|
Пояснительная записка Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии Программа факультативного курса для обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида
«Мир вокруг нас».
Составила:
Учитель географии
Ковальчук Оксана Станиславовна
Пояснительная записка
Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.
Основными принципами построения программы является доступность содержания теоретического материала , формирование культуры поведения в природе, рачительно и экономно пользоваться ее дарами.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Учащиеся знакомятся с природой Ставропольского края , Благодарненского района со способами охраны природы , экологическими проблемами региона.
Обучение ведется в процессе изучения дополнительной литературы по предмету , практических занятий и экскурсий , просмотра видеосюжетов и фильмов.
На факультативные занятия отводится 2 часа в неделю продолжительность каждого до 40 минут . Оптимальная наполняемость группы 4-6 человек. Возможна организация занятий с одним учащимся для подготовки реферата ,сообщения , проектной работы по курсу.
Цель и задачи факультатива:
Сформировать у школьников законченное представление и знание о Ставропольском крае и Благодарненском районе. Учить извлекать информацию из различных источников знаний. Развивать познавательный интерес, творческие способностей посредством более подробного ознакомления с природой родного края. Воспитывать у школьников личностные качества: патриотизм, уважение к малой Родине.
Ожидаемый результат
Изучение факультативного курса «Мир вокруг нас» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает глубже узнать природу края, ее экологические проблемы, развивает знания об охране природы, животном и растительном мире, о взаимодействии природы и общества. В ходе изучения школьники закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики объектов на основе разнообразных географических источников; выделять и описывать существенные признаки; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же развивать свои умения по написанию сообщений и рефератов по заданной теме. Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать :
в чем заключается взаимосвязь природы и человека;
название некоторых животных и растений, внесенных в « Красную Книгу»;
-какие меры по охране природы используют в крае.
Учащиеся должны уметь:
наблюдать явления и объекты природы;
элементарно оценивать состояние окружающей среды;
предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды;
правильно вести себя в природе.
Формы проведения занятий.
В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, экскурсии, информационные компьютерные технологии.
Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Методы обучения
Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.
В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.
Диагностический инструментари1 для оценки качества усвоения программы.
№
| Критерии оценки
|
| уровни
|
| высокий
| средний
| низкий
| 1
| Свободно ориентируются в терминах, знают названия растений, животных, знают правила поведения в природе
| 3 б
|
|
| 2
| Знают меры по охране природы, которые используют в Ставропольском крае, но не ориентируются в терминах.
|
| 26
|
| 3
| Не владеет знаниями о значении природы, ее
взаимосвязи с человеком, не умеет вести себя в природе.
|
|
| 1 б
| Учебно-тематический план.
№
| Тема
| К-во часов
| Вид деятельности
| I
| Взаимодействие природы и общества
| 8
|
| 1
| Зависимость человека от природы
| 1
|
| 2
| Природа –источник жизни
| 1
|
| 3
| Рост использования природных ресурсов
| 1
|
| 4
| Охрана природных ресурсов
| 2
|
| 5
| Природные комплексы: биологические и географические
| 1
| Практическая работа
| 6
| Исследование природного комплекса
«Благодарненские узоры»
| 1
| Экскурсия
| 7
| Целостность природных комплексов
| 1
|
| II
| Охрана природы района
| 4
|
| 8
| Загрязнение географической Среды. Проблемы. Споры.
| 1
|
| 9
| Основные виды загрязнений и источники их поступления
| 1
|
| 10
| Организация охраны природы от загрязнения
| 1
| Практическая работа
| 11
| Утилизация отходов. Помощь природе
| 1
| Экологический десант
| III
| Преобразование природы Ставропольского края
| 8
|
| 12
| Преобразование природы –это способ улучшения экологических качеств природной cреды
| 2
|
| 13
| Следствие преобразования природы. Причина их появления, способы предотвращения
| 2
|
| 14
| Составление проекта : преобразование природы в Благодарненском районе
| 1
|
| 15
| Анализ карт, схем, рисунков в учебниках ,пособиях.
| 2
| Практическая работа
| 16
| Исследование территории вокруг реки. Возможность преобразования
| 1
| Экскурсия
| IV
| Водные ресурсы края
| 10
|
| 18
| Современное водопотребление
| 1
|
| 19
| Исследование местных источников
| 1
| Экологический десант
| 20
| Качественное и количественное изменение ресурсов природных вод
| 2
|
| 21
| Способы защиты от истощения водных ресурсов
| 1
|
| 22
| Главные реки края. Проблемы.
| 1
|
| 23
| Другие объекты гидрологического изучения (колодцы, родники, минеральные источники)
| 1
|
| 24
| Изменение экологической ситуации в районе озера Сенгилеевского и реки Мокрая Буйвола
| 2
|
| 25
| Посещение санэпидемиологической станции
| 1
| Экскурсия
| V
| Исследование почв. Охрана почв.
| 6
|
| 26
| Земля и ее роль в жизни человека
| 1
|
| 27
| Земельный фонд России
| 1
|
| 28
| Характеристика почв края. Различия по плодородности
| 1
|
| 29
| Изучение действия оврагов и ветров на почвы.
| 2
|
| 30
| Составление описания почв края., схемы почвенного разреза
| 1
| Практическая работа
| VI
| Атмосфера. Значение для жизни
| 6
|
| 32
| Понятие о чистом и загрязненном воздухе.
| 1
|
| 33
| Основные источники загрязнений
| 1
|
| 34
| Проблемы промышленных центров и городов
| 2
|
| 35
| Построение графика «Влияние погоды на концентрацию загрязняющих веществ»
| 1
| Практическая работа
| 36
| Мероприятия по охране воздуха
| 1
|
| VII
| Растительный мир
| 8
|
| 37
| Значение растений для человека
| 1
|
| 38
| Красная:кйига. Составление альбома растений
| 1
| Практическая работа
| 39
| Географическая характеристика растительности.
| 1
|
| 40
| Участие в работах по уходу за культурными растениями
| 2
| Практическая работа
| 41
| Фенологические'наблюдения за сезонными изменениями в природе
| 1
| Практическая работа
| 42
| Озеленение территории школы
| 2
| Практическая работа
| VIII
| Животный мир
| 8
|
| 43
| Роль животных в географической оболочке
| 1
|
| 44
| Роль животных в жизни человека
| 1
|
| 45
| Особенности животных в нашем крае
| 2
|
| 46
| Изучение Красной книги. Зарисовка животных
| 1
| Практическая работа
| 47
| Участие в работах по подкормке птиц и других животных
| 2
| Практическая работа
| 48
| Изготовление кормушек и гнездо»
| 1
| Практическая работа
| IX
| Туризм и отдых
| 6
|
| 49
| Туризм -как один из видов активного отдыха
| 2
|
| 50
| Туристические фирмы и агентства
| 1
|
| 51
| Детский туризм
| 1
|
| 52
| Основные правила поведения в природе
| 2
| Туристический поход
|
Литература
Видеоучебник «Физическая география Ставропольского края . 2009 г.
Видеоучебник «Экономическая и социальная география Ставропольского края.» 2009 г.
Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44–51. 17.
Зубрик Л.А., Рязанцев С.В., Смеликова Т. География Благодарненского района. Учебное пособие, Ставрополь 2001г.
Ивановский В.А. География Ставропольского края. Учебник. Ставрополь, 2001г.
Колчанов В.А. Изучение региональных проблем в курсе «География России» Ж. География в школе. 2008 г.
Красная Книга растений Ставропольского края.
Красная Книга животных Ставропольского края.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2008, -272 с.
Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе /Т. И. Пороцкая. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.
|
|
|