с гласным звуком «э» и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов;
Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.
Формирование умения различать на слух согласные звуки по
признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: «с»-«ш», «з»-«ж», «с»-«ш»-«з»-«ж».
Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых
слогов, слов из трех звуков (кит, мак, миф, усы сом). Обучение грамоте
Ознакомление с буквами Ф, В, Д, Г.
Совершенствование навыка составления букв из палочек,
выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв,
с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Совершенствование навыка осознанною чтения слов и предложений с
пройденными буквами.
Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное
написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения. Развитие связной речи и речевого общения
Дальнейшее развитее диалогической и монологической форм речи.
Стимуляция собственных высказываний детей – вопросов, ответов,
реплик, являющихся основой познавательного общения.
Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания,
загадки о описания о предметах, объектах по предложенному плану,
навыка связного рассказывания по серии сюжетных картин по сюжетной картине. Формировать умение отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь отдельных частей.
Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей
и рассказывать об этом.
В итоге коррекционно-логопедическая работы по преодолению общего недоразвития речи (III уровень) дети старшей группы
должны научиться:
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной
нормы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и
сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть элементарными навыками пересказа;
владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия
существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в
соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-
грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
в дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов
языковой системы.
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР (III уровень)
|
| №
нед.
| Тема занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучения грамоты. Основное содержание. Количество занятий.
| Лексическая тема
| Тема занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Основное содержание. Кол-во занятий.
|
|
| Сентябрь
|
Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
|
|
|
1.
2.
|
Обследование.
|
Знакомство с участком, с группой, логопедическим кабинетом. Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь.
|
|
|
3.
| Неречевые звуки». (1 занятие)
Развитие слухового восприятия. Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру.
|
Золотая осень.
Деревья, кустарники.
| Падежные окончания. (2 занятие)
Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
|
|
|
4.
| Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.(1 занятие)
Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений.
Познакомить с понятиями «слово» и «звук»
Произношение слов по образцу с длительным выделением каждого звука. Подбор слов, похожих по звучанию.
|
Дары осени. Овощи.
Огород.
| Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (1 занятие)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Составление и проговаривание словосочетаний количественных числительных «один», «одна» с существительными.
Падежные окончания и образование множественного числа существительных.
Закрепление употребления предлогов «на», «в».
Составление рассказа описания по схеме.
(1 занятие)
Составление рассказов описаний об овощах по схеме: Название овоща. Где растет? Какой по форме, по цвету, на вкус? Что можно приготовить?
|
|
| Октябрь
|
5.
| Звук У. (1 занятие)
Знакомство со звуком «У» и его характеристикой.
Закрепление понятия «гласный звук».
Определение по немой артикуляции.
Выделение начального ударного звука «У» среди других гласных звуков, слогах, словах.
|
Сад. Фрукты.
Домашние заготовки.
| Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. (1 занятие)
Образование относительных прилагательных от существительных и согласование с ними в роде, числе, падеже.
Составление загадок – описаний по образцу.
(1 занятие)
Загадывание загадок детьми: цвет фрукта, форма фрукта, тактильное ощущение, вкус фрукта, что можно приготовить.
|
|
|
6.
| Звук А. (1 занятие)
Знакомство со звуком «А» и его характеристикой.
Закрепление понятия «гласный звук».
Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (начало слова).
|
Лес. Грибы. Ягоды
| Согласование имен числительных два и пять с существительными. (1 занятие)
Упражнение в употреблении формы множественного числа существительных в родительном падеже.
Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам.
Пересказ рассказа Л. Толстого «Митькины грибы» (1 занятие)
|
|
|
7.
|
Звуки А – У. (1 занятие)
Сравнительная характеристика звуков.
Закрепление понятий «гласный звук», «слово».
Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (начало слова).
|
Кто как готовится к зиме.
| Предлог в. (1 занятие)
Образование и употребление приставочных глаголов.
Закрепление в речи предлогов «в».
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе.
Договаривание предложений с помощью предметных картинок.
Пересказ рассказа «Лиса» с опорой на вопросы, используя в речи глаголы движения (1 занятие)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|