|
Урок русского языка в 4 классе Тема Родительный падеж имён существительных Дата : 28. 11. 2014 Урок русского языка в 4 классе
Тема Родительный падеж имён существительных
Дата : 28.11.2014
Цель урока Познакомить с особенностями имён существительных в родительном
падеже.
Задачи урока 1. Уточнить и расширить знания учащихся о родительном падеже имён
существительных (основные значения, вопросы, предлоги).
2. Учить детей распознавать имена существительные в форме родительного
падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
Отрабатывать приём распознавания падежей.
Развивать внимание, память, речь.
Формировать умение работать в паре.
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе,
объективность в самооценке. Формируемые УУД
Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий)
Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре) Планируемые результаты
Предметные результаты:
Знать и уметь определять существительные в родительном падеже
Уметь выполнять разбор предложения по членам
Личностные результаты:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Уметь высказывать свое мнение
Метапредметные результаты:
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Уметь слушать и понимать речь других
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Уметь работать в паре
Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, карточки для исследовательской работы, тест
Название этапа урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Самоопределение к деятельности \ Организационный момент.
| Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Подравнялись, тихо сели.
Дружно принялись за дело. (Слайд 1 презентации)
- С каким настроением вы пришли на урок?
- А чтобы наше настроение стало еще лучше, давайте улыбнемся друг другу.
- Откройте тетради, сядьте правильно, запишите сегодняшнее число, классная работа.
| Учащиеся приветствуют учителя.
Учащиеся отвечают на вопросы, улыбаются.
Учащиеся открывают тетради и выполняют необходимые записи.
| Актуализация знаний \ Повторение изученного материала.
| - Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.
-Запишите предложение.
Маленький лосёнок весело бегал и прыгал по зелёной траве. (По ходу записи обговариваются орфограммы, подбираются проверочные слова.)
-Выполним разбор предложения по членам.
-Определим падежи существительных в этом предложении.
-Дайте характеристику данному предложению.
-Что вы знаете об однородных членах?
-Поставили ли вы запятую в этом предложении? Почему?
- Продолжим повторение и запишем несколько слов. Ваша задача - записать их грамотно.
Большой, вечерний, снежок, лесная, речной.
-Что за орфограмма объединяет эти слова? Докажи.
-Какое слово лишнее? (Снежок) Почему?
-Что такое имя существительное?
-Тему «Имя существительное» мы и будем продолжать изучать.
|
Учащиеся записывают предложение, называют орфограммы, доказывают правильность написания.
Один ученик вслух ведёт разбор, остальные выполняют в тетрадях и следят за правильностью объяснения ученика.
Учащиеся вспоминают правила об однородных членах, приводят примеры, доказывают. Учащиеся обдумывают вопрос и высказывают своё мнение. Учащиеся вспоминают определение.
| Постановка учебной задачи \ Сообщение темы и задач урока.
| - Тема нашего сегодняшнего урока – Родительный падеж имён существительных. (Слайд 2 презентации)
- А чему нам предстоит научиться на этом уроке? (Учитель подводит итог высказываниям учеников)
- Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о родительном падеже, будем учиться распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, предложениях, словосочетаниях, используя падежные вопросы, предлоги.
| Учащиеся высказываются по вопросу учителя.
| «Открытие» учащимися новых знаний \ Исследовательская работа в паре
с самопроверкой по эталону
| - Выполнить поставленные задачи урока вам поможет исследовательская работа, которую вам предстоит выполнить. (Приложение 1) Она состоит из 2 частей: первая часть – практическая, выполнив её, вы сможете выполнить задания второй части – теоретической. После её окончания вы поможете мне составить схему знаний о падеже. Вот её пункты. (Слайд 3 презентации) Работать вы будете в паре, выполнять задания, делая записи на листе. Заранее решите, кто будет писать. На выполнение работы вам даётся 8 минут.
- Начинайте.
- Начнём работу с проверки практической части. (Слайд 4 презентации)
- А сейчас составим схему знаний о родительном падеже. (Слайд 5 презентации)
- А сейчас самая сложная часть схемы – значение родительного падежа. Нам помогут разобраться словосочетания на доске – (Приложение 4)
Дом отца
Тетрадь Артура
Домик из глины
Салат из огурцов
Приехал из Москвы
- А следующий слайд познакомит вас с историей названия родительного падежа. (Слайд 6 презентации)
- Оцените свою исследовательскую работу.
|
Учащиеся слушают учителя, затем знакомятся с текстом работы, принимают совместное решение о ходе выполнения работы и приступают к выполнению работы. Результаты записывают в лист (работа в паре).
Во время проверки учащиеся объясняют результаты работы, проводят сверку своей работы с образцом на слайде, а затем оценивают свою работу.
| Физминутка
| - А сейчас настало время отдохнуть.
|
| Включение новых знаний в систему знаний \ самостоятельная работа
\ проверка самостоятельной работы
| - А сейчас я предлагаю выполнить ещё одно задание. Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже, употребляя предлоги. (Слайд 7 презентации)
Добрался город; (до)
Слетела дерево; (с)
Вылетел гнездо; (из)
Написал ошибка; (без)
Приготовил подарок; (для)
Посидел ручей; (у)
Отплыл берег; (от)
Вырос забор; (около)
-В каком падеже стоят имена существительные? Докажите.
-Какие предлоги употребили?
-Составьте предложение с одним из словосочетаний, разберите по членам.
| Учащиеся выполняют работу самостоятельно, допускается обращение за помощью к товарищу по парте.
Учащиеся представляют результаты работы, доказывая своё мнение.
| Самостоятельная работа
| - А сейчас покажите свои знания.
Дети 1 варианта – будут выполнять самостоятельно упражнение 121. Внимательно прочитайте задание и начинайте выполнять.
Дети 2 варианта – поработают с тестом. (Приложение 2)
| Учащиеся знакомятся с заданием и выполняют работу самостоятельно. (Если позволяет время, то можно организовать взаимопроверку)
| Итог урока \ Рефлексия
| -Что мы теперь знаем о родительном падеже? (Слайд 8 презентации)
-На какие вопросы отвечают существительные в форме родительного падежа?
-Какие предлоги дружат с существительными в форме родительного падежа?
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Заполните оценочный лист урока (Приложение 3)
-Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
-Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
| Учащиеся делают вывод,
оценивают свою работу, заполняя оценочный лист, и высказываются о своей работе.
| Домашнее задание
| - Приготовьте рассказ о родительном падеже, используя вопросы упр. 126
| Учащиеся записывают задание в дневник.
|
Приложение 1.
Исследовательская работа
Подчеркните все члены в предложении, определи падежи у существительных.
Сладкая земляника растёт у тропинки.
Определите падеж у выделенных существительных
Играть у дома, дошёл до леса, бежал без шапки, писал письмо, гулял после дождя.
После выполнения практической части, выполните следующие задания:
Напишите вспомогательное слово родительного падежа _____________________________
Напишите основные вопросы, на которые отвечают существительные в родительном падеже
________________________________________________________________________________
Напишите смысловые вопросы, на которые отвечают существительные в родительном падеже __________________________________________________________________________
Запишите предлоги, которые могут быть использованы с существительным в родительном падеже _________________________________________________________________________
Напишите, используются ли в предложении существительные в родительном падеже без предлога _______________________________________________________________________
Запишите, каким членом предложения являются существительные в родительном падеже __________________________________________________________________________________
Напишите, какое значение имеют существительные в родительном падеже __________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Тест
Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.
| Тест
Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.
| Сидел у кровати
|
| Сидел у кровати
|
| Сок из моркови
|
| Сок из моркови
|
| Работал шофёром
|
| Работал шофёром
|
| Отъезжал от деревни
|
| Отъезжал от деревни
|
| Шапка папы
|
| Шапка папы
|
| Кисель из клюквы
|
| Кисель из клюквы
|
| Шум ручья
|
| Шум ручья
|
| Застучал по крыше
|
| Застучал по крыше
|
| Гулял с сыном
|
| Гулял с сыном
|
| Ушёл без портфеля
|
| Ушёл без портфеля
|
| Выпить воды
|
| Выпить воды
|
| Пою о Родине
|
| Пою о Родине
|
| Желаю здоровья
|
| Желаю здоровья
|
| Коридор гостиницы
|
| Коридор гостиницы
|
| Дует ветер
|
| Дует ветер
|
|
|
|
Приложение 4
Дом отца
| Тетрадь Артура
| Домик из глины
| Салат из огурцов
| Приехал из Москвы
| |
|
|