|
Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования и Президиума академии образования о т 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Данная рабочая программа составлена на основе сборника «Программы. Планирование учебного материала. Математики. 5-6 классы»/(авт.-сост.В.И.Жохов. М.: Мнемозина, 2010.), но имеет изменения, которые внесены с учётом особенностей обучения детей с ЗПР.
Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания математического образования в основной школе, опубликованному в «Сборнике нормативных документов. Математика» (2008 год, Москва, издательство «Дрофа»).
Программа соотнесена с учебным планом детского дома-школы (Утверждён приказом детского дома-школы от 20.08.2012. № 62), составленным в соответствии с примерным региональным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида Ростовской области (Утверждён приказом министерства образования РО от 10.07.02. № 1277).
В программу внесены изменения, необходимые при обучении детей с задержкой психического развития, рекомендованные НИИ дефектологии по согласованию с Министерством образования РСФСР и опубликованные в научно-теоретическом и методическом журнале «Дефектология» №1, 1993 г. Цели курса математики 6 класса:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. Обучение математике в коррекционно-развивающих классах имеет свою специфику. У обучающихся таких классов, характеризующихся задержкой психического развития, отклонения в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьёзные проблемы. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для них непосильными. Наличие у некоторых обучающихся пробелов в знаниях и отсутствие минимального фонда знаний по математике, несформированность приёмов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также вызывает у них негативное отношение к учёбе.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Учитывая особенности детей с ЗПР, в программу внесены изменения: усилены разделы, связанные с повторением, увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся; некоторые темы даны как ознакомительные; исключены отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения и выполнения заданий наглядно-практического характера.
С целью лучшего усвоения изученного программного материала и учитывая особенности обучения детей с ЗПР, по окончании изучения каждой темы за счёт резервного времени проводятся уроки обобщения и коррекции пробелов в знаниях.
Содержание данной рабочей программы не имеет серьёзных расхождений с программой для общеобразовательных школ. Программа рассчитана на преподавание курса математики в объеме учебного времени 170 часов (5 часов в неделю). Разделы программы оставлены без изменения, а распределение часов изменено с учетом контингента обучающихся образовательного учреждения VII вида Усть-Донецкого детского дома-школы и особенностей обучающихся и выглядит следующим образом:
1. Повторение
| 11
| 2. Делимость чисел.
| 14
| 3. Обыкновенные дроби (сложение и вычитание).
| 20
| 4. Обыкновенные дроби (умножение и деление).
| 23
| 5. Отношения и пропорции.
| 12
| 6. Положительные и отрицательные числа.
| 50
| 7. Решение уравнений.
| 14
| 8. Координаты на плоскости.
| 12
| 9. Повторение.
| 14
|
Основываясь на рекомендациях научно-теоретического и методического журнала «Дефектология» №1, 1993 г. из программы исключены следующие темы: «Шар», «Применение распределительного свойства умножения». Тема «Масштаб» будет подробно изучаться в курсе географии.
Изучаются ознакомительно: «Измерение величин», «Прямая и обратная пропорциональная зависимости»; «Рациональные числа и их свойства»; «Столбчатые диаграммы»; темы «Длина окружности», «Площадь круга» будут подробно изучаться в курсе геометрии, тема «Графики» будут подробно изучаться в курсе алгебры. Формирование умений и навыков у обучающихся с ЗПР происходит значительно медленнее и только лишь в процессе практической деятельности, поэтому в программу включены самостоятельные работы различного характера: геометрические диктанты, практические, контрольные работы, тесты, зачёты. Часть этих работ можно проводить в так называемой полуустной форме, когда на одни вопросы учащиеся отвечают письменно, а на другие устно. Целесообразно уделять специальное внимание развитию устной речи обучающихся с ЗПР.
Время проведения самостоятельных работ определяется в процессе обучения. Самостоятельную работу можно предлагать классу в одном варианте. Обучающимся разрешается консультироваться с учителем, пользоваться учебником, устно давать ответы на некоторые вопросы. Контрольные работы выполняются только письменно, а форма зачёта может быть свободной, т.е. одни обучающиеся могут отвечать устно по специальным билетам, а другие выполнять задания в письменной форме.
В результате изучения курса математики в 6 классе Обучающиеся должны знать:
виды чисел (натуральные, рациональные, целые);
определение модуля числа и его свойства;
расположение чисел на числовой прямой;
признаки делимости;
Обучающиеся должны уметь:
выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями, переходить от десятичной дроби к обыкновенной;
решать простейшие задачи с дробными числами;
находить дробь от числа и число по его дроби;
решать задачи с использованием основного свойства пропорции;
сравнивать целые и дробные числа;
сравнивать положительные и отрицательные числа;
выполнять действия с рациональными числами;
решать уравнения;
раскрывать скобки и приводить подобные слагаемые;
строить точки в координатной плоскости по их координатам и определять координаты точек.
Содержание и учебно – методическое обеспечение курса математики в концентре обучения
Класс
| Полное название курса
| Автор учебника
| Издательство, год издания
| Количество часов
| неделя
| год
| 6
| Математика
| Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург
| М.:Мнемозина,
2010 г.
| 5
| 170
|
Математика. 5-6 классы: поурочные планы по учебникам Н.Я.Виленкина (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010.
|
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
детский дом – школа р.п. Усть – Донецкого Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
директор заместитель директора по на заседании МО
учебной работе учителей 1-9 классов
__________В.В. Михайличенко __________ Лисицына С.А. Протокол № _____ от
«___»____________ 2012г. «___»____________ 2012г. «___»____________ 2012г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО математике НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Классы 6
Учитель ____Гунько А.А._
Количество часов за учебный год 170
Количество часов в неделю 5
Плановых уроков 151
Контрольных уроков 19
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы
Учебники Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург. – м.: Мнемозина, 2010.
№
| ТЕМА
| ЧАСЫ
| СРОКИ
| ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
| к/р
| п/з
| с/р
| р/к
| тест
|
| Повторение.
| 11
| 1 и 2 неделя сентября
| №1 – 2 неделя сентября
|
|
| 1-3 неделя сентября
|
|
|
Делимость чисел
|
14
| 3, 4 неделя сентября,
1 неделя
октября
| №2 – 1 неделя
октября
| 4 неделя сентября
| 4 неделя сентября,
1 неделя октября
| 4 неделя сентября,
1 неделя октября
| 1 неделя октября
|
| Обыкновенные дроби (сложение и вычитание)
|
20
| 2,3,4,
неделя октября, 1 неделя ноября
| №3 – 1
неделя ноября
| 2 неделя октября
| 2,3,4 неделя октября
| 2-4 неделя октября
| 1 неделя ноября
|
| Обыкновенные дроби (умножение и деление)
|
23
| 2,3,4 неделя ноября, 1,2 неделя декабря
| №4 – 2 неделя декабря
|
| 3 неделя
ноября, 1 неделя декабря
| 2-4 неделя ноября,
1,2 неделя декабря
| 2 неделя декабря
|
| Отношения и пропорции
|
12
| 2,3,4
неделя декабря
| №5 – 4 неделя декабря
|
| 3 неделя декабря
| 2-4 неделя декабря
| 4 неделя декабря
|
| Положительные и отрицательные числа
|
50
| 3,4 неделя января, 1,2,3,4 неделя февраля 1,2,3 неделя марта
| №6 – 3 неделя марта
|
| 4 неделя января,1,3,4
неделя февраля,1 неделя марта
| 3,4 неделя января, 1,2,3,4 неделя февраля 1,2,3 неделя марта
| 3 неделя марта
|
| Решение уравнений
| 14
| 1,2,3 неделя апреля
|
|
| 1,2,3 неделя апреля
| 1,2,3 неделя апреля
| 3 неделя апреля
|
| Координаты на плоскости
|
12
| 4 неделя апреля, 1 неделя мая
|
|
| 1 неделя мая
| 4 неделя апреля, 1 неделя мая
| 1 неделя мая
|
| Повторение
| 14
| 2,3,4 неделя мая
| итоговая к/р №7 – 4 неделя мая
|
|
| 2,3,4 неделя мая
|
|
Требования к уровню подготовки по стержневым линиям курса
Содержательные линии
| Кол-во
часов
| Основные знания и умения
| Коррекционно –
развивающие задачи
| Педагогический мониторинг
| 1. Повторение
| 11
| Знать: правила сложения, вычитания, сравнения обыкновенных дробей; понятие правильной и неправильной дроби; правила выполнения действий с десятичными дробями;
Уметь: выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи.
| Развитие логического и аналитического мышления, внимательности, памяти.
| Диагностика на начало года.
Контрольная работа №1
| 2. Делимость чисел.
| 14
| Знать: понятие делителей и кратных, признаки делимости; понятие простого и составного числа;
Знать: разлаживать число на простые множители; находить НОД и НОК чисел.
| Развитие логического мышления, математической речи, концентрации внимания, самостоятельности.
| Программированные задания.
Индивидуальная работа по карточкам.
Контрольная работа №2 по теме: «Делимость чисел»
| 3. Обыкновенные дроби (сложение и вычитание).
| 20
| Знать: основное свойство дроби; правила сокращения дробей; правило приведения дробей к общему знаменателю; правила сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
Уметь: сокращать дробь; приводить дробь к общему знаменателю; сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.
| Развитие логического мышления, развитие воли и самостоятельности – развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
| Фронтальный устный опрос.
Программированные задания.
Индивидуальная работа по карточкам.
Самостоятельные работы №1 - №3
Контрольная работа №3 по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
| 4. Обыкновенные дроби (умножение и деление).
| 23
| Знать: понятие взаимно обратных чисел; основное свойство дроби; правило нахождения дроби от числа и числа по его дроби;
Уметь: умножать и делить дроби; находить дробь от числа и числа по его дроби; решать простейшие задачи с дробными числами.
| Развитие логического мышления, математической речи, развитие умения владеть собой – выдержка, самообладания, развитие умений действовать самостоятельно, внимательности.
| Фронтальный опрос.
Индивидуальная работа по карточкам.
Программированные задания.
Самостоятельные работы №4 - №5
Контрольная работа №4 по теме: «Умножение и деление дробей»
| 5. Отношения и пропорции.
| 12
| Знать: понятия «отношения», «пропорции»; формулу для вычисления длины окружности и площади круга;
Уметь: находить неизвестный член пропорции; решать простейшие задачи на составление пропорции; находить длину окружности и площадь круга.
| Развитие логического мышления, памяти, сообразительности, мыслительных операций анализа и синтеза, развитие математической речи.
| Фронтальный опрос.
Индивидуальная работа по карточкам.
Контрольная работа №5 по теме: «Отношения и пропорции».
| 6. Положительные и отрицательные числа.
| 50
| Знать: виды чисел; свойства действий с рациональными числами; расположение чисел на числовой прямой;
Уметь: отмечать координаты точки на прямой; находить модуль числа; выполнять действия с рациональными числами.
| Развитие логического мышления, внимательности, развитие умений действовать самостоятельно.
| Фронтальный опрос.
Индивидуальная работа по карточкам.
Самостоятельные работы №6 - №10
Контрольная работа №6 по теме: «Действия с положительными и отрицательными числами».
| 7. Решение уравнений.
| 14
| Знать: понятие подобных слагаемых;
Уметь: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, решать уравнения.
| Развитие логического мышления, внимательности, математической речи. Развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
| Фронтальный опрос.
Индивидуальная работа по карточкам.
Самостоятельные работы №11 - №12
| 8. Координаты на плоскости.
| 12
| Знать: различие между перпендикулярными и параллельными прямыми; понятие координатной плоскости;
Уметь: строить точки в координатной плоскости по их координатам и определять координаты точек; строить столбчатые диаграммы, графики.
| Развитие логического мышления, математической речи, развитие умений учебного труда – развитие умения работать в должном темпе – писать, вычислять, чертить. Развитие умения пользоваться приборами и инструментами.
| Фронтальный опрос.
Индивидуальная работа по карточкам.
Дифференцированный контроль
Самостоятельная работа №13
| 9. Повторение.
| 14
| Знать: виды чисел (натуральное, рациональное, целые); определение модуля числа и его свойства; расположение чисел на числовой прямой;
признаки делимости;
Уметь: выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями; решать простейшие задачи с дробными числами; находить дробь от числа и числа по его дроби; решать задачи с использованием основного свойства пропорции; выполнять действия с рациональными числами; решать уравнения; раскрывать скобки и приводить подобные слагаемые; строить точки в координатной плоскости по их координатам и определять координаты точек.
| Развитие логического мышления, внимательности, математической речи, самостоятельности.
| Фронтальный опрос.
Индивидуальная работа по карточкам.
Диагностика на конец года.
Итоговая контрольная работа №7.
| |
|
|