|
Организации урочных и внеурочных занятий с использованием дифференцированного подхода в обучении математики Организации урочных и внеурочных занятий с использованием дифференцированного подхода в обучении математики.
Для того чтобы дети разных групп по уровню подготовки могли реализовать себя на уроке, показать свои знания и уйти с урока с чувством удовлетворения, на уроке математики я использую на разных этапах урока материал для дифференцированной работы учащихся.
Так в 5-8 классах проводя устный счёт ( обязательный в младших классах), можно ориентироваться на сильных, средних и слабых учащихся.
В этом возрасте дети любят играть. Любой предмет, который им попадёт в руки , будет работать на пробуждение интереса к предмету, самостоятельности.
Чаще всего задание пишем на доске-это быстро, удобно и дети невольно видят задания для учащихся других групп и стремятся перейти в более сильную, а значит, более успешную группу. По возможности можно делать распечатки таких работ на каждого ученика.
На этом этапе работы можно разделить учащихся на группы по уровню подготовки. Для этого можно использовать: - цветные полоски;
- геометрические фигуры;
- варианты 1,2,3,…;
- чётный, нечётный;
Это деление проводит учитель, но иногда можно дать детям выбрать задания, которые они хотели бы выполнить (на «4»; «5»; «3»), можно и без ограничений на сложность , с установкой :» Выполни правильно».
Например:
7 класс « Тождественные преобразования выражений»
А. 2х-3+(3х-2) Б. 0,4ах(-5в) В. 2,5х(-4у)(-0,1)
6+2(1,5х-3) (2х-1)(-0,2) (у-2х-1,6)(-3)
-2х²(-3у) 3(-х-1) 1,2(3в-с+2)
-4(х-2) (4а-в)-5а+3в 2,1в-3,4а-(в-2,6а)
(3х-1)·2 9-2(х+1)+х 10-9(а-⅔)+5а-16
Объяснение нового материала и его закрепление на первом уроке проводится всеми вместе, а вот проверка усвоения опять допускает дифференцированный подход. Чаще всего это карточки (от 2 до 8 вариантов), а иногда индивидуальные (использую в старших классах), так как эта работа стимулирует учащихся самостоятельно искать способы решения заданий и предупреждает списывание.
Фамилию ученика на карточке пишу карандашом , чтобы потом использовать её (карточку) для индивидуальной работы с учащимися (на дополнительных занятиях или на уроках повторения).
Если вариантов 2-3-4, на карточках можно не писать вариант, а проставить буквы (a,b,c,d), цветные точки и т.п.
Дифференцированный подход к проверке знаний позволяет корректировать и выравнивать знания учащихся и при успешной работе переводить детей в более сильную группу, а для сильных учащихся есть возможность проявить себя на выполнении заданий повышенной сложности. На этапе самостоятельной работы учащихся , в процессе закрепления знаний, умений и навыков, где дети пробуют свои силы и получают оценки по желанию, я также использую самостоятельный выбор детей того задания, которое они хотели бы выполнить. Например: на доске пишу три квадратных уравнения (неполное, уравнение с целыми корнями и где корни иррациональные числа). Проверка проводится всех заданий с записью способов решения тех, которые не получились или совсем не рассматривались учащимися. Работа с учебником также позволяет организовывать дифференцированную работу учащихся: сначала идут несложные примеры- это для «слабых», затем задания возрастают по сложности, включают задания повышенной трудности.
Но работу можно выстроить и наоборот : образец учителя – «сильный» ученик- «слабый» по образцу.
Хотя учителю удобнее вызвать успешного ученика –это экономит время на уроке , но и «слабый» ученик должен отвечать у доски- это стимулирует его к более успешному овладению предметом.
Домашнее задание задаётся для всех учащихся (основная часть)+ задания на смекалку (по желанию)+ творческое задание (при изучении отдельных тем) Те знания , которые дети получают на уроках в полной мере применяются на внеклассных занятиях по математике.
Раз в месяц провожу классный час , связанный с математикой:
- Математический КВН;
-Путешествие в страну «Геометрия»;
- Конкурс «Лучший математик»;
- Суд над числом….(0;!;2;…) и т.д.
Это соревнования по командам и индивидуальные. Где-то команду вытягивают сильные ученики , но я готовлю задания и для слабых (заранее знаю кому их дам)- они тоже приносят команде очки, чувствуют себя успешными.
В неделю математики у нас проходят много интересных мероприятий, где дети могут себя проявить:
- Конкурс «Лучший счётчик»;
- «Игра по станциям»;
- «Математический бой»;
- Конкурс на лучшую грамоту победителю недели математики; и др. Мы обучаем математике на уроке, а внеклассные мероприятия служат для развития интереса к предмету, в следствие чего улучшаются результаты детей по изучаемому предмету. «Самое главное научить человека мыслить» (Брехт) |
|
|