|
«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 п. Стодолище
План по самообразованию на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»
Воспитатель: Костенкова Т.В.
п. Стодолище, 2014 год Тема: Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников.
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи: Список литературы
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Срок
| Тема
| Содержание работы
| Практический выход
| Сентябрь
|
| Подбор и изучение литературы по теме;
| Памятки для родителей «Я познаю мир»
| Октябрь
| Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.
| Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;
| Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».
| Ноябрь-декабрь
| Создание предметно-развивающей среды
| Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;
| Консультация для родителей на тему:
«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»
| Январь
| «Приборы-помощники»
| Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)
| Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»
| Февраль
| Инновационные технологии-ТРИЗ
| Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов
| Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)
| Март
| «Шаг за шагом»
| Создание «копилки опытов и экспериментов»
| Проведение опытов на занятиях и в свободное время
| Апрель
| «Хочу все знать»
| Поиск интересной информации о явлениях природы
| Папка-передвижка для родителей и детей
| Апрель
| Интернет-обмен передового опыта
| Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»
| Консультация для воспитателей по обмену опытом
| В течение года
| Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве
| Подбор DVD дисков по изучаемым темам
| Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их
| Май
| Самоанализ по изучаемым темам
| Оценка знаний по изучаемым темам
| Прогноз на будущее
| |
|
|