|
Пояснительная записка. Рабочая программа предмета «Математика» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа предмета «Математика» для 2 класса составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
- Основной образовательной программой начального общего образования ООП НОО МКОУ Талалихинская начальная школа-детский сад;
- Сборник рабочих программ «Школа России». Рабочая программа по математике М.И.Моро, М.А.Бельтюкова и др. – Москва «Просвещение», 2011г.
- Программа соответствует учебнику: М.И.Моро, М.А.Бельтюкова и др, «Математика» 2 класс (в 2-х частях) - Москва: «Просвещение», 2012г.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Талалихинской начальной школы-детского сада. Целью изучения предмета «Математика» в начальной школе являются :
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи, решаемые при изучении предмета:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Место в учебном плане.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования на изучение математики во 2 классе отводится 136 часов из расчета 4 ч в неделю.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием требованиям ФГОС по математике в начальной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТАРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
- элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
- уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
- интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
- первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
- потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Учащийся научится:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
- оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
- *контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные.
Учащийся научится:
- строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
- описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
- понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
- иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
- применять полученные знания в изменённых условиях;
- осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
- осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
- представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Учащийся получит возможность научиться:
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
- анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные.
Учащийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
- уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
- *контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения. Содержание курса. Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (16ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(70ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(39ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(11ч) Обучающиеся научатся:
Называть:
- натуральные числа от 20 до 100 в прямом и обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число;
- число большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади;
- компоненты арифметических действий;
- геометрическую фигуру( многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
Сравнивать:
- числа в пределах 100;
- числа в кратном отношении( во сколько раз одно число больше другого);
- длины отрезков;
Различать:
- отношения «больше в», «больше на», «меньше в», «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- российские монеты, купюры разных достоинств;
- прямые и непрямые углы;
- периметр прямоугольника;
Читать:
- числа в пределах 100, записанные цифрами;
- записи вида 5×2=10, 12:4=3;
Воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1м=100см, 1м=10дм
Приводить примеры:
- однозначных и двузначных чисел;
- числовых выражений;
Моделировать:
- десятичный состав двузначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
-ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи в виде схемы, рисунка;
Распознавать:
- геометрические фигуры( многоугольники, прямоугольник, угол)
Упорядочивать:
- числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
Характеризовать:
- числовое выражение(название, как составлено);
- многоугольник( название, число углов, сторон, вершин);
Анализировать:
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
Классифицировать:
- углы(прямые, непрямые);
- числа в пределах 100(однозначные, двузначные);
Конструировать:
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
Контролировать:
- свою деятельность( находить и исправлять ошибки);
Оценивать:
- готовое решение учебной задачи(верно, неверно);
Решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами двузначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приёмы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр прямоугольника;
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
Формулировать:
- свойства умножения и деления;
- определения прямоугольника и квадрата;
- свойства прямоугольника(квадрата);
Называть:
- вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
- элементы многоугольника(вершины, стороны, углы);
Читать:
- обозначения луча, угла, многоугольника;
Различать:
- луч и отрезок;
Характеризовать:
- расположение чисел на числовом луче;
- взаимное расположение фигур на плоскости(пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку);
Решать учебные и практические задачи:
- выбирать единицу длины при выполнении измерений;
- обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
- указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника;
- изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
- составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
Содержание учебного предмета.
№
п/п
| Наименование раздела
| Количество часов по авторской программе
| Количество часов по рабочей программе
|
| Числа от 1 до 100. Нумерация.
| 16
| 16
|
| Сложение и вычитание чисел от 1 до 100.
| 70
| 70
|
| Умножение и деление.
| 39
| 39
|
| Повторение.
| 11
| 11
|
| Итого.
| 136
| 136
| ГРАФИК ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Дата
| Вид работы, ее название
| Тема курса
| 16.09
| Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 1 классе».
| «Повторение пройденного в 1 классе».
| 21.10
| . Контрольная работа по теме «Нумерация чисел от 1 до 100».
| «Нумерация чисел от 1 до 100».
| 11.11
| Контрольная работа за 1 триместр.
|
| 09.12
| Контрольная работа по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100».
| «Устное сложение и вычитание в пределах 100».
| 22.12
| Контрольная работа за 1 полугодие.
|
| 03.02
| Контрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания».
| «Письменные приёмы сложения и вычитания».
| 10.02
| Контрольная работа за 2 триместр.
|
| 02.02
| Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».
| «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».
| 30.03
| Контрольная работа по теме «Умножение и деление».
| «Умножение и деление».
| 19.04
| Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3».
| «Умножение и деление на 2 и 3».
| 17.05
| Итоговая контрольная работа.
|
|
Учебно- методическая литература :
1. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 2 класс: в 2-х частях, М., «Просвещение», 2012 год.
2. М.И.Моро, С.И.Волкова, «Рабочая тетрадь» в 2-х частях, М. «Просвещение», 2014год.
3. С.И.Волкова, тетрадь «Проверочные работы», М., «Просвещение», 2014 год.
4. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по математике», 2 класс, М: «ВАКО», 2015. Материально-техническое обеспечение:
1. С.И.Волкова, С.П.Максимова Электронное приложение к учебнику «Математика» 2 класс.
Рассмотрено
На заседании ШМО_____
Протокол №____ от «___»_____________2015г.
СОГЛАСОВАНО
ЗАМ.директора по УВР
_____________/ ______/
«___»_________2015г. |
|
|