|
Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия»
Любая человеческая деятельность начинается с главной идеи, идеи определяют направление пути, и чтобы избежать потери времени, средств и усилий надо прежде всего четко понять, какой именно путь мы выбираем. На это не надо жалеть усилий.
Для меня вопрос о выборе профессии не стоял. Я с детства мечтала пойти по стопам бабушки. Кроме того, мне очень сильно повезло: на моем жизненном пути встречались такие педагоги, на которых обязательно хотелось быть похожей.
Принято считать, что педагог по призванию – редкий гость в школе. Часто на педагогическую дорожку попадают по случайным причинам; нередко даже из-за невозможности поступить в другие учебные заведения, более «престижные» или более привлекающие молодого человека. А как важно было бы своевременно выявлять тех юношей и девушек, которые могут с глубокой личностной заинтересованностью отнестись к педагогическому труду, кто наделен необходимыми для этого человеческими качествами и творческими способностями.
Вот и выходит, что в жизни ребенка можно занять место раба и укротителя, наблюдателя и руководителя, можно идти за детьми неотступно, а можно вести за собой и при этом находить удовольствие, как будто выращиваешь цветы.
А выращиваю я их уже 13 лет. Сколько себя помню – всегда мечтала воспитывать детей. Так как я учитель прекрасного, то мой кабинет – маленький храм искусства в школе. Жизнь бурлит, ребятишки любят просто бывать в моем кабинете, когда даже нет уроков, а меня совсем не раздражает ни суета, ни их постоянные вопросы. Мне кажется, что я нашла то место работы, где нужна больше всего.
Когда дети впервые приходят ко мне, я начинаю диалог так:
-Знаете, ребята, сейчас вы войдете в необыкновенный кабинет, где живет не математика и не Азбука. В этой комнате живет Искусство. Давайте заглянем за дверь, прислушаемся! Т-сс! Никого! Я вам точно говорю, что в этой комнате живет Искусство. Только его не увидишь обыкновенным взглядом, его надо научиться слушать.
Я всегда сначала стараюсь «пропахать детям душу», заронить зерно тайны и удивления, а потом они сидят, открыв рты, а я им вкладываю туда что-то свое.
Никогда не останавливаюсь на достигнутом. Учитель должен развиваться и расти вместе с учеником, искать что-то новое. Во всяком случае, творчески развивать детей может только такой педагог, который и сам находится в процессе творческого развития. Очень часто пытаюсь ответить на один и тот же вопрос: «Каким образом научить детей тому, что вижу, чувствую и понимаю?». Вот и приходится быть учителем, готовящим урок, актером, сценаристом, исполнителем, «играть в театре» с одними и теми же зрителями – детьми, но я никогда не забываю, что дети прекрасно чувствуют фальшь и равнодушие, и поэтому всегда предельно искренна.
Учитель должен быть отчасти философом, чтобы глубоко осмыслить тот детский мир, в котором он живет и за который он в ответе.
За свой скромный опыт у меня сложилась своя система взглядов на обучение и воспитание детей. Я придерживаюсь такого девиза, который идет со мной вплотную по жизни: «Хорошим учителем станет тот, кто верит в доброе начало ребенка, ведь нет неспособных детей, в каждом есть золотая жила и открыть ее – задача педагога».
Я заметила, что если ребятам перед ответственной работой скажу: «Вы – талантливые и творческие личности, плохо у вас не может получиться», т. е. задаю им атмосферу профессионального творчества, то они выдают такое, что в себе никогда и не подозревали.
Всегда стараюсь гасить в себе огонек недоброжелательности, ведь ребенок не сосуд, который надо наполнить знаниями, а богатый мир чувств, воли, мысли. Никогда не сужу о ребенке по знаниям, всегда учу нравственным качествам, обращаясь не только к уму, но и к сердцу ребенка. Ведь у меня, как и у каждого учителя есть мечта – воспитать индивидуальную, творческую, добрую личность, самостоятельную, активную и трудолюбивую. На меня ложится большая ответственность в привитии детям эстетических чувств, духовной культуры, высокого понимания, нравственных ценностей. Огромное внимание уделяю культуре поведения, общения, привитию культурно-гигиенических навыков и привычек.
Есть у нас в традиции проводить «Уроки прекрасного». Каждый такой урок я начинаю со слов:
Один не разберет, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мед.
Дай хлеба одному – навек запомнит,
Другому жизнь пожертвуй – не поймет.
Имея неплохие знания по психологии, стараюсь «с умом» применять их на практике. Я интуитивно чувствую, кто чем «дышит» в классе. Лишний раз не беспокою родителей жалобами. Я решу все сама, а им пусть будет спокойно. Ведь главная моя функция в должности классного руководителя – защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. А избегая лишних стрессов и не нервируя ребенка без повода, дается возможность ему вырасти свободной личностью. Это не имеет ничего общего с баловством и потаканием, просто экономятся детские нервы и дается время подрасти и приобрести более устойчивое социальное положение, когда он будет в состоянии самостоятельно противостоять искушениям. Важно понять: бороться надо не против плохого, а за хорошее, т. е. за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем.
И как сказано в одной восточной мудрости: «Бесполезно бороться с сорняком на клумбе, вместо этого следует заботливо и терпеливо взращивать розы, и тогда сорняку не останется места». Я счастливый классный руководитель. У меня 23 розы, одна краше другой. Мне доверены судьбы моих учеников и будущее страны. Любовь, мудрость и творчество победили!.
Я помогаю детям понять, насколько важно научиться жить в коллективе. Вместе с ребятами решаем, каким должен быть орган самоуправления в классе, и организую его так, чтобы каждому нашлось дело по характеру и интересам. Тогда и самоуправление оправдает себя и будет выполнять те функции, которые ему присущи.
Класс дружный. Детей объединяет совместная деятельность не только в школе, но и после занятий. Многие дети посещают вместе кружки, что способствует укреплению отношений между ними. В классе царит атмосфера, при которой невозможно находиться в стороне от общих дел и мероприятий. Дети очень требовательны к себе, у них развито чувство ответственности, и поэтому девизом нашего класса стали следующие слова:
О том, что сделал – не кричи,
Что будешь делать – умолчи.
Поведай, только без прикрас
О том, что сделаешь сейчас! Благодаря систематической работе, установлены партнерские взаимоотношения с семьями школьников. Родительские собрания провожу регулярно и с нестандартной тематикой, изучаю педагогические запросы родителей, стараюсь помочь им в решении воспитательных проблем, терпеливо и планомерно приобщаю их к делам школы и класса. Мне всегда есть чем поделиться с родителями: класс самый активный, сплоченный, ответственный, имеет высокое качество знаний, во всех конкурсах занимает призовые места. Дневники, начиная с первого года моей работы, у всех детей – образцовые, за что часто получаю похвалу от администрации школы. Мои доклады для родителей не являются теоретическим списыванием, а составляются, исходя из их интересов. Иногда все вместе совершаем коллективные походы на природу, в спортивные залы, бассейн, увлекательные поездки по другим городам.
Успешно веду профориентационную работу: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение детей и родителей, профессиональное консультирование.
Моя педагогическая копилка постоянно пополняется новыми идеями, формами, методами и приемами работы. Индивидуальный подход к детям с учетом их психолого-педагогической характеристики помогает добиваться успехов в воспитании практически каждого ребенка. Для детей группы риска, например, организую специальные тренинги. Мной разработана система педагогической диагностики, обеспечивающая устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
Всегда стараюсь выработать бережное отношение к индивидуальности
каждого ребенка, воспитать его духовные и нравственные качества: ведь я в ответе за всех, с кем работаю
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей всегда находилась в центре моего внимания. Я не навязываю детям Православной веры, а рассказываю, что есть христианская культура, на которой становилась и строилась наша Родина, а так как все мы живем в России, то обязаны знать нашу историю. Отрадно осознавать, что дети и родители все больше и больше интересуются христианской верой.
Надо всегда помнить, что наша цель – воспитание человека, способного идти в большую жизнь. Если наши дети, став взрослыми, смогут по-настоящему, по-человечески сопереживать, сострадать, если у них появится потребность созидать добро и красоту, то, значит, мы, учителя, работали не зря!
Анализируя проделанную мной работу, буквально несколько дней назад на ум пришли такие слова, так называемое
Педагогическое кредо классного руководителя. Судьбе своей я очень благодарна:
С детьми позволила мне быть она.
И вроде началось-то все совсем недавно,
Но уж 13 лет на вахте я.
Тороплюсь к урокам в школу,
С радостью заглядываю в класс.
- Здравствуйте, родные дети,
Как дела с учебою у вас?
А иногда наступит вдруг момент,
Что понимаю: «Все! Устала очень-очень сильно!».
Но тут же мысль другая промелькнет:
«Нет! Все невзгоды будут мне по силам!».
И здесь, сейчас, я всем вам говорю,
С открытым сердцем гордо заявляю:
Я рождена для школы, я ее люблю
И жизни без детей не представляю.
Я рождена, чтобы взмыть с ними в небо,
За души их беспокоясь.
И если кто-то сорвется вдруг –
Пойду в тайгу на поиск.
Я рождена, чтоб детское сердечко пробудить,
Пусть жажда к доброму проснется.
Потом питомцев поведу
К прозрачно-чистому колодцу.
Я рождена, чтоб дать родителям покой:
Без повода как можно меньше их тревожу.
С ребенком я поговорю, смахну слезу рукой,
А он в ответ об исправлении доложит.
Всем детям я кусочек сердца подарю,
Чтоб в миг ненастья, в миг отчаянья и боли
Теплом сердечным осветило ту тропу,
Что будет правильной, доставит меньше горя.
И вопреки всем признанным законам:
Ребенок каждый – это самородок, это - клад.
Из этих нераскрытых маленьких бутонов
Я выращу красивый и цветущий сад. |
|
|