|
Статья «из опыта работы педагога дополнительного образования клименко к. Ф. В студии раннего развития «малышок» «математическое воображение» мбоудод ддт
СТАТЬЯ «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛИМЕНКО К.Ф.
В СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
«МАЛЫШОК»
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ»
МБОУДОД ДДТ
ст. КАВКАЗСКАЯ
Занятия «Математического воображения» студии «Малышок» - адаптивная модель раннего развития детей 5,5-7 лет. Это увлекательное путешествие в мир чисел и фигур.
Студия «Малышок» - одна из альтернативных форм воспитанию в детских садах.
Основной задачей уроков «Математического воображения» является естественно познавательная деятельность, развитие интересов ребенка, формирование потребности в личностном развитии, осознание необходимости учения.
Моделью воспитанника студии «Малышок» является (в частности) ученик, имеющий потребность учиться, направленный на действия и поступки – «Давайте считать!». Имеющий представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Так как организационной формой уроков является игра, то дети пункт – «2» - «Давайте считать!» (заменяют на «Давайте играть!»). основой работы на уроках счета является игровая технология. Педагогические игры на уроках математики классифицируются т.о.:
По области деятельности – интеллектуальные – к концу года ребята умеют считать, производить сложение и вычитание в пределах 10, решать задачи, имеют запас знаний, необходимых для поступления в 1 класс. По характеру пед. процесса пед. игры – познавательные и воспитывающие – на занятиях мы «помогаем» сказочным героям решать «жизненные проблемы». Поэтому дети очень открыты и с большой ответственностью помогают друг другу. По игровой методике – игры бывают разные:
Предметные – мы играем палочками, кубиками, игрушками и др. наглядным материалом;
Ролевые – представляем себя друзьями Кота Леопольда, зверушками, покупателями, конструкторами, строителями и архитекторами, водителями поездов и машин…
По игровой среде – игры на уроках бывают без предметов, с предметами, настольные, комнатные – (ходим на базар, ищем клад, переходим улицу, едем поездом, а «светофор» задает вопросы и т.д.). Целевая ориентация программы уроков состоит в расширении кругозора – ребята «путешествуют» во времени, в пространстве – узнают о Солнце и солнечной системе, о профессиях и истории возникновения чисел и т.д.
Большое внимание мы уделяем формированию нравственных позиций детей. Поэтому они почти единогласно заявляют, что не нравятся им ссоры, ябедничество и не нравится, когда перебивают говорящего. (Это данные опроса «Беседа о школе»).
Ценностные ориентации ребенка в студии строго направлены на добро, на то, как поступать хорошо. Занятия счетом способствуют развитию внимания (игры на внимание – «Проказы мышат», «Мишкины ягоды», «Карлики, великаны», «Пол – потолок - нос», «Найти выход из лабиринта» и т.д.)
развитию мышления (конечным ответом на вопрос считается не число, а развернутый ответ на вопрос Почему?);
умений сравнивать (сравнивать по количественному признаку, по форме, размеру).
(В сравнении чисел я пользуюсь образом «жадного» утенка, который раскрывает ротик на большое число и закрывает на меньшее),
находить аналогии (дети определяют «похожесть» предметов в любых играх с предметами).
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые исходят из общей идеи–посчитать и обладают характерными особенностями, такими как:
1. Кубики 2. Тетради 3. Грибы 4. Рыбки
содержат обозначения цифр различных размеров.
Изучение счета максимально наглядно.
Технологическая цепочка исполнения заданий игры:
Показ учителя, объявление правил игры.
Ребенок работает сам.
Индивидуальная помощь в поиске решения.
Сбор всех ответов.
Анализ полученных ответов.
Поиск ответа на вопрос «Почему?».
Подведение итогов.
Диапазон трудностей в игре растет с ростом знаний ребят. Основной принцип роста – от простого к сложному.
Если на начальном этапе мы «собираем» грибы в лесу по порядку, то к концу – мы учимся действиям сложения и вычитания «сбора» грибов. В сентябре мы собираем «урожай» - карточки с ягодами по порядку, в октябре – ноябре изучаем по ним состав чисел, а к апрелю – учимся придумывать по карточкам «сказочные» задачки.
Поэтому постоянное возрастание трудностей позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно. Игровые формы уроков счета предполагают ввод некоторых персонажей – помощников в учении – это игрушка Михаил Потапович из Лесной школы, кот Леопольд и лукавые мышата, Обезьянка Анфиса – любительница математических загадок, Знайка и Незнайка, королева Геометрия, и т.д.
Волшебная палочка – «линейка» - путеводитель урока геометрии, а письмо Королевы Геометрии – ведет ребят по стране фигур
Уроки счета не ставят своей задачей освоение программы 1 класса школы и совсем не обязательно красиво научиться писать цифры, бойко складывать числа… Главное, чтобы ребенок поверил в свои силы и в то, что не так уж неприступно королевство Математики, но без него прожить нельзя: «Математику потому изучать нужно, что она ум в порядок приводит!»
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой деятельности учения.
/ Диагностика результативности занятий в студии «Малышок» дана в анализе тестирования старшей группы, возраст 7 лет, все идут в этом году в школу /.
в набор развивающих математических игр входят подвижные игры, математическая зарядка. Вот некоторые из них:
Математический помидор – в кругу передается «мячик»-помидор, получивший игрок показывает следующее число или предыдущее.
Кто первый? – Выложить (карточку) сумму или разность чисел на доске.
Четные и нечетные числа. Кто первый сядет на стул, если объявлена соответствующая цифра.
Математические ловки. Поймать игрока с цифрой последующей объявленной.
Наиболее любимые физкультурные минутки, которые ребята называют зарядкой:
Две лягушки
Хомячок
Самолет
Помогаем маме
Хлопнули-топнули
Считаем складываем
Считаем отнимаем
Оргмомент. Настрой на занятие.
Речевка: «К солнцу ручки
(протягивают руки вверх)
Мы протянем,
Заниматься все мы станем.
(сидят, сложив руки)
1,2,3,4,5 (считают пальчики)
Начинаем мы считать».
Хлопая в ладоши, ребята считают до 10 и обратно. Во второй половине года, когда ребята уже могут считать, производить действия, задания добавляются. «Хлопните столько раз, сколько получится, если от 5 отнять два…» и т.д.
Опорным материалом для знакомства детей с цифрами, примерами, решениями задач служат рабочие тетради серии «Готовимся к школе». Авторы: 1. «Математика» - Э.И. Александрова
«Тетрадь по математике» -Н.Б.Истомина
Начинаем измерять под ред. Дженни Тайлер
Готовимся к школе для 5-7 лет под ред. В.Харченко
Система оценок на занятиях «Математического воображения» проста–оценок всего две
«Молодец!», «Старайся!».
Педагогический принцип роста успешности ребенка в том, что мы сравниваем знания и умения ребенка с его знаниями и умениями вчера и сегодня.
Верим в ребенка и относимся к нему так, как бы он уже стал тем, кем мы его представляем в модели воспитанника Дома детского творчества.
Эмоциональный фон занятий и принципы общения.
Основа эмоционального фона взаимоотношений «учитель - ученик» в обаянии педагога, в действиях педагога согласно технологии привлекательности от улыбки до поддержки, от понимания до сотрудничества. Составляющие: внешность
движение
мимика 80 %
жестикуляция
слово 20%
Принцип общения:
Отношение к ребенку – как к личности!
Решение проблемы адаптации детей студии к учению происходит по трем направлениям:
1). Учиться, играть и творить.
2). Овладевать формами общения и взаимодействия.
3). Приобретать способность управлять своими эмоциями. Таблица результатов самооценки детей своих знаний, умений, навыков.
| Да
| Нет
| Я знаю все цифры
|
|
| Я умею считать до 10 и обратно
|
|
| Я умею прибавлять
|
|
| Я умею вычитать
|
|
| Я умею выстраивать кубики по порядку
|
|
| Я умею составлять цифры
|
|
| Я умею решать примеры
|
|
| Я умею решать задачи
|
|
| Я умею различать геометрические фигуры
|
|
| Я умею сравнивать числа
|
|
|
ВСЕГО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ: _______ |
|
|