Главная страница

Первая психологическая причина неуспеваемости



НазваниеПервая психологическая причина неуспеваемости
Дата12.03.2016
Размер73 Kb.
ТипДокументы

По различным данным, число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости в младшем школьном возрасте, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач в хроническую неуспеваемость, что в свою очередь снижает вероятность возникновения у ребенка нервно-психических и психосоматических расстройств, а также различных форм девиантного поведения.

Причинами неуспеваемости ребенка можно назвать множество самых разных обстоятельств (часто болеет, поменялись школа и учительница), черт личности и характера (застенчивость, агрессивность, чрезмерная активность и непоседливость), ситуаций (конфликт в семье, неприязненные отношения с учителями и одноклассниками) Всех их можно объединить в 2 группы : психологические, педагогические. Рассмотрим каждую группу факторов подробнее.

Для успешного усвоения учебного материала необходима высокая внутренняя активность, сопровождающаяся мобилизацией ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ. Недостаточность этих ресурсов - первая психологическая причина неуспеваемости.

Вторая причина - несформированные у ребенка умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью, то есть использовать свои ресурсы: сосредоточиться на учебном задании (произвольное внимание), целенаправленно запоминать и воспроизводить информацию (произвольная память), сравнивать, обобщать и делать выводы для получения новых знаний

Третья - недостаточность или нарушения мотивации. Любая деятельность, в том числе и учебная, должна чем-то побуждаться, то есть иметь мотив, иначе она просто не осуществляется.

Для учебной деятельности мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы - это любознательность, интерес, стремление понять окружающий мир, увлеченность самим процессом познания.

В основе внутренних мотивов лежат врожденные потребности: в умственной активности, получении информации, новизне. Эти потребности ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУТСТВУЮТ В ПСИХИКЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА, хотя их интенсивность может сильно различаться у отдельных детей. Иногда она бывает настолько низкой, что сами по себе внутренние мотивы не могут обеспечивать успешное обучение ребенка. Тогда взрослые используют специальные педагогические приемы, а именно: наказания и награды, угрозы и требования, соревнование и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия. Общим во всех этих приемах является то, что знание перестает быть ЦЕЛЬЮ, а становится СРЕДСТВОМ - избежать наказания, получить награду, удовлетворить честолюбие...

Четвертая психологическая причина неуспеваемостисоциальная незрелость личности

Кроме того, в эту группу входят различные отклонения в психическом развитии детей. К ним прежде всего относятся часто встречающиеся задержки психического развития разного происхождения , которые ведут к стойким нарушениям письма, чтения, счета .

Существует ряд причин , которые могут снижать успеваемость учащихся и приводить к трудностям в усвоении учебного материала. Это педагогические причины.

Сюда относятся:

- степень обучаемости школьников

- вторая смена обучения

-квалификация и стиль общения учителя

-программа, по которой ведется обучение .

Их действие, не одинаково: то, что для одного ребенка может стать причиной неуспеваемости, для другого пройдет безболезненно.

Итак, мы рассмотрели 2 группы причин , влияющих на успеваемость учащихся и определяющие трудности обучения.

- Как же установить, какие причины ведут к неуспеваемости учащихся класса ?

В настоящее время в практике школьного обучения сложилось несколько подходов к диагностике и коррекции причин ,вызывающих те или иные трудности в школьном обучении: психологический и педагогический.

Диагностику в рамках психологического подхода осуществляет психолог . . Педагогическая же диагностика предусматривает анализ продуктов учебной деятельности , выявляет пробелы в знаниях. Её проводит учитель.

Но следует отметить, что педагогические и психологические причины так переплетены и взаимосвязаны в учебном процессе ,что разделить их весьма трудно, поэтому уместно будет говорить о психолого-педагогической диагностике. С этой целью представляется возможным использование учителем психодиагностических таблиц ( ЛокаловаН.П., Костромина С.Н.) . С их помощью вы определите причину трудностей, подберете комплекс эффективных развивающих упражнений, которые помогут ученикам успевать по предмету, разработать индивидуальную программу коррекции учебных навыков ,а следовательно повысить эффективность коррекционной работы .

-В связи с выше изложенным возникает вопрос : если психологическую коррекцию проводит школьный психолог, зачем учителю использовать психологические приемы в ходе коррекции ?

Содержание педагогической коррекции - это возврат к неусвоенным разделам программы, без которых ученик не может успешно двигаться дальше. Учитель не анализирует психологические причины плохого понимания, а просто помогает ребенку всеми имеющимися в его распоряжении педагогическими приемами. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы ребенок восстановил свою "учебную компетентность". Но причиной неуспеваемости могут быть нарушения в развитии интеллектуальной или личностной сферы . В этих случаях ребенок нуждается в проведении комплексной коррекции, при осуществлении которой учителю необходимо использовать наряду с педагогическими приемами психологические техники( в тех случаях когда в школе нет дефектолога).

Основным направлением психолого-педагогической коррекции при нарушениях учебной деятельности является СТИМУЛЯЦИЯ И ПОДДЕРЖКА РАЗНООБРАЗНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.

Первое из обязательных условий для развития познавательной активности детей – это эмоциональное подкрепление. Для этого лучше всего "присоединиться" к интересу ребенка и исследовать вместе с ним факт или явление, которые привлекли его внимание. В ходе такого совместного исследования может быть реализовано второе условие для развития познавательной активности - обучение различным стратегиям умственных действий, иными словами, как думать; как задавать вопросы - другим или себе, чтобы что-то лучше понять; а также избавление от страха сделать ошибку, потому что ошибка - это тоже шаг на пути к познанию. И это не обязательно делать на материале именно школьной программы - можно использовать любые сферы окружающей жизни.

В случае если у ребенка уже сложилось стойкое негативное отношение и к школе, и к процессу обучения, то на первых этапах коррекции, лучше вообще исключить учебный материал из занятий и обратиться к играм, игровым заданиям. В играх внимание ребенка отвлекается от отрабатываемых навыков, переводит их на непроизвольный уровень, снимает напряжение ,страх ,что способствует активности ребенка и дает ощущение легкости усвоения. Важным условием развития познавательной активности является сформированность произвольности психических процессов. "Неуспешные" школьники даже при знании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций , им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".

Преимуществом игровых методов является полимодальность воздействия: практически все игры дают возможность тренировать когнитивные функции и способности., развивают моторику, ловкости движений, усиливают межполушарное взаимодействие, обеспечивают возможность эффективного общения со сверстниками.

Безусловно, игровые методы являются способами, позволяющими преодолевать учебные трудности ,обусловленные различными причинами. Но для успешной коррекции необходимо соблюдение следующих условий:

  1. соответствие каждой игры возрасту и уровню психического развития ребенка, определяемом в ходе комплексного психолого-педагогического обследования;

  2. дозированность и последовательное сокращение помощи педагога;

  3. переход от ведущего контроля со стороны взрослого и других детей, участвующих в игре к самоконтролю.

- В арсенале каждого учителя имеются игры, игровые упражнения, задания, которые он использует при проведении уроков и коррекционно-развивающих занятий. Попытайтесь сгруппировать, предложенные вам игры таким образом, чтобы они были направлены на преодоление той или иной учебной трудности.

Структура   коррекционного   занятия
Каждое коррекционное занятие должно состоять из нескольких этапов, в ходе которых педагог решает учебную задачу, подчиненную общей цели занятия: актуализировать прошлый опыт, ввести в тему через определение личностных смыслов изучаемого материала, закрепить умения на основе применения и т.п.

I часть. Организационно-мотивационная.

Мотивационная беседа.
Упражнения и игры (на организацию психических процессов, дыхательная гимнастика, упражнения для улучшения мозговой деятельности )

II часть. Содержательная (основная).
1. Задания, развивающие логическое мышление, умение мыслить самостоятельно.
2. Игры и упражнения на развитие различных форм восприятия, памяти.

3. Задания по теме занятия.

Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания необходимо обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней направленности. Игровые задания, упражнения реализовывать по принципу «спирали»- возвращение к одному и тому же типу игр ,но на более высоком уровне трудности.

III часть. Заключительная .
Подведение итогов. Обсуждения результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий.

Эффект воздействия проявляется в повышении успешности обучения соматически ослабленного ученика вследствие активизации мышления, памяти, восприятия, улучшения произвольности внимания и самоконтроля.
Достигнутые результаты коррекционно-развивающих занятий определяются диагностирующими методиками.