Главная страница

«Особенности подготовки к егэ по обществознанию»



Скачать 125.17 Kb.
Название«Особенности подготовки к егэ по обществознанию»
Сергеичева Наталья Юрьевна
Дата12.02.2016
Размер125.17 Kb.
ТипДокументы

Выступление на педагогическом совете

«Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию»

Автор: Сергеичева Наталья Юрьевна

учитель высшей категории МБОУ СОШ № 55

1. Большое количество сдающих
ЕГЭ по обществознанию самый массовый экзамен после обязательных – русского языка и математики. В нем принимают участие более половины выпускников. Обществознание нужно при поступлении на факультеты где осуществляется подготовка социальных работников, юристов, экономистов, управленцев, финансовых работников, социологов, специалистов таможенного дела, профессионалов в области рекламы, правоохранительной и даже издательской деятельности

На первый взгляд предмет нетрудный, поэтому его выбирает подавляющее большинство тех выпускников, которые так до конца не определились, куда они будут поступать. Также по статистике обществознание выбирают все слабые ученики, то есть те, у которых проблемы с большинством остальных предметов.

Понятие «трудность» достаточно субъективно. Процент несправившихся невысок 4-5%, но невысок и процент высокобальников.
Среди выбравших экзамен в нашей школе традиционно велик процент тех, кто учился в непрофильном классе – по статистике процент выполнения заданий на экзамене у этих выпускников гораздо ниже

Т.о. к экзамену мы готовим учеников с очень разным уровнем подготовки.

Отсюда вытекает необходимость строить преподавание таким образом, чтобы каждый ученик на уроке сделал максимум возможного на «своем» уровне.
Я на своих уроках использую различные варианты заданий –

Например, слабый ученик осваивает науку выполнения классического экзаменационного задания, сильный ученик (в т.ч. олимпиадник) выполняет модифицированное (усложненное) задание по этой теме.

Конечно, проводятся диагностические и репетиционные работы, анализ которых позволяет учителю корректировать ход подготовки и ориентирует обучающихся на полуение определенного бала на экзамене.
2. Огромный объем информации
Одна из особенностей обществоведческого курса заключается в том, что он базируется не на одной науке, как ряд других предметов, а интегрирует знания из целого комплекса социальных и гуманитарных наук. В числе этих наук – экономика, социология, юриспруденция, политология, социальная психология, культурология, философия. Они являются основой восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера жизни общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения. Указанные восемь линий представлены соответствующими позициями (блоками, разделами) в кодификаторе контрольных измерительных материалов единого экзамена по обществознанию. Каждый вариант экзаменационной работы включает задания, относящиеся ко всем названным выше содержательным линиям школьного курса обществознания.



  1. Специфика социальных наук


Каждая из наук, входящих в данный интегрированный курс имеет свой предмет и метод. На этом слайде можно видеть, как с точки зрения этих наук выглядит их общий объект исследования – семья.

Разные предметы

Социальная психология при ее изучении делает акцент на понимание семьи как малой социальной группы и ее важность в жизни отдельного человека

Социология – как одного из важнейших для общества социальных институтов

Экономика – как разновидность домохозяйства

Политология – может изучать семью как потенциальный электорат

В праве под семьёй понимается законный союз, находящийся под защитой государства. 

Каждая из этих наук изучает объект не только общенаучными, но и своими специфическими методами.

Различается и понятийный аппарат этих наук. Если в культурологии мы встретим более 500 определений термина «культура», то в праве определение у термина всегда одно и оно очень жесткое, записанное в законе. Любое отступление в определении термина «преступление» будет ошибкой.

При этом ученик на экзамене должен четко понимать в рамках какой науки ему задан вопрос. В случае, если ученик осветил политологическую проблему только в терминах права, это будет равнозначно отсутствию ответа.
В нашей школе преподавание обществознания осуществляют сразу три учителя, каждый из которых отвечает за свою образовательную линию:

Колчина Е.В. – экономика (3 ч.), Наумова Э.В. – право (2 ч.) , Сергеичева Н.Ю. – остальные линии (1 ч.) Такое деление позволяет глубже разбираться в проблемах соответствующих наук, осуществлять преподавание на более высоком профессиональном уровне, чем в случае работы одного специалиста.
.



  1. Разнообразие предлагаемых заданий


ЕГЭ по обществознанию, как интегрированный курс, включает в себя большое количество самых разноплановых заданий: анализ диаграмм, графиков, решение задач, анализ научных текстов по социально-значимой тематике, составление планов, написание эссе.

При этом практически в каждом задании есть различные модели. Рассмотрим эту особенность на примере задания С7.

Познавательные задачи (задание С7).

Это задание высокого уровня сложности. В задаче должна содержаться определенная, незнакомая учащимся, ситуация, которая требует некоторых действий, направленных на нахождение неизвестного на основе использования его связей с известным (изложенными в условии обстоятельствами) и привлечения имеющихся обществоведческих знаний. Содержание познавательных задач по обществознанию, учитывая интегративный характер школьного курса, в первую очередь, определяется научной проблематикой базовых общественных наук: экономики, социологии, политологии, социальной психологии, юридических наук, а также философии (в том числе философской антропологии) и культурологии.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

У - (В/Т) - (О/Р)

1.Дано или подразумевается условие (У);

2. На этих данных основан проблемный вопрос или требование задачи (В/Т);

3.На вопрос или требование предстоит искать ответ или решение (О/Р).

В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы по ряду показателей: 1) модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и 2) по конструкции требования (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).
Модели условия задач.

В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат

проблемное (спорное) высказывание (суждение).

Пример 1.

По мысли русского философа Н.А. Бердяева, «можно сказать, что старая культура была опасна для человеческого тела, она оставляла его в небрежении, часто его изнеживала и расслабляла. Машинная, техническая цивилизация опасна, прежде всего, для души». Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя.

смоделированная социальная ситуация правового, экономического, бытового и иного характера.

Пример 2.

Четырнадцатилетний подросток подкараулил вечером своего одноклассника и избил его. Пострадавшего увезли в больницу. Суд квалифицировал данное правонарушение как преступление. Нормами какой отрасли права руководствовался суд? Какие признаки преступления установил суд в этом правонарушении?

конкретный реальный социальный факт (явление).

Пример 3.

Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стёрты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте три утверждения.

Статистические данные могут быть представлены в разных формах:

Пример 4. В 2007 г. был проведен опрос российской молодежи. 20% респондентов ответили, что стали бы работать даже при наличии достаточных для комфортного существования средств. В 1999 г. такое мнение высказывали 13% , а в 1990 г. 21,5%. Сделайте выводы и объясните причины изменения психологии части российской молодежи.

Весьма распространены задачи, в основе которых лежит таблица или диаграмма.

Пример 5. Социологи проводили опрос населения. 344 человека отвечали на вопрос: «Кто в семье должен быть главным?» Результаты опроса представлены в таблице.

Кто в семье должен быть главным

Количество человек

Мужчина

64

Женщина

8

Дети

5

Старшее поколение

4

Не знаю, как у других, а в моей семье главным должен (должна) быть я

8

Я вообще против такого определения. Дом - это не работа, начальников там нет.

83

Лучше стараться разумно решать вопросы всей семьей.

172


Пример 6. Социологи проводили опрос населения. 400 человек отвечали на вопрос: «Кто провоцирует межнациональные конфликты?». Результаты опроса представлены в диаграмме.



Сделайте любые три вывода на основе данных диаграммы.

Модификации требования задачи


По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют

подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему).

Пример 7.

На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два обоснования своего ответа.

объяснять существующие взаимосвязи.

Пример 8.

Гражданин П. проголосовал на выборах губернатора под влиянием те­лепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознан­ным? Как гражданам осуществлять в условиях массированного воздей­ствия СМИ право на свободное волеизъявление?

Каждый тип обществоведческих задач, несомненно, имеет свою специфику, но существуют и общие подходы к их решению. На них мы остановимся подробнее.

Какие умения необходимы, чтобы решать обществоведческие задачи?

  • анализировать состав задачи;

  • определять в условии полезную информацию, данную в явном и неявном виде;

  • выявлять область обществоведческих знаний, из которой следует привлечь недостающие знания (устанавливать контекст данной проблемы);

  • переформулировать задачу: на основе актуализации дополнительной информации выдвигать новое требование, при этом выделять новые свойства объекта через соединение явного с привнесенными данными;

  • находить подходы к задачам, методы, решения которых еще неизвестны (выходить за пределы собственных знаний);

  • составлять план решения;

  • аргументировать промежуточные выводы;

  • выделять обобщенный алгоритм решения (если это возможно);

  • производить ретроспективный анализ после нахождения верного решения.

Каков же алгоритм решения задач? Мы предлагаем следующую технологию решения обществоведческих задач (алгоритм составлен на основе памятки, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова): Памятка для решения познавательных задач

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

  2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

  • определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

  • подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

  1. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

  • выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

  • сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;

  • соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

  1. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

  2. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

  3. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

  • соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

  • если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;

  • нет ли противоречий между вашими аргументами;

  • нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

  • можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

  • не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Т.к. в курсе обществознания не выделено специальных уроков на изучение методики выполнения того или иного задания, то приходится тщательно планировать при изучении какого материала целесообразно вводить тот или иной тип заданий. Практически все проверочные работы проходят в формате ЕГЭ, что позволяет отследить не только уровень знаний, но и уровень владения методикой выполнения.

  1. Связь с другими школьными дисциплинами


Многие задания экзамена предполагают оперирование понятиями – этот навык относится к метапредметным умениям и развивается в различных школьных курсах на всем протяжении обучения.

Написание эссе включают в себя экзамены по литературе, русскому, английскому языку и истории. Несмотря на различное количество критериев,

в основе лежит общее – работа с тезисом и аргументами.

Задания по экономике зачастую требуют хороших математических навыков.

И здесь мы учителя-предметники при грамотно выстроенном взаимодействии могли бы оказать другу неоценимую помощь в формировании метапредметных навыков как того требуют ФГОСы нового поколения.
Несколько примеров заданий ЕГЭ по обществознанию, которые предполагают обращение к материалу других школьных предметов:
Немецкий химик Ф. А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо.. . Таким образом пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола» . 
На основании какого метода научного познания Ф. А. Кекуле сделал открытие? Охарактеризуйте данный метод, К какой группе методов научного познания он относится?
Теорема Пифагора – одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для её описания использован метод теоретического объяснения.

2) Она сложна для самостоятельного изучения.

3) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

4) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

5) Её открытие произошло на основе полученного опыта.

6) Она изложена специальным языком математики
Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.


  1. Ограниченность социального опыта обучающихся

Большинство заданий части С требует приведения теоретической и фактической аргументации. Не для кого не секрет, что современный обучающийся не слишком начитан и не интересуется происходящими в мире событиями. Большинство семей не выписывает газет, телевизионные новости сложны для анализа неподготовленным зрителем
Отсюда вытекают следующие типичные ошибки:

- Слабость методологической культуры анализа социальной информации, неразличение таких компонентов как «тезис и аргумент», «факт и мнение», «довод и оценка».

- некритическое восприятие социальной информации, почерпнутой из сообщений СМИ, Интернета. В результате встречающиеся в них сомнительные факты, несостоятельные или провокационные утверждения, заведомо односторонние суждения и предвзятые оценки нередко используются учащимися в качестве доказательной базы в эссе, при конкретизации приведенных положений в других заданиях части С.

- Неумение видеть и формулировать социальные проблемы, противоречия общественной жизни. Это проявляется, в частности, в неспособности развернуть афористическое высказывание, избранное в качестве темы эссе, в актуальную проблему.

- Преобладание плоского, одномерного взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать связи по горизонтали (с развивающимися рядом процессами) и вертикали (с истоками и возможными последствиями), связи функциональные и структурные.

Для преодоления этих трудностей начиная с 6 класса уеникам в качестве домашнего задания предлагается обзор СМИ за неделю по определенной тематике:

в 6 классе – привести примеры событий, которые относятся к различным сферам жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной)

в 9 классе –определить, какие полномочия были реализованы президентом в тех или иных его действиях, нашедших отражение в новостной ленте на официальном сайте президента РФ за последнюю неделю