Раздел программы : История Средних веков (6 класс) Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г и авторской программы под редакцией В. А. Ведюшкина «История Средних веков». - М.: Просвещение, 2006. Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Учебник: История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .В.А. Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. Просвещение, 2009г. Основные цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам). Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений. Программа рассчитана на 28 часов, календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
Распределение учебного материала курса
| Контрольные работы
| №
| Наименование раздела
| Кол. часов
| Тема
| Дата
| 1
| Введение
| 1
| Раннее средневековье
|
| 2
| Раннее средневековье
| 11
| Расцвет средневековья
|
| 3
| Расцвет средневековья
| 11
| «Осень» Средневековья
|
| 4
| «Осень» Средневековья
| 11
| Эпоха средневековья
|
|
| Итого
| 34
| Итого
| 4
| КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА: «История Средних веков»
№ урока
| Тема раздела,урока
| Кол.
часов
| Дата
проведения
| материалы, оборудование
| Основные
Понятия и
термины
| Домашн
задание
| примечания
|
| 1
| Введение в историю Средних веков
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Средневековье, феодализм исторические источники
| С.6-13
|
|
| Раздел I. Равнее Средневековье 11часов.
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5)
|
| 2
| Образование германских королевств.
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Варвары, готы, кельты, германцы, род, племя,
| §1
|
|
| 3
| Христианская церковь в раннее Средневековье.
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Священник, проповедь,вера, архиепископ, пападуховенство, миряне, монастырь, обет,
| §2
|
|
| 4
| Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Династия, корона, король, ополчение, граф, император,
| §3
|
|
| 5
| Западная Европа в IX — XI вв.
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Феодальное общество,
междоусобные войны, вассалы, сеньоры, рыцарь, барон, виконт
| §4
|
|
| 6
| Культура раннего Средневековья
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Книгопечатание, капелла, инициалы, пергамент, хроники,житие. эпические
| §1-5
|
|
| Тема 2. Византия и славянский мир (3)
|
| 7
| Византийское тысячелетие
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| ромеи, симфония, димы, Сенат, басилевс,автократия
| §5
|
|
| 8
| Культура Византии
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера
| §6
|
|
| 9
| Образование славянских государств
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Западные славяне, Южные славяне, Восточные славяне, вече, князь
| §7
|
|
| Тема 3. Арабский мир в VI — XI вв. (3).
|
| 10
| Рождение новой религии
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| ислам, Коран, пророк мусульмане, халиф, алифат, экспансия
| §8
|
|
| 11
| Мир ислама
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| арабески, медресе, мечеть, минарет, фарси
| §9
|
|
| 12
| Итоговое обобщение «Раннее средневековье.»
| 1
|
| Тесты
| См. выше
| §1-9
|
|
| Раздел II. Расцвет Средневековья 11 ч.
Тема 4. Феодальное общество и католическая церковь в в XI — XIII вв (5)
|
| 13
| Сеньоры и вассалы
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| сословия, сеньоры, вассалы, феодальная лестница
| §10
|
|
| 14
| Католическая церковь: путь к вершине могущества
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| ереси, еретики, инквизиция, монашеский орден, миссионер
| §13
|
|
| 15
| Крестовые походы
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Тевтонский орден
крестовый поход, тамплиеры
| §14
|
|
| 16
| Средневековая деревня
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| повинности, оброк, барщина, феод, феодальная вотчина
| §11
|
|
| 17
| Средневековый город
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| гильдии, цехи, мелкое производство, город, коммуна
| §12
|
|
| Тема 6. Разные судьбы государств(3)
|
| 18
| Франция: долгий путь к единству
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Генеральные штаты, парламент, домен, сословно-представительная монархия
| §15
|
|
| 19
| Англия: от нормандского завоевания до парламента
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| реформы сословно-представительная монархия
| §16
|
|
| 20
| Несбывшиеся надежды германских императоров
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| гвельфы, гибеллины, тирания, булла, курфюрсты
| §17
|
|
| Тема 7. Культура Западной Европы в XI — XIII вв.(3)
|
| 21
| Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| готический и романский стиль, гуманизм
| §18
|
|
| 22
| Время соборов
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| готический и романский стиль, гуманизм
| §19
|
|
| 23
| Итоговое обобщение. «Расцвет Средневековья»
| 1
|
|
| См.выше
|
|
|
| Раздел III. «Осень» Средневековья 11 ч.
Тема 8 «Европа в XIV — XV вв» (7)
|
| 24
| Столетие бедствий
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Жакерия, амнистия, гетто, растовщичество
| §20
|
|
| 25
| Самая долгая война в истории
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| война Алой и Белой Розы, абсолютизм
| §21
|
|
| 26
| Трудный путь к торжеству королевской власти
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Реконкиста, берберы, мавры, Кортесы,
| §22
|
|
| 27
| Польша и Чехия: время расцвета
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение
| §24
|
|
| 28
| Полумесяц против креста
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| турки-османы, султан, шейх, янычары, сипахи,
| §25
|
|
| 29
| Культура Западной Европы в XIV — XV вв.
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Ренессанс, гуманизм, книгопечатание
| §23
|
|
| 30
| Итоговое обобщение «Европа в XIV — XV вв»
| 1
|
|
| См. выше
|
|
|
| Тема 9 «Азия, Африка и Америка»(4)
|
|
| 31
| Многоликая Индия. «Небесная империя»
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| султанат, касты, насан, брахманизм, буддизм, индуизм, ислам
| §26
|
|
| 32
| В глубинах Азии: империя Чингисхана и держава Тимура
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| Великий шелковый путь, фарфор, пагода, пейзажи, улус
| §27
|
|
| 33
| Народы и государства доколумбовой Америки и Африки.
| 1
|
| Мультимедиа, карта
| майя, ацтеки, инки, пигмеи, бушмены, Гана, Эфиопия
| §28
|
|
| 34
| Итоговое обобщение по курсу истории Средних веков.
| 1
|
| Мультимедиа
|
|
|
|
|
Раздел программы: Истории России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс)
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 38 часов, планирование составлено на 34 часа. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.
Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются на усмотрение учителя, в зависимости от возможностей и учебного времени.
часа предлагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду
Учебник: История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2009г.
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине,
чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
• давать оценку отдельным явлениям культуры;
• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
• составлять характеристику исторических деятелей;
• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Распределение учебного материала курса
| Контрольные работы
| №
| Наименование раздела
| Кол. часов
| Тема
| Дата
| 1
| Русь древняя.
| 11
| Русь древняя.
|
| 2
| Политическая раздробленность на Руси.
| 9
| Политическая раздробленность на Руси.
|
| 3
| Русь Московская.
| 14
| Русь Московская.
|
|
| Итого
| 34
| Россия с древнейших времен до конца XVI в.
|
| Итого
| 4
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА: «История России с древнейших времен до конца XVI века»
№ урока
| Тема раздела,урока
| Кол.
часов
| Дата
проведения
| материалы, оборудование
| Основные
Понятия и
термины
| Домашн
задание
| примечания
| Тема 1: Русь древняя 11 часов
|
35
|
Введение. Восточные славяне в древности.
| 1
|
| карта «расселение славян в древности»
презентация по теме
| история, летопись, археология, лингвистика, фольклор, нумизматика, этнография племя, индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, быт,
| С. 4-6
§1 с.7
п/т№2,4,6
|
|
36
|
Соседи восточных славян.
| 1
|
| карта «Византийская империя и славяне» презентация по теме
| колонизация, полис, архонт, плуг, каган, дань
| §2с.14
п/т№1,3,4
|
|
37
|
Складывание государства у восточных славян.
| 1
|
| карта «расселение восточных славян»
презентация по теме
| Государство, внешняя политика, внутренняя политика, оборона, путь «из варяг в греки», князь, дружина, варяги, гогрод, купцы
| §3
с.19-24
п/т№2
|
|
38
|
Образование единого Древнерусского государства.
| 1
|
| презентация по теме , карта «Древняя Русь в 9-12 вв.»
| Русы, Русь, полюдье
| записи,
§3с. 24-28
п/т№4
|
|
39
|
Первые киевские князья.
|
1
|
| Карта «Киевская Русь .9-12в.в.», презентация по теме
| государство, полюдье,
урок, погост
| §4с.29
п/т№2
|
|
40
|
Принятие христианства на Руси.
|
1
|
| карта та же
презентация по теме
| язычество, пантеон, христианство, церковь, монастырь, митрополит, государство, церковный устав
| §5с.36
п/т№1,3
|
|
41
|
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
| 1
|
| карта т а же
презентация по теме
| усобица, политика, наместник, династический брак, холоп, рядович, смерд, закуп
| §6 с.43
п/т№4,5.6
|
| 42
| Культура Древней Руси.
| 1
|
| хрестоматия презентация по теме
| патриотизм, миниатюра, фреска, икона, скань, зернь, перегородчатая эмаль
| §7с.55
п/т№1,4
|
| 43
| Быт и нравы Древней Руси.
| 1
|
| иллюстрации
презентация по теме
| общество, митрополит, епископ, община, вотчина, холоп, закуп, смерд, рядович, «лихой человек»
| §8с.63
п/т№2,3
|
| 44
| Родной край в период с древности до средневековья.
| 1
|
| Иллюстрации, карты
| См.выше
| записи
|
| 45
| Обобщение по теме
«Русь древняя».
| 1
|
| тесты
| См. выше
| §1-8,
п/т№4
|
| Тема 2 :Политическая раздробленность на Руси 9 часов
|
| 46
| Начало раздробления Древнерусского государства.
| 1
|
| карта «русские княжества в 12-м - начале 13-го в.в.»
п/т№1,2,5
| усобица, ростовщик, рать, уделы, экономика, эксплуатация
| §9с.73
п/т№2,3,4
|
|
47
|
Главные политические центры Руси.
| 1
|
| карта та же
презентация по теме
| республика, мятеж, государство, усобица
| 13-§10-11
п/т№1,3,4
|
| 48
| Нашествие с Востока.
| 1
|
| карта «русские земли в 12-13в.в.» презентация по теме
| курултай, фураж, нойон
| §12с.96
п/т№3-5
|
| 49
| Борьба Руси с западными завоевателями.
| 1
|
| карта «борьба с иноземными захватчиками в 13 презентация по теме
| дружина, ополчение, боевой порядок «свинья»
| §13с.106
п/т№2,3
|
| 50
| Русь и Золотая Орда.
| 1
|
| карта та же, иллюстрации
презентация по теме
| ярлык, баскак, улус, агрессия, владычество, выход
| § 14с.114
п/т№1.4
|
| 51
| Русь и Литва.
| 1
|
| карта та же презентация по теме
| диалект, уния, государство, общество
| §15с.121
п/т№1.3
|
| 52
| Культура русских земель в ХII-ХIII веках.
| 1
|
| презентация по теме
| архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный
| §16с.127
п/т№2,3.4
|
| 53
| Поволжские земли в ХII-ХIII в.в.
| 1
|
| Карта, презентация по теме
|
| записи
|
| 54
| Обобщение по теме «Политическая раздробленность Руси »
| 1
|
| тесты, карты по теме п/т№1,2,3
| См.выше
| § 12-16
п/т№4
|
| Тема 3: Русь Московская 14 часов
|
| 55
| Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
| 1
|
| карта «Российское централизованное государство .15-16 в.в.», презентация по теме
|
политическая система,
вотчина
|
§17 с.139
п/т№3,4
|
| 56
| Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
|
1
|
| карта«Куликовская битва» презентация по теме
| темник, хан, князь, рать
| §18с.147
п/т№3,4.5
|
|
57
| Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV века.
|
1
|
| карта«Образование Российского централизованного государства 15-16в.в.» презентация по теме
| централизованное государство, поместье, усобица, диалект, уния
| §19с.156 п/т№1.2.3
|
| 58
| Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
|
1
|
| карта та же
презентация по теме
| скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская дума, общество
| §20
с.166
п/т№2,4
|
| 59
| Московское государство
в конце XV — начале XVI века.
|
1
|
| карта та же презентация по теме
| самодержец, трехполье, Юрьев день, пожилое, черносошные крестьяне, кормление, местничество,
| §21с.174
п/т№1,3,6
|
| 60
| Церковь и государство
в конце XV — начале XVI века.
|
1
|
| карта та же презентация по теме
| некстяжатели, иосифляне, «Москва-Третий Рим»
| готовиться к тесту по §§17-22
|
| 61
| Реформы Избранной рады.
|
1
|
| карта «Русское государство в 16 в.», презентация по теме
| Земский собор, стрелец, дворянин, приказ, губа, «Избранная рада»
| §23
с.192
п/т№3,4
|
| 62
| Внешняя политика Ивана IV.
|
1
|
| карта «Российское государство в 16 в.» презентация по теме
| Засечная черта, острог
| §24
с.202
п/т№2,3,5
|
| 63
| Опричнина.
| 1
|
| презентация по теме
| террор, опричнина, земщина, заповедные лета, крепостное право, тягло
| §25
с.214
п/т№6
|
| 64
| Русская культура ХІV-ХVІ в.в.
|
1
|
| хрестоматия, презентация по теме
| уставное письмо, эпос, энциклопедии
| §26 с.222
п/т№1,4
|
| 65
| Русская культура ХІV-ХVІ в.в. (продолжение)
|
1
|
| фотографии, иллюстрации
презентация по теме
| шатровый стиль, юродивый, икона
| §27
с.233
п/т№3,4
|
| 66
| Быт ХІV-ХVІ веков
| 1
|
| презентация по теме
| административные здания, кафтан, полати, харчевня, лампада, душегрея, тулуп
| §28
с.245
п/т№3,4
|
|
67
|
Саратовский край в ХІV-ХVІ в.в.
| 1
|
| карты по теме
презентация
презентация по теме
| Изначальный Саратов,
Засечная черта, «волжские казаки», «шихан»
| записи
|
| 68
| Итоговое обобщение «История России с древности до конца ХVІ в.»
| 1
|
|
карты
|
См. выше
| С. 256
|
|
|