Главная страница


«Величины»



Скачать 108.67 Kb.
Название«Величины»
Дата01.03.2016
Размер108.67 Kb.
ТипУрок

Тема урока: «Величины».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщение знаний об изученных величинах
Задачи урока:

Обучающие: - закреплять умение преобразовывать числа, полученные при измерении длины, массы, стоимости;

-закреплять навыки выполнения действий сложения и вычитания над числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости;

-совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

-отрабатывать умения анализировать и решать текстовые задачи.

Коррекционно - развивающие: - развивать у учащихся зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные навыки на основе операций анализа, сравнения;

-развивать грамотную математическую речь, умение анализировать учебный материал;

-активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы.
Воспитательные: - воспитывать у учащихся мотивацию к обучению;

-прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой;

-продолжить формирование навыков самоконтроля;

-содействовать формированию трудолюбия.

Структура урока.

I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока:

-оформление тетрадей
III. Актуализация опорных знаний и умений.
1. Фронтальный опрос «Величины».

2. Тест «Проверь себя».

3. Работа с таблицей «Алгоритм».
IV. Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний.
1. Практическая работа в парах.

2. Работа с учебником.

3. Физкультминутка.

4. Решение задачи.

5. Самостоятельная работа.
V. Домашнее задание.
VI. Итог урока. Оценки.
Ход урока.


  1. Оргмомент.


-Добрый день! Дорогие друзья!

Друзья- какое прекрасное слово! С друзьями и учиться легче и отдыхать веселей. Трудно представить, чтобы у человека было плохое настроение, когда его окружают хорошие люди. Ну, а дружба, как известно, начинается…

Да, вы правы, с улыбки. Так что не прячьте свои улыбки. Дарите их друг другу. И не забудьте про наших гостей, которые искренне желают вам удачи.

-Ребята, я забыла представить вам еще одного гостя. Знакомьтесь это домовёнок Тимка, Тимофей.

Домовой по народному поверью, сверхъестественное существо, живущее в каждом доме. Он живет, радуется, веселится, грустит.

Печалится вместе с обитателями дома. Оберегает их. В общем существо забавное и безобидное. Вот и наш домовой очень хозяйственный, во всем любит учет. Но в последнее время он загрустил. Нет у него дома, угла, где бы он хозяйничал, домовничал. Давайте поможем ему построить такой дом.

-А что такое «дом»? Как вы понимаете?

(дом - это место, где спокойно и уютно, чисто, хорошо, где всегда поймут).

-Какие вы у меня мудрые, как хорошо рассуждаете.

-Именно это качество давайте заложим в фундамент нашего дома (мудрость)

-Остальные кирпичики появятся у нас в процессе дальнейшей работы на уроке.
II.Сообщение темы и цели урока.

1.Заканчивается учебный год, все темы пройдены. Я приглашаю вас на урок повторения и обобщения.

-Что мы будем повторять?

-Предлагаю вам отгадать тему сегодняшнего урока.

В словаре русского языка С.И. Ожегова сказано, что это слово обозначает «все, что можно измерить и исчислить».

-Как вы думаете, что это ?

-(Величины)

-Правильно. Сегодня на уроке мы соберем багаж знаний о величинах, выясним нужны ли величины нам в реальной жизни. Я надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.

-У каждого из вас на парте нитки для того, чтобы вы завязывали в течении урока «Узелки на память». В конце посчитаем, что получится.

-Раньше узелки завязывали богатые люди, когда кому-то что-то давали в долг.

-Зачем это делали? (Чтобы ничего не забыть)
2.Оформление тетрадей.

-Давайте оформим тетради.

-Открыли тетради, записываем число, классную работу и тему урока.

-Какое сегодня число?

-Какой месяц?

-Какой он по счёту в году?

-Какой сегодня год?
III.Актуализация опорных знаний, умений.

1. - Для успешной работы на уроке предлагаю вам разминку.

- Какие величины вы знаете ?

(меры массы, стоимости, длины)

( на экране открываются постепенно название мер)

-Назовите меры массы, начиная с самой крупной (т, ц, кг, г)

стоимости (руб., коп)

длины (км, м, дм, см, мм)

- Ребята, а какими единицами измерения люди пользовались раньше? (шаг, локоть, ладонь и т.д.)

Удобны ли они для измерения, как вы считаете? (нет)

-Почему? (шаг, локоть, ладонь у всех разные)

Молодцы. Давайте завяжем «узелки на память»
2.В наше время стало модным проводить тестирование. Давайте вспомним соотношение мер массы, длины, стоимости с помощью теста «Поверь себя».


Тест «Проверь себя»

Меры длины

Меры массы

Меры стоимости


1км=…м

1м=…см

1м=…дм

1дм=…см

1см=…мм


1т=…кг

1т=…ц

1ц=…кг

1кг=…г


1руб. =…коп.


(учащиеся вписывают нужные числа)

-Проверяем (учитель открывает карточки-опоры на доске)

-Кто выполнил верно, завяжите «узелок на память»

-Кто допустил ошибки, исправьте их.

3. При переходе от больших мер к меньшим, и наоборот мы пользовались таблицей- помощницей.

-Давайте вспомним принцип ее работы.
1км 1м 1дм 1см 1мм

1000 10 10 10

-Что означает эта таблица?

(В 1 км =1000м =10000дм =100000см =1000000мм)
-Какое правило, связанное с таблицей мы знаем?

(при переходе к меньшим мерам нужно умножать на число под дугой, а к большим - делить)
(открывается алгоритм на доске)
IV. - Ребята ответьте мне на такой вопрос:

-Когда и где мы используем величины в нашей жизни? (в измерениях)

-Правильно. Мы пользуемся ими при определении массы, при подсчёте денег, при измерении размеров и т.д.

-Попробуйте выделить в своём расписании предмет, который по вашему мнению очень тесно связан с величинами (урок труда)

-Внимание на экране (просмотр слайдов)

-Назовите пожалуйста по каким трудовым профилям обучаются учащиеся нашей школы. (штукатурное дело, столярное дело, швейное дело, кухонный рабочий, машинист по стирке белья, уборщик служебных помещений, палатная медицинская сестра, помощник воспитателя, дворник)

-Ни один из этих предметов нельзя представить себе без использования величин.

-Вы пользуетесь ими, когда измеряете детали и заготовки, при построении чертежей, при расчете массы и стоимости продуктов для приготовления различных блюд, при подсчете расходных материалов, необходимых для выполнения ремонта и т.д.)

-А умеете ли вы правильно измерять величины и преобразовать их? Давайте выясним это с помощью небольшой практической работы.
1.Практическая работа в парах.

-Ребята у вас на столах лежат измерительные инструменты, детали, заготовки.

-Кому - то из вас предстоит узнать свой вес.

-Кому - то найти диаметр пуговицы.

-Кому - то подсчитать деньги в конверте.

-Кому - то измерить длину бруска, проволоки.

  • Запишите в тетради то, что у вас получится при измерении и подсчёте.

  • Выполните преобразование полученных чисел (выразите в более мелких мерах)

  • Поменяйтесь заданиями, проверьте друг друга.


-Кому нужна моя помощь?

-Справились с заданием?

-Молодцы! Завяжите «узелки на память».

-Что помогло вам быстро и правильно выполнить работу? (дружба, взаимопомощь)

-В нашем доме появились новые кирпичики.

2.

-Вернемся к предметам, с которыми вы работали. Возьмём пуговицу (напомните её диаметр). На уроках швейного дела, чтобы рассчитать длину петли нужно к диаметру данной пуговицы добавить ещё 2 мм.

-С помощью какого арифметического действия вы найдете длину петли? (сложения)

-Возьмем брусок, проволоку. На уроках слесарного, столярного дела часто приходиться отрезать, отпиливать какую-то часть от предмета.

-С помощью какого арифметического действия вы найдете длину оставшейся части? (вычитания).

-Значит, на уроках труда, мы не только преобразуем величины, но и выполняем арифметические действия с ними, такие как сложение и вычитание.

-Давайте вспомним правила сложения и вычитания величин.

Работа с учебником:

№873 (2 столбик), стр. 207.

-Выполните действия.

7р 89к 4км 290м 16см5мм 8т 9ц 90см 31мм

+13р19к -2км 426м +24см5мм +1т 7ц + 9см79мм

21р08к 1км 864м 41см 0мм 10т 6ц 100см 10мм
(При записи действий в столбик: крупные меры пишут под крупными, мелкие под мелкими).
3.Физкультминутка.
-Ребята, вы хорошо потрудились, я предлагаю немного отдохнуть.

-Тихо встали, вышли из-за парт.

-Будьте очень внимательны.

Если я называю единицы массы - вы поднимаете обе руки вверх, если называю единицы стоимости - хлопайте в ладоши, если единицы длины- подпрыгиваете на месте.

-Готовы?

-И так тонна, рубль, грамм, метр, килограмм, дециметр, сантиметр, копейка, миллиметр, центнер, километр.

-Молодцы!

-Тихо, сели.

-Вы не только хорошо разбираетесь в величинах, но и следите за своим здоровьем.

Добавим ещё один кирпичик – здоровье
4. При подготовке к этому уроку, я просила вас поговорить со своими родителями, чтобы они рассказали вам о своей работе, о людях, которые трудятся рядом с ними. Почему они выбрали эту профессию, что им нравится в ней, чем занимаются? В результате этой беседы, на основе полученной информации, вы должны были составить задачи о труде, с использованием величин.

-Во-первых, я рада, что вам многим удалось вызвать родителей на откровенный, душевный, семейный разговор (что, безусловно сблизило вас с родителями, добавило ещё больше в ваши отношения взаимопонимания и любви) (на доске выставляются кирпичики «взаимопонимание» ,«любовь»)

-Во-вторых - хороший итог: много интересных и разнообразных задач о труде. Мы будем решать их на последующих уроках.

-А сейчас одна из них от ученика, чья мама работает поваром в детском саду.

-Ребята, а кто такой повар?

(Повар- это специалист по приготовлению пищи)

-Мама предложила нам испечь домашний пирог. Что мы и сделали с помощью нашего школьного повара.

-Вы знакомы с ним?

-Посмотрите, что у нас получилось?

Валентина Васильевна Щеголькова просить нас рассчитать стоимость домашней выпечки и сравнить ее со стоимостью такого же пирога, но приобретенного в магазине.

Какова же экономия денег в случае домашней выпечки?
Задача
Домашний пирог



Состав

Стоимость

1

Мука -1кг

25 р 50 к

2

Дрожжи

4 р 50 к

3

Сахар -200гр

5 р 50 к

4

Подсолнечное масло – 200 г

9 р 5 к

5

Повидло-500гр

28 р




Итого :

?











Стоимость пирога в магазине – 103 р
- Решаем задачу:

- О чем говорится в задаче ?

- Что нам известно в задаче ?

- Что требуется найти в задаче ?

- Сколько действий в задаче ?

- Какими арифметическими действиями решается задача?

- Запишем решение задачи.

(у доски ученик с комментарием решает задачу)


Решение.

1.Какова стоимость продуктов, необходимых для домашней выпечки?
25руб 50коп

4руб 50коп

+ 5руб 50коп

9руб 50коп

28руб

73руб 00коп
2. На сколько дешевле обходится домашний пирог, чем покупка его в

магазине ?
103руб- 73руб = 30руб
Ответ: на 30 руб. дешевле
-Ребята, что можно приобрести на сэкономленные деньги? (ответы учащихся)

-Готовить дома это не только полезно, но и выгодно в наше время. А уж как это вкусно, вы узнаете после уроков, когда попробуете пирог.

-Все решили задачу? Молодцы- «узелки на память».

-Хочется отметить, что ваши тетради сегодня отличает исключительная чистота, записи выполнены аккуратно.

(Выставляется кирпичик «чистота
5.Наступило время проверить прочность наших знаний, умений.

Предлагаю вам небольшую самостоятельную работу. (выберите задания по своим силам)

Найденные значения сравните с помощью листа самоконтроля. Кто выполнил верно, смело прикрепляйте лепесток с помощью степлера.
Вырази:
5м 17см = ….см

3руб 2коп = …к

8120г = …кг…г

3500м =…км…м
Выполни действия:
20ц 45кг 57р 26к 29т 8ц 90см 1мм

-16ц 55кг -27р 58к + 7т 3ц +9см 9мм
- Кто выполнил без ошибок ? Молодцы.

- Завяжите «узелки на память».

- Кто допустил ошибки, исправьте их.

-

V. Домашнее задание творческого характера.
- Составить задачу практического содержания, связанную с вашим профилем трудового обучения (с использованием величин)
VI. Итог урока. Оценки.
-Давайте подведем итог урока.

-Посчитайте, сколько сегодня мы завязали узелков?

Давайте вспомним, что каждый из них обозначает.

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Что повторяли?

-Ребята, вы заметили, что повторяя все о величинах, мы так или иначе затрагивали тему труда.

-А что в вашем понимании «труд», что значит трудиться для вас?

(выставляется слово «трудолюбие»)

(ходить в школу, выполнять домашние задания, получать знания, работать на уроках)

-Ребята, я хочу, чтобы ваш труд приносил вам радость, удовольствие и, в итоге, хороший результат, т.е. прочные и крепкие знания, умения и навыки.

-То что они у вас есть вы доказали это своей замечательной работой на уроке.

-Мне хочется отметить самых активных-….

самых внимательных-…

самых аккуратных-…

Молодцы !

-Ребята, сегодня на уроке мы не только повторяли пройденный материал, но и делами вместе общее нужное дело. Мы строили дом для домовенка Тимки. Посмотрите какой он у нас получился. В нем есть: Мудрость и Любовь, Дружба и Взаимопомощь, Взаимопонимание и Радость, Чистота и Здоровье. Нравится? Но вам не кажется, что чего-то здесь не хватает? (Зелени). Дом без зелени это не дом. Цветы мы сегодня с вами вырастили. Давайте узнаем понравилась гостям наша работа на уроке ( Если да- прикрепите цветы на доску). Спасибо!

-Домовёнку очень нравится новый дом, дом в котором, как вы сказали в самом начале, уютно и хорошо. Дом, в котором всегда поймут. Пройдет время, и у вас появятся собственные семьи, дома. Будут - ли они похожими на наш построенный дом, это зависит от вас.

-Я желаю вам добра.