|
Первый признак равенства треугольников ТЕМА УРОКА: Первый признак равенства треугольников.
Цель урока:
доказать первый признак равенства треугольников; научить решать задачи на применение первого признака равенства треугольников.
Задачи урока:
-обучающие:
организовать деятельность учащихся по применению знаний и способов деятельности при решении задач на первый признак равенства треугольников
-развивающие: развивать ключевую компетенцию: умение решать практические задачи; вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся; развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы, развивать умение анализировать и делать выводы;
-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к предмету, посредством применения новейших информационных технологий обучения.
План урока:
Организационный момент;
Историческая справка ;
Объяснение нового материала;
Физкультминутка
Примеры решения задач;
Проверка собственных знаний;
Дополнительное творческое задание;
Итоги урока
Домашнее задание
Ход урока:
I.Организационный момент (организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку )
II. Постановка темы и цели урока. Учащиеся разгадывают ребус, который является темой урока, учитель сообщает цель урока.
Разгадайте ребусы. (РАВЕНСТВО)
(Слайд 5)
(ТРЕУГОЛЬНИК)
III. Историческая справка о признаках равенства треугольников:
Если мы обратимся к истории, то в самом первом учебнике по геометрии (как он называется?) – «Началах» Евклида можно найти следующее определение: «Фигуры, совмещающиеся друг с другом равны между собой…». Прошло более двух тысяч лет, а определение не изменилось. Это определение о равенстве фигур можно отнести и к треугольникам. - Итак, какие треугольники называются равными? - Но всегда ли нам удаётся реально совместить треугольники? - Действительно, иногда совместить треугольники нет возможности. Что же делать? Достаточно сравнить лишь три элемента одного треугольника с тремя элементами другого треугольника. Вот тут нам на помощь придут признаки равенства треугольников, они нам расскажут, какие именно элементы нужно сравнивать. Что такое признак равенства треугольников и сколько существует признаков? Некоторые условия, при которых два данных треугольника оказываются равными, называются признаками равенства треугольников. Можно сказать, что признак – это примета, по которой можно узнать те или иные свойства фигур.
Признаки равенства треугольников имели издавна важнейшее значение в геометрии, так как доказательства многочисленных теорем сводилось к доказательству равенства тех или иных треугольников. Доказательством признаков равенства треугольников занимались еще пифагорейцы. По словам Прокла, Евдем Родосский приписывает Фалесу Милетскому доказательство о равенстве двух треугольников, имеющих равными сторону и два прилежащих к ней угла (второй признак равенства треугольников).
Эту теорему Фалес использовал для определения расстояния от берега до морских кораблей. Каким способом пользовался при этом Фалес, точно не известно. Предполагают, что его способ состоял в следующем: пусть A – точка берега, B – корабль на море. Для определения расстояния AB восстанавливают на берегу перпендикуляр произвольной длины AC AB; в противоположном направлении восстанавливают CE AC так, чтобы точки D (середина AC), B и E находились на одной прямой. Тогда CE будет равна искомому расстоянию AB. Доказательство основывается на втором признаке равенства треугольников (DC = DA; С = A; EDС = BDA как вертикальные).
IV. Первый признак равенства треугольников.
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70da6388-da75-4ba7-9be6-20b942428b30/1_priznak.swf
V.Физкультминутка КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
VI Применение к решению задач
Медиана AD треугольника ABC продолжена за сторону BC на отрезок DE, равный отрезку AD , и точка E соединена с точкой C. Найдите величину угла ACE, если
На рисунке AB=BC, BD=BE, Найдите на этом рисунке равные треугольники.
Докажите равенство треугольников KOM и LOM
Докажите равенство треугольников KML и KNO
VII.Усвоение новых знаний: учащиеся выполняют интерактивный тест https://fcior.edu.ru/card/289/pervyy-priznak-ravenstva-treugolnikov-k3.html
VIII.Творческое задание
Чтобы измерить на местности расстояние между двумя точками А и В, между которыми нельзя пройти по прямой (рис. 8.12), выбирают какую-нибудь точку С, для которой можно измерить расстояния АС и ВС, и откладывают отрезки CD=AC и CE=BC. Тогда расстояние между точками E и D будет равно искомому расстоянию. Объясните почему.
Ответ к задаче №1:
KBC= DEC по первому признаку (BC= CE, KC= CD, BCK = DCE как углы, дополняющие угол KCD до 90° ). Из равенства треугольников следует, что, BK= DE= 4. Тогда AB= BK+ AK= 5. Ответ: размеры листа 3дм и 5дм
Интересный факт: Математика наука точная, поэтому все определения и теоремы воспроизводить своими словами нельзя? Послушайте одну старинную историю. Это произошло в те времена, когда на улицах городов еще не было освещения. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Это было неприятно и больно.
Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином. - Вы не читали моего приказа? — спросил мэр сердито. - Читал, — ответил горожанин. — Вот мой фонарь. - Но в фонаре у вас нет ничего. - В приказе об этом не упоминалось. Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина, - Где фонарь?! — закричал мэр. - Вот он. - Но в нем нет свечи! - Нет, есть. Вот она. - Но она не зажжена! - В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу. И мэру пришлось издать еще один приказ, обязывающий граждан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу. Вот почему следует формулировки определений, аксиом и теорем учить наизусть. Если вы можете своими словами передать их точный смысл — пожалуйста! Если же нет, то, чтобы не уподобляться тому мэру, о котором только что услышали, следует учить наизусть. Вопросы:
Что такое первый признак равенства треугольников?
Что она гласит?
Список использованных источников:
Урок на тему "Наглядная геометрия" Автор: Самылина Марина Валентиновна., г. Киев
Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений Автор: Дудницын Юрий Павлович
Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 7 класс (2005)
Геометрия. 7 класс. Комплексная зачетная тетрадь. Стадник Л. Г.
|
|
|