Главная страница

Статья «из опыта работы педагога дополнительного образования клименко к. Ф. В студии раннего развития «малышок» «математическое воображение» мбоудод ддт



Скачать 65.92 Kb.
НазваниеСтатья «из опыта работы педагога дополнительного образования клименко к. Ф. В студии раннего развития «малышок» «математическое воображение» мбоудод ддт
Дата04.03.2016
Размер65.92 Kb.
ТипСтатья



СТАТЬЯ
«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛИМЕНКО К.Ф.

В СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

«МАЛЫШОК»

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ»


МБОУДОД ДДТ

ст. КАВКАЗСКАЯ

Занятия «Математического воображения» студии «Малышок» - адаптивная модель раннего развития детей 5,5-7 лет. Это увлекательное путешествие в мир чисел и фигур.

Студия «Малышок» - одна из альтернативных форм воспитанию в детских садах.

Основной задачей уроков «Математического воображения» является естественно познавательная деятельность, развитие интересов ребенка, формирование потребности в личностном развитии, осознание необходимости учения.

Моделью воспитанника студии «Малышок» является (в частности) ученик, имеющий потребность учиться, направленный на действия и поступки – «Давайте считать!». Имеющий представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Так как организационной формой уроков является игра, то дети пункт – «2» - «Давайте считать!» (заменяют на «Давайте играть!»). основой работы на уроках счета является игровая технология. Педагогические игры на уроках математики классифицируются т.о.:

По области деятельности – интеллектуальные – к концу года ребята умеют считать, производить сложение и вычитание в пределах 10, решать задачи, имеют запас знаний, необходимых для поступления в 1 класс.
По характеру пед. процесса пед. игры – познавательные и воспитывающие – на занятиях мы «помогаем» сказочным героям решать «жизненные проблемы». Поэтому дети очень открыты и с большой ответственностью помогают друг другу.
По игровой методике – игры бывают разные:

  • Предметные – мы играем палочками, кубиками, игрушками и др. наглядным материалом;

  • Ролевые – представляем себя друзьями Кота Леопольда, зверушками, покупателями, конструкторами, строителями и архитекторами, водителями поездов и машин…


По игровой среде – игры на уроках бывают без предметов, с предметами, настольные, комнатные – (ходим на базар, ищем клад, переходим улицу, едем поездом, а «светофор» задает вопросы и т.д.).
Целевая ориентация программы уроков состоит в расширении кругозора – ребята «путешествуют» во времени, в пространстве – узнают о Солнце и солнечной системе, о профессиях и истории возникновения чисел и т.д.

Большое внимание мы уделяем формированию нравственных позиций детей. Поэтому они почти единогласно заявляют, что не нравятся им ссоры, ябедничество и не нравится, когда перебивают говорящего. (Это данные опроса «Беседа о школе»).

Ценностные ориентации ребенка в студии строго направлены на добро, на то, как поступать хорошо. Занятия счетом способствуют развитию внимания (игры на внимание – «Проказы мышат», «Мишкины ягоды», «Карлики, великаны», «Пол – потолок - нос», «Найти выход из лабиринта» и т.д.)

  • развитию мышления (конечным ответом на вопрос считается не число, а развернутый ответ на вопрос Почему?);

  • умений сравнивать (сравнивать по количественному признаку, по форме, размеру).

(В сравнении чисел я пользуюсь образом «жадного» утенка, который раскрывает ротик на большое число и закрывает на меньшее),

  • находить аналогии (дети определяют «похожесть» предметов в любых играх с предметами).

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые исходят из общей идеи–посчитать и обладают характерными особенностями, такими как:

1. Кубики 2. Тетради 3. Грибы 4. Рыбки

содержат обозначения цифр различных размеров.

Изучение счета максимально наглядно.

Технологическая цепочка исполнения заданий игры:

  1. Показ учителя, объявление правил игры.

  2. Ребенок работает сам.

  3. Индивидуальная помощь в поиске решения.

  4. Сбор всех ответов.

  5. Анализ полученных ответов.

  6. Поиск ответа на вопрос «Почему?».

  7. Подведение итогов.

Диапазон трудностей в игре растет с ростом знаний ребят. Основной принцип роста – от простого к сложному.

Если на начальном этапе мы «собираем» грибы в лесу по порядку, то к концу – мы учимся действиям сложения и вычитания «сбора» грибов. В сентябре мы собираем «урожай» - карточки с ягодами по порядку, в октябре – ноябре изучаем по ним состав чисел, а к апрелю – учимся придумывать по карточкам «сказочные» задачки.

Поэтому постоянное возрастание трудностей позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно. Игровые формы уроков счета предполагают ввод некоторых персонажей – помощников в учении – это игрушка Михаил Потапович из Лесной школы, кот Леопольд и лукавые мышата, Обезьянка Анфиса – любительница математических загадок, Знайка и Незнайка, королева Геометрия, и т.д.

Волшебная палочка – «линейка» - путеводитель урока геометрии, а письмо Королевы Геометрии – ведет ребят по стране фигур

Уроки счета не ставят своей задачей освоение программы 1 класса школы и совсем не обязательно красиво научиться писать цифры, бойко складывать числа… Главное, чтобы ребенок поверил в свои силы и в то, что не так уж неприступно королевство Математики, но без него прожить нельзя: «Математику потому изучать нужно, что она ум в порядок приводит!»

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой деятельности учения.

/ Диагностика результативности занятий в студии «Малышок» дана в анализе тестирования старшей группы, возраст 7 лет, все идут в этом году в школу /.

в набор развивающих математических игр входят подвижные игры, математическая зарядка. Вот некоторые из них:

  1. Математический помидор – в кругу передается «мячик»-помидор, получивший игрок показывает следующее число или предыдущее.

  2. Кто первый? – Выложить (карточку) сумму или разность чисел на доске.

  3. Четные и нечетные числа. Кто первый сядет на стул, если объявлена соответствующая цифра.

  4. Математические ловки. Поймать игрока с цифрой последующей объявленной.

Наиболее любимые физкультурные минутки, которые ребята называют зарядкой:

    • Две лягушки

    • Хомячок

    • Самолет

    • Помогаем маме

    • Хлопнули-топнули

    • Считаем складываем

    • Считаем отнимаем

Оргмомент. Настрой на занятие.

Речевка: «К солнцу ручки

(протягивают руки вверх)

Мы протянем,

Заниматься все мы станем.

(сидят, сложив руки)

1,2,3,4,5 (считают пальчики)

Начинаем мы считать».

Хлопая в ладоши, ребята считают до 10 и обратно. Во второй половине года, когда ребята уже могут считать, производить действия, задания добавляются. «Хлопните столько раз, сколько получится, если от 5 отнять два…» и т.д.

Опорным материалом для знакомства детей с цифрами, примерами, решениями задач служат рабочие тетради серии «Готовимся к школе».
Авторы: 1. «Математика» - Э.И. Александрова

  1. «Тетрадь по математике» -Н.Б.Истомина

  2. Начинаем измерять под ред. Дженни Тайлер

  3. Готовимся к школе для 5-7 лет под ред. В.Харченко


Система оценок на занятиях «Математического воображения» проста–оценок всего две

«Молодец!», «Старайся!».

Педагогический принцип роста успешности ребенка в том, что мы сравниваем знания и умения ребенка с его знаниями и умениями вчера и сегодня.

Верим в ребенка и относимся к нему так, как бы он уже стал тем, кем мы его представляем в модели воспитанника Дома детского творчества.

Эмоциональный фон занятий и принципы общения.

Основа эмоционального фона взаимоотношений «учитель - ученик» в обаянии педагога, в действиях педагога согласно технологии привлекательности от улыбки до поддержки, от понимания до сотрудничества.
Составляющие: внешность

движение

мимика 80 %

жестикуляция

слово 20%

Принцип общения:

Отношение к ребенку – как к личности!

Решение проблемы адаптации детей студии к учению происходит по трем направлениям:

1). Учиться, играть и творить.

2). Овладевать формами общения и взаимодействия.

3). Приобретать способность управлять своими эмоциями.
Таблица результатов самооценки детей своих знаний, умений, навыков.




Да

Нет

Я знаю все цифры







Я умею считать до 10 и обратно







Я умею прибавлять







Я умею вычитать







Я умею выстраивать кубики по порядку







Я умею составлять цифры







Я умею решать примеры







Я умею решать задачи







Я умею различать геометрические фигуры







Я умею сравнивать числа








ВСЕГО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ: _______