Главная страница

Пояснительная записка Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы



Скачать 379.93 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы
В. А. Ведюшкина
Дата17.08.2016
Размер379.93 Kb.
ТипПояснительная записка

Раздел программы : История Средних веков (6 класс)
Пояснительная записка

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г и авторской программы под редакцией В. А. Ведюшкина «Исто­рия Средних веков». - М.: Просвещение, 2006.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Рим­ской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уде­ляя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в совре­менную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре­менный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необ­ходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выде­лить в рамках средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Учебник: История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .В.А. Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. Просвещение, 2009г.
Основные цели курса:

• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основ­ных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь совре­менного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ис­лам).
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и лич­ностям;

• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные,
так и вещественные и изобразительные;

• умения работать с исторической картой;

• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последо­вательность событий и явлений.
Программа рассчитана на 28 часов, календарно-тематическое планирование состав­лено на 34 часа.

Распределение учебного материала курса

Контрольные работы



Наименование раздела

Кол. часов

Тема

Дата

1

Введение

1

Раннее средневековье




2

Раннее средневековье

11

Расцвет средневековья




3

Расцвет средневековья

11

«Осень» Средневековья




4

«Осень» Средневековья

11

Эпоха средневековья







Итого

34

Итого

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА: «История Средних веков»


уро­ка


Тема раздела,урока

Кол.

ча­сов


Дата

проведения


материалы, оборудование

Основные

Понятия и

термины

Домашн

задание


примечания




1


Введение в историю Средних веков


1





Мультимедиа, карта

Средневековье, феодализм исторические источники

С.6-13







Раздел I. Равнее Средневековье 11часов.

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5)





2


Образо­вание германских королевств.


1





Мультимедиа, карта

Варвары, готы, кельты, германцы, род, племя,

§1








3


Христианская церковь в раннее Средне­вековье.


1





Мультимедиа, карта

Священник, проповедь,вера, архиепископ, пападуховенство, миряне, монастырь, обет,


§2








4


Империя Карла Великого: возникнове­ние, расцвет и распад


1





Мультимедиа, карта

Династия, корона, король, ополчение, граф, император,


§3







5


Западная Европа в IX — XI вв.


1





Мультимедиа, карта

Феодальное общество,

междоусобные войны, вассалы, сеньоры, рыцарь, барон, виконт


§4







6


Культура раннего Средневековья


1





Мультимедиа, карта

Книгопечатание, капелла, инициалы, пергамент, хроники,житие. эпические


§1-5







Тема 2. Византия и славянский мир (3)




7


Византийское тысячелетие


1





Мультимедиа, карта

ромеи, симфония, димы, Сенат, басилевс,автократия


§5







8


Культура Византии


1





Мультимедиа, карта

икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера


§6







9


Образование славянских государств


1





Мультимедиа, карта

Западные славяне, Южные славяне, Восточные славяне, вече, князь


§7







Тема 3. Арабский мир в VI — XI вв. (3).




10


Рождение новой религии


1





Мультимедиа, карта

ислам, Коран, пророк мусульмане, халиф, алифат, экспансия

§8







11


Мир ислама


1





Мультимедиа, карта

арабески, медресе, мечеть, минарет, фарси


§9







12

Итоговое обобщение «Раннее средневековье.»

1




Тесты

См. выше

§1-9







Раздел II. Расцвет Средневековья 11 ч.

Тема 4. Феодальное общество и католическая церковь в в XIXIII вв (5)




13


Сеньоры и вассалы


1





Мультимедиа, карта

сословия, сеньоры, вассалы, феодальная лестница


§10







14


Католическая церковь: путь к вершине могущества


1





Мультимедиа, карта

ереси, еретики, инквизиция, монашеский орден, миссионер


§13







15


Крестовые походы


1





Мультимедиа, карта

Тевтонский орден

крестовый поход, тамплиеры

§14







16


Средневековая деревня


1





Мультимедиа, карта

повинности, оброк, барщина, феод, феодальная вотчина

§11







17


Средневековый город


1





Мультимедиа, карта

гильдии, цехи, мелкое производство, город, коммуна

§12







Тема 6. Разные судьбы государств(3)




18


Франция: долгий путь к единству


1





Мультимедиа, карта

Генеральные штаты, парламент, домен, сословно-представительная монархия


§15







19


Англия: от нормандского завоевания до парламента


1





Мультимедиа, карта

реформы сословно-представительная монархия


§16







20


Несбывшиеся надежды германских им­ператоров


1





Мультимедиа, карта

гвельфы, гибеллины, тирания, булла, курфюрсты


§17







Тема 7. Культура Западной Европы в XI — XIII вв.(3)




21


Образование, наука и философия в эпо­ху расцвета Средневековья


1





Мультимедиа, карта

готический и романский стиль, гуманизм


§18







22


Время соборов


1





Мультимедиа, карта

готический и романский стиль, гуманизм


§19







23

Итоговое обобщение. «Расцвет Средневековья»

1







См.выше










Раздел III. «Осень» Средневековья 11 ч.

Тема 8 «Европа в XIV — XV вв» (7)




24


Столетие бедствий


1





Мультимедиа, карта

Жакерия, амнистия, гетто, растовщичество


§20







25


Самая долгая война в истории


1





Мультимедиа, карта

война Алой и Белой Розы, абсолютизм

§21







26


Трудный путь к торжеству королевской власти


1





Мультимедиа, карта

Реконкиста, берберы, мавры, Кортесы,

§22







27


Польша и Чехия: время расцвета


1





Мультимедиа, карта

паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение


§24







28


Полумесяц против креста


1





Мультимедиа, карта

турки-османы, султан, шейх, янычары, сипахи,


§25







29


Культура Западной Европы в XIV — XV вв.

1





Мультимедиа, карта

Ренессанс, гуманизм, книгопечатание


§23







30

Итоговое обобщение «Европа в XIV — XV вв»

1







См. выше










Тема 9 «Азия, Африка и Америка»(4)







31


Многоликая Индия. «Небесная империя»


1





Мультимедиа, карта

султанат, касты, насан, брахманизм, буддизм, индуизм, ислам


§26







32


В глубинах Азии: империя Чингисхана и держава Тимура


1





Мультимедиа, карта

Великий шелковый путь, фарфор, пагода, пейзажи, улус


§27







33


Народы и государства доколумбовой Америки и Африки.


1





Мультимедиа, карта

майя, ацтеки, инки, пигмеи, бушмены, Гана, Эфиопия


§28







34


Итоговое обобщение по курсу истории Средних веков.


1





Мультимедиа















Раздел программы: Истории России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс)

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Да­нилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 38 часов, планирование составлено на 34 часа. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают мате­риал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.

Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются на усмот­рение учителя, в зависимости от возможностей и учебного времени.

  1. часа предлагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду



Учебник: История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2009г.

Основные цели курса:

• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фак­тов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельно­сти людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личност­ного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине,

чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравни­вая явления и события, определяя их основные характеристики;

• давать оценку отдельным явлениям культуры;

• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам зна­ний (на основе простого плана);

• составлять характеристику исторических деятелей;

• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Распределение учебного материала курса

Контрольные работы



Наименование раздела

Кол. часов

Тема

Дата

1

Русь древняя.

11

Русь древняя.




2

Политическая раздробленность на Руси.

9

Политическая раздробленность на Руси.




3

Русь Московская.

14

Русь Московская.







Итого

34

Россия с древнейших времен до конца XVI в.




Итого

4



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА: «История России с древнейших времен до конца XVI века»


уро­ка


Тема раздела,урока

Кол.

ча­сов


Дата

проведения


материалы, оборудование

Основные

Понятия и

термины

Домашн

задание


примечания

Тема 1: Русь древняя 11 часов


35


Введение. Восточные славяне в древности.



1






карта «расселение славян в древности»

презентация по теме

история, летопись, археология, лингвистика, фольклор, нумизматика, этнография племя, индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, быт,

С. 4-6

§1 с.7

п/т№2,4,6




36


Соседи восточных славян.


1





карта «Византийская империя и славяне» презентация по теме

колонизация, полис, архонт, плуг, каган, дань

§2с.14

п/т№1,3,4




37


Складывание государства у восточных славян.


1




карта «расселение восточных славян»

презентация по теме

Государство, внешняя политика, внутренняя политика, оборона, путь «из варяг в греки», князь, дружина, варяги, гогрод, купцы

§3

с.19-24

п/т№2





38


Образование единого Древнерусского государства.

1





презентация по теме , карта «Древняя Русь в 9-12 вв.»

Русы, Русь, полюдье


записи,

§3с. 24-28

п/т№4





39


Первые киевские князья.



1





Карта «Киевская Русь .9-12в.в.», презентация по теме

государство, полюдье,

урок, погост

§4с.29

п/т№2




40


Принятие христианства на Руси.



1





карта та же

презентация по теме


язычество, пантеон, христианство, церковь, монастырь, митрополит, государство, церковный устав

§5с.36

п/т№1,3




41



Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.


1





карта т а же

презентация по теме

усобица, политика, наместник, династический брак, холоп, рядович, смерд, закуп

§6 с.43

п/т№4,5.6



42

Культура Древней Руси.


1





хрестоматия презентация по теме

патриотизм, миниатюра, фреска, икона, скань, зернь, перегородчатая эмаль

§7с.55

п/т№1,4




43

Быт и нравы Древней Руси.

1





иллюстрации

презентация по теме

общество, митрополит, епископ, община, вотчина, холоп, закуп, смерд, рядович, «лихой человек»

§8с.63

п/т№2,3



44

Родной край в период с древности до средневековья.

1




Иллюстрации, карты


См.выше

записи




45

Обобщение по теме

«Русь древняя».

1




тесты

См. выше

§1-8,

п/т№4



Тема 2 :Политическая раздробленность на Руси 9 часов



46

Начало раздробления Древнерусского государ­ства.


1





карта «русские княжества в 12-м - начале 13-го в.в.»

п/т№1,2,5

усобица, ростовщик, рать, уделы, экономика, эксплуатация

§9с.73

п/т№2,3,4




47


Главные политические центры Руси.


1





карта та же

презентация по теме

республика, мятеж, государство, усобица

13-§10-11

п/т№1,3,4




48



Нашествие с Востока.


1





карта «русские земли в 12-13в.в.» презентация по теме

курултай, фураж, нойон

§12с.96

п/т№3-5



49

Борьба Руси с западными завоевателями.


1





карта «борьба с иноземными захватчиками в 13 презентация по теме

дружина, ополчение, боевой порядок «свинья»

§13с.106

п/т№2,3



50

Русь и Золотая Орда.


1





карта та же, иллюстрации

презентация по теме

ярлык, баскак, улус, агрессия, владычество, выход

§ 14с.114

п/т№1.4



51

Русь и Литва.


1





карта та же презентация по теме

диалект, уния, государство, общество

§15с.121

п/т№1.3



52

Культура русских земель в ХII-ХIII веках.


1





презентация по теме

архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

§16с.127

п/т№2,3.4



53

Поволжские земли в ХII-ХIII в.в.

1




Карта, презентация по теме




записи




54

Обобщение по теме «Политическая раздробленность Руси »


1





тесты, карты по теме п/т№1,2,3

См.выше

§ 12-16

п/т№4



Тема 3: Русь Московская 14 часов



55

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1




карта «Российское централизованное государство .15-16 в.в.», презентация по теме


политическая система,

вотчина


§17 с.139

п/т№3,4




56

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.


1



карта«Куликовская битва» презентация по теме

темник, хан, князь, рать

§18с.147

п/т№3,4.5




57

Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV века.




1



карта«Образование Российского централизованного государства 15-16в.в.» презентация по теме

централизованное государство, поместье, усобица, диалект, уния

§19с.156
п/т№1.2.3




58

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.


1



карта та же

презентация по теме

скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская дума, общество

§20

с.166

п/т№2,4



59

Московское государство

в конце XV — начале XVI века.



1


карта та же
презентация по теме

самодержец, трехполье, Юрьев день, пожилое, черносошные крестьяне, кормление, местничество,

§21с.174

п/т№1,3,6



60

Церковь и государство

в конце XV — начале XVI века.



1




карта та же
презентация по теме

некстяжатели, иосифляне, «Москва-Третий Рим»

готовиться к тесту по §§17-22



61

Реформы Избранной рады.



1





карта «Русское государство в 16 в.», презентация по теме

Земский собор, стрелец, дворянин, приказ, губа, «Избранная рада»

§23

с.192

п/т№3,4



62

Внешняя политика Ивана IV.



1





карта «Российское государство в 16 в.» презентация по теме

Засечная черта, острог

§24

с.202

п/т№2,3,5



63

Опричнина.


1





презентация по теме



террор, опричнина, земщина, заповедные лета, крепостное право, тягло

§25

с.214

п/т№6



64

Русская культура ХІV-ХVІ в.в.


1




хрестоматия, презентация по теме

уставное письмо, эпос, энциклопедии


§26 с.222

п/т№1,4



65

Русская культура ХІV-ХVІ в.в. (продолжение)


1





фотографии, иллюстрации

презентация по теме

шатровый стиль, юродивый, икона

§27

с.233

п/т№3,4



66

Быт ХІV-ХVІ веков


1





презентация по теме

административные здания, кафтан, полати, харчевня, лампада, душегрея, тулуп

§28

с.245

п/т№3,4




67


Саратовский край в ХІV-ХVІ в.в.

1





карты по теме

презентация

презентация по теме

Изначальный Саратов,

Засечная черта, «волжские казаки», «шихан»

записи



68

Итоговое обобщение «История России с древности до конца ХVІ в.»


1






карты



См. выше

С. 256