Главная страница

Программа элективного курса для учащихся 11 класса «Решение уравнений и неравенств»



Скачать 160.75 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для учащихся 11 класса «Решение уравнений и неравенств»
Дата25.02.2016
Размер160.75 Kb.
ТипПрограмма


















Авторская программа элективного курса

для учащихся 11 класса

«Решение уравнений и неравенств»

(11 класс)

Учитель математики

высшей квалификационной категории

Аксанова Ильсияр Исмагиловна

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Пояснительная записка.


Цели обучения математике в образовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.

Математическая подготовка играет значительную роль в общем образовании современного человека, особенно у выпускников профильных классов математического направления.

Данный курс «Решение уравнений и неравенств» предназначен для учащихся 11 классов.

В этом курсе рассматриваются простейшие уравнения и неравенства (уравнения и неравенства с модулями; рациональные уравнения и неравенства; уравнения и неравенства с радикалами) и более сложные (показательные; логарифмические; смешанные тригонометрические и содержащие одновременно логарифмы, модули, радикалы и т.п.). Таким образом, курс охватывает значительную часть математики, помогает сформировать у выпускников такие качества, как:

умение грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции;

  • умение пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;

  • умение применять приобретенные алгебраические преобразования и функционально – графические представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах;

  • мышление, характерное для математики, с его абстрактностью, доказательностью, строгостью.

Уравнения и неравенства применяют во многих областях науки, поэтому данный курс помогает анализировать и исследовать, применяя математические методы, процессы и явления в природе и обществе.

Курс «Уравнения и неравенства» позволяет подготовить учащихся к ЕГЭ и вступительным экзаменам по математике, где часто предлагают задания на решение уравнений и неравенств.

На изучение вопросов, представленных в программе отводится 35 часов, 1 час в неделю. Курс является предметно – ориентированным и рассчитан на учащихся, имеющих базовую математическую подготовку.

Данный курс укрепляет и расширяет базовый уровень знаний учащихся за счет теоретического материала, помогающего в решении некоторых неравенств и уравнений, выходящего за рамки школьной программы и углубляет его через решение задач повышенной сложности.

Цели курса:


  • формирование у учащихся предметных компетентностей, направленных на успешную сдачу ЕГЭ и вступительных экзаменов, и продолжение освоения курса математики в профильных ВУЗах;

  • освоение учащимися основных методов решения уравнений и неравенств, рассматриваемых в данном курсе;

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

  • развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность.



Задачи:


  • систематизация, углубление и расширение знаний, полученных учащимися на уроках алгебры в 7, 8, 9 и 10 классах при изучении тем, связанных с уравнениями и неравенствами различных видов;

  • обучение методам и приёмам решения уравнений и неравенств, рассматриваемых в данном элективном курсе, математических задач, развивающих научно – теоретическое и алгоритмическое мышление;

  • формирование необходимых практических навыков и умений у учащихся для решения различных уравнений и неравенств;

  • развитие у школьников коммуникативных умений и навыков, навыков самостоятельной работы, самооценки и взаимооценки;

  • формирование навыков и интереса к научной и исследовательской деятельности и воспитание устойчивого интереса к математике;

  • оказание помощи ученику в оценке своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.

Используемые технологии:

  • лекционно-семинарская система обучения;

  • модульное обучение;

  • исследовательский метод в обучении;

  • индивидуальные формы работы;

  • дифференцированное обучение.


Для реализации целей и задач данного элективного курса предлагается использовать следующие формы занятий: лекции, беседы с элементами обсуждения, коллективное исследование поставленной проблемы и практикумы по решению основных типов задач, а также домашние контрольные работы учащихся с последующей совместной проверкой и самооценкой.

Формой итогового контроля может стать тестовая работа, включающая разноуровневые задачи, рассмотренные на занятиях. Результат освоения курса считается положительным, если по итогам теста набрано более 32 баллов из 100 возможных.
Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • имеют представление о роли математики в познании действительности;

  • умеют анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать, самостоятельно работать с математической литературой и использовать информационные технологии;

  • знают и умеют применять различные способы решений уравнений и неравенств разных видов;

  • умеют ставить цели и планировать действия для их достижения;

  • умеют объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

  • умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.

Результатом освоения курса станет отработка у выпускников предметных знаний, умений и навыков, направленные на дальнейшее успешное изучение математики в ВУЗах.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать, что такое уравнение, корень уравнения, равносильные уравнения, уравнения – следствия, посторонний корень, потерянный корень уравнения; уметь решать уравнения по видам и решать их предлагаемыми способами, выбирать более рациональный способ решения, если возможно одно и тоже уравнение решать различными способами.

Содержание курса






тема

Количество

часов

1.

Уравнения и неравенства с модулем

3

2.

Рациональные уравнения и неравенства

4

3.

Уравнения и неравенства с радикалами

5

4.

Показательные уравнения

3

5.

Показательные неравенства

3

6.

Логарифмические уравнения

3

7.

Логарифмические неравенства

3

8.

Тригонометрические уравнения

2

9.

Тригонометрические неравенства

2

10.

Уравнения, содержащие логарифм, модуль и радикалы

3

11.

Неравенства, содержащие логарифм, модуль и радикалы

3

12.

Итоговый контроль

1




всего

35


Основное содержание курса


1. Уравнения и неравенства с модулем (3 ч.)

Уравнения с модулями. Раскрытие модулей - стандартные схемы. Метод интервалов при раскрытии модулей. Неравенства с модулями. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах. Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дробных неравенствах («правило знаков»).

Уравнения, содержащие модули.
Систематизация различных видов уравнений и систем с модулем. Методы решения: раскрытие модуля исходя из определения; возведение обеих частей уравнения в квадрат; метод разбиения на промежутки; графический и аналитический способы решения уравнений и систем уравнений с модулем. Алгоритмы решения уравнений, содержащих модуль:

решение линейных уравнений;

решение квадратных уравнений;

решение тригонометрических уравнений;

решение показательных и логарифмических уравнений.
Неравенства, содержащие модуль.
Классификация различных типов неравенств с модулем и способы их решения. Алгоритмы решения неравенств, содержащих модуль.

Графический и аналитический способы решения линейных неравенств и неравенств второй степени с модулем:

неравенства, содержащие выражения ׀x׀;

неравенства вида ׀ƒ(x)׀ >g(x)

неравенства вида ׀ƒ1(x)׀±׀ƒ2(x)׀±…± ׀ƒn(x)׀> g(x).

Системы неравенств, содержащие неизвестное под знаком модуля.

Тригонометрические неравенства, содержащие неизвестное под знаком модуля. Показательные и логарифмические неравенства с модулем.


уравнения

неравенства











2.







3.







4.


4.


5.








  1. Рациональные уравнения и неравенства. (4ч.)
    Представление о рациональных алгебраических выражениях. Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения. Метод замены при решении дробно- рациональных уравнений. Дробно- рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем. Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств. Метод замены при решении неравенств.



уравнения

неравенства
















2.




  1. Уравнения и неравенства с радикалами. (5 ч.)
    Уравнения и неравенства с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями. Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки. Метод эквивалентных преобразований уравнений и с квадратными радикалами. Освобождение от кубических радикалов. Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы освобождения от радикалов в неравенствах (сведение к системам и совокупностям систем). Метод интервалов при решении иррациональных неравенств. Замена при решении иррациональных неравенств. Аналитические методы решения иррациональных уравнений, содержащих параметры: ; ; .


уравнения

неравенства






1.






2.



3.




4.




  1. Показательные уравнения и неравенства.(6 ч.)
    Свойства показательных функций. Основные свойства степеней. Методы решения показательных уравнений и неравенств: функционально – графический метод; метод уравнивания показателей; метод введения новой переменной. Метод интервалов при решении показательных неравенств.




уравнения

неравенства






1.



2.



3.



4.



5.



6.


  1. Логарифмические уравнения и неравенства. (6ч.)
    Основное логарифмическое тождество. Формулы преобразования логарифмов. Эквивалентные переходы, позволяющие избавится от логарифмов. Основные методы решения логарифмических уравнений и неравенств: функционально – графический метод; метод потенцирования; метод введения новой переменной.



уравнения

неравенства

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.


6. Смешанная тригонометрия. (4 ч.)

Тригонометрические методы решения уравнений, методы решения уравнений с радикалами. Методы решения уравнений, содержащие модули.



уравнения

неравенства

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.



  1. Уравнения и неравенства, содержащие одновременно логарифмы, модули, радикалы (6 ч.)



уравнения

неравенства

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.




  1. Итоговый урок. (1 ч.)

Презентации проектов учащихся по решению уравнений и неравенств.

1. .

Решение.

Рассмотрим два случая: и .

Первое неравенство первого случая выполняется при любых х из ОДЗ, т.е. при , Значит, решение первой системы состоит из таких х, что

Первое неравенство второй системы выполняется только при .

Ответ:

Задача 2. .

Решение.

ОДЗ данного неравенства состоит из всех таких х, что .

В ОДЗ имеем , и наше неравенство принимает вид . Это стандартное неравенство, которое разбивается на две системы и .

Решим первую систему. Если x > 6, то и первое неравенство приобретает вид . При х > - 6 второе неравенство равносильно тому, что х + 6 > 1 и первая часть ответа будет: .
Если х < - 6 , то и имеем неравенство , которое выполняется при всех х так, что вторую часть ответа получаем из неравенства –х – 6 > 1 х < - 7 .

Вторая система решений не имеет.

Ответ:.

Задача 3.

Решение.

Второе уравнение системы эквивалентно тому, что . Подставим это значение у в первое уравнение:

.

Последнее уравнение эквивалентно тому, что либо х = 1, либо

.

Ответ: 1, .
План-конспект занятия по теме «Уравнения с радикалами. Некоторые приёмы решения»

Цели урока :

  • Образовательная – дать понятие иррациональных уравнений, познакомить с некоторыми приёмами решения иррациональных уравнений.




  • Развивающая –способствовать формированию умений классифицировать иррациональные уравнения по методам решений, научить применять эти методы, способствовать развитию математического кругозора.





Тип урока :

  • Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

  • Отработка умений и навыков решения иррациональных уравнений.


Метод обучения :

  • Репродуктивный

  • Частично – поисковый


Формы организации учебной деятельности :

  • Индивидуальная

  • Фронтальная

  • Групповая

  • Взаимопроверка


План урока


  1. Организационный момент. Постановка цели, мотивация.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение новой темы. Лекция.

  4. Закрепление нового материала :

а) на уровне воспроизведения,

б) на уровне применения знаний.

5. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Вспомним а) определение и основные свойства корня n – ой степени,

б) определение уравнения, что означает «решить уравнение».

3. Изучение новой темы : «Иррациональные уравнения. Некоторые приёмы решения». (лекция)

а) Определение иррационального уравнения.

б) Примеры : , и т. д.

в) Что значит решить иррациональные уравнения ? Это значит : найти все такие

значения переменной х, при которых уравнение превращается в верное равенство,

либо доказать, что таких значений не существует. Другие понятия для иррациональных

уравнений определяются так же, как и для рациональных уравнений.

Широко распространёнными иррациональными уравнениями, предлагаемыми на

вступительных экзаменах являются уравнения вида - алгеб-

раические выражения, где неизвестная величина содержится под знаком корня и

уравнения вида .

Вернёмся к уравнению вида

Показывается способ решения уравнения данного вида :(1)

Примеры : 1) ; 2) .

Учитель показывает решение этих двух уравнений на доске :
Обратите внимание на правые части уравнений. Во втором уравнении должно

налагаться дополнительное условие, которое вытекает из определения

арифметического корня n – ой степени.

Имеем . Пришли к системе

х1 = 4 , х2 = 1 – посторонний корень, не удовлетворяет условию х ? 2.
Ещё один вид иррационального уравнения сводится к системе

( 2 )

Кстати, можно проверять и А (х) ? 0, т.е. то, что в данной задаче проще. Если

уравнение не относится ни к одному из видов, то с помощью различных

преобразований можно привести уравнения к Ι или ΙΙ виду.

0сновные методы решения иррациональных уравнений:

Ι) Уединение радикала и возведение в степень.

1) Решить уравнение :


Рассмотрим уравнение системы

х1 = 11, х2 = 6 – пост. корень, т.к. х ? 8.
2) Решить уравнение :

Данное уравнение равносильно системе :



Решим второе уравнение системы :

х1=2, х2=42 – посторонний корень.

Ответ : 2.
ΙΙ. Метод введения вспомогательного неизвестного.

1)

Пусть

Получим новое уравнение

у1=2, у2=-6 – посторонний корень, т.к. у0.

Вернёмся к замене уравнение дорешать дома.
2) Решим уравнение : ОДЗ:

Пусть Получим уравнение :



у1=-1 – посторонний корень, т.к. у>0, у2=2.

Возвращаемся к подстановке

Х=2,5. Уравнение дорешать дома.

Часто этот метод встречается при решении других уравнений, не только

иррациональных.

ΙΙΙ. Нестандартный подход.

1) Пример : . Разделим обе части уравнения на х0, получим уравнение
.

Пусть , тогда , получим

уравнение закончить дома.
2) Попробуйте решить:

Решение :

Ответ : нет решений.
3) Пример :

Т.к. правая часть отрицательная, уравнение не имеет решения.

Ответ : нет решения.

4.Закрепление

Работа в парах и индивидуально.

  1. Подведение итогов.

Список использованной литературы:


    1. В.В. Вавилов, И.И. Мельников, С.Н Олехник, П.И. Пасиченко. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Москва, «Наука»,2006.

2. В.В. Вавилов . Задачи по математике Уравнения и неравенства. М.,

«Просвещение», 2007

3. А.Г.Каспаржак «Элективные курсы в профильном обучении», М., НФПК,

2004.

4. М.К. Потапов и др. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. Москва, изд. МГУ, 2005.

5. В.В.Ткачук. Математика абитуриенту. Москва, изд. МЦНМО, 2006.

6. С. И. Колесникова. Решение сложных задач единого государственного

экзамена. Москва, изд. АЙРИС ПРЕСС, 2006.