Главная страница

Урок: история Класс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи. Цель и задачи урока



Скачать 91.08 Kb.
НазваниеУрок: история Класс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи. Цель и задачи урока
Дата09.02.2016
Размер91.08 Kb.
ТипУрок

Урок: история

Класс: 5

Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Цель и задачи урока:

1. Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.

2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Задачи:

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

 - метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты и обосновывать выводы;

 - предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания – фараон, вельможа, гробница

Оборудование: Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе, тесты, учебные картины.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая




Ход урока

Примечание

I.

Организационный момент.

1. Этап мотивации к учебной деятельности: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Египте. И отправимся в необычное путешествие на кораблях - времени.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

На доске вам представлены слова: фараон, вельможа, писцы, войны, ремесленники и крестьяне

– скажите, что их объединяет? (жители Египта)

 – о ком из жителей Египта мы говорили? (крестьяне и ремесленники)

 - о ком хотелось бы вам узнать? (вельможа)

 - как назовём нашу тему урока?

 - как бы вы сформулировали тему нашего урока. (Тема нашего урока «Жизнь египетского вельможи»)

Записываем в тетради : число, тема урока (записывают)

3. Создание проблемной ситуации

 - что вы хотели бы узнать вельможи (ответы обучающихся: в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались, чем занимались вельможи, как фараон относился к вельможам, кому он подчинялся)

4. Задача на урок:

 - Сегодня на уроке мы должны выяснить, чем жизнь вельможи отличалась от жизни земледельцев и ремесленников? Работать будем в парах.

 План нашего урока.

1. В усадьбе вельможи.

2. Служебные обязанности вельможи.

5. Изучение нового материала. Стадия осмысления.

Рассказ учителя: о жизни вельмож мы узнаем из гробниц. Гробница - сооружение, куда помещали умершее тело (запись на доске)

Рассматривая 1 вопрос нашего плана, мы должны посмотреть на рисунок стр. 43. Перед вами лежат маршрутный лист, с ним будем работать на уроке. Надо вставить пропущенные слова. Подсказки под текстом.

Текст

Для вельможи еще при его жизни строили ………(каменную гробницу), стены которой украшали…. (надписями, рисунками). Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …. . (вельможа) приказывал изобразить в …. . (гробнице) себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде. У (вельможи) был красивый дом. Рядом с домом росли …. (фруктовые деревья, цветы), был… (пруд). Одежда вельможи (из тонких льняных тканей). Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…( золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столах … (вельможи) было вкусная еда (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво). Развлекали…. ( музыканты, красивые танцовщицы). Носили (вельможу) в … (специальном кресле с навесом).

Давайте сделаем вывод – о жизни вельможи мы узнаем из надписей в каменных гробницах. У них большие красивые дома, изобилие еды, разное развлечение.

Теперь работаем с учебником. Откроем п. 3 п. 7 и п. 2 п. 8 и сравним жизнь земледельца с жизнь вельможи и запишем в таблицу маршрутного листа.

Проверка задания.

Рассмотрим 2 вопрос плана и прочитать пункт 3 и 4 учебника стр. 44 - 45 п. 8.

Записать в маршрутным листе «Поручения» вельмож.

1. распределяли работу в каменоломнях, откуда привозили камень для строительства гробниц;

2. вершили суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце;

3. следили за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона;

4. возглавляли военные походы в пограничную область;

5. «Носитель царских сандалий».

Идет проверка записей.

Какой вывод можно сделать о службе вельможи. - Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона. Но и вельможи считались слугами фараона, хотя и были на службе у фараона, но так же как и ремесленники были зависимы.

6. Рефлексия (итог урока).

8) Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это и проверим.








Закрепление Игра “Да” или “Нет”

Учитель: Я утверждаю, что…

Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

Вельможа не работал. (Нет.)

Вельможа носил много украшений. (Да.)

Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)







Домашнее задание: § 8, вопросы 1, 2, 3





Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

КАРТОЧКА №10

Внимательно прочитай и подготовь развёрнутый ответ на вопрос «Как жили ремесленники Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

* Где находится Египет?

* Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? (или что умели делать жители Египта)

* Расскажи о некоторых из них.

* Легким ли был труд ремесленников?

* В каких условиях жили ремесленники?

* Что такое налог?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося по карточке №10:

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

Тест.

1) Где находится Египет?

а) в северо-восточной части Африки

б) в центральной Азии

в) в центральной Африке

2) Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.

а) рельеф

б) оазис

в) шадуф

3) Что ввозили торговцы в Древний Египет?

а) папирус

б) древесину

в) хлеб

4) Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств

б) союз богов неба и земли

в) царство мертвых и царство живых

5) Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

а) из шкур животных

б) из пальмовых листьев

в) из тростника

6) Как называлась первая столица египетского государства?

а) Мемфис

б)Фивы

в) Атон

Ключ к тесту: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а.

Информация для учителя.

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. Главной задачей государства была защита интересов господствующего класса. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождаются египетской «Книги мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик? Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Исторический документ.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности).

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель).

(Назначение судей).

... его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным сановником, в случае любого тайного дела...

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше).

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами).

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта).

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.—С. 33-34.

Вопросы по тексту документа.

  • Кто такой вельможа? (это знатный и богатый египтянин).

  • Чем занимался вельможа по поручению царе Египта? {смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона...)

  • Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (выполнял так, что царь его хвалил...)

  • Как относится к своему царю этот вельможа? (он его боготворит, пытается выслужиться...)

Решение творческой задачи.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали его равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)