Главная страница


«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»



Скачать 62.73 Kb.
Название«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
Дата17.08.2016
Размер62.73 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №52

Консультация

для родителей и педагогов на тему:

«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила: Мудрая Е.М.

учитель - дефектолог

г. Новочеркасск

2013 г.

Стремление к деятельности - одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное русло.

Дети с ограниченными возможностями здоровья легко поддаются внушению, любят подражать окружающим, поэтому им без труда можно привить определенные нормы поведения, обучить быть полезными в семье.

Жизнь станет намного легче, если с раннего возраста Вы начнете приучать Вашего ребенка к дисциплине. Это также важно для его безопасности, для контакта с семьей и обществом. Пока малыш не научился ходить, следить за ним нетрудно. Вы не боитесь, что он может подвергнуть риску себя или других, сломать, повредить ценные предметы. Но малыш растет, он начинает передвигаться, лазать, бегать. Уследить за тем, чтобы он не схватил острый предмет, не обжегся, не разбил и не повредил что-нибудь из вещей, не поранился, становится все труднее. Особенно сказанное относится к легко возбудимым, двигательно - беспокойным детям. В этот период от Вас потребуется много терпения, но Вы обязаны научить ребенка подчиняться слову «нельзя», воспитать у него полезные и нужные привычки.

Постепенно ребенок начнет понимать, что делать можно, а чего нельзя, различать плохие и хорошие поступки и действия. Со временем он усвоит, какие предметы опасны и могут причинить боль.

Как можно раньше приучайте ребенка к дисциплине, самоорганизации, старайтесь научить его воздерживаться от одних действий и обязательно выполнять другие. Для детей с ограниченными возможностями здоровья это особенно важно, т.к. малыш не может контролировать и исправлять свои действия. Любое умение приобретается им с Вашей помощью в результате регулярных упражнений. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношения к вещам, к людям, к труду.

Своевременное привитие культуры деятельности имеет исключительное значение в жизни будущего школьника.

Задачи, которые могут встать перед взрослыми в формировании у детей культуры деятельности:

  • прививать малышам умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, а также бережное отношение к общественному имуществу (дому, где ребенок живет; двору и сооружениям на нем; зеленым насаждениям и пр.).

  • формировать навыки и умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду), т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть или заниматься, четко и последовательно организовывать саму деятельность, доводить начатое дело до конца.

  • по завершению работы ребенок должен привести в порядок место, где занимался, аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, сложив игрушки, книги, учебные материалы так, чтобы обеспечивалась их сохранность и удобство использования в следующий раз, помыть руки после выполнения трудовых поручений.

Известно, что маленький ребенок еще не может самостоятельно организовать свою деятельность, определить, как и чем заниматься. Поэтому организаторами здесь выступают родители в семье и воспитатели в детском саду. Под их руководством деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важнейшим средством воспитания.

Привитие малышам элементарных навыков культуры деятельности начинается с формирования умения правильно обращаться с предметами - игрушками, пособиями, личными вещами, инвентарем детского сада. С раннего возраста малыш должен понять, что ложку или тарелку не бросают на пол, игрушки следует класть на место.

Маленькие дети нуждаются в том, чтобы их обучали простейшим действиям с предметами - зашнуровывать ботинок, застегнуть пуговицу, пользоваться расческой и носовым платком, играть с игрушками и держать карандаш и т.п.

Обучая детей действиям с предметами, объясните, что игрушки, пособия, вещи тогда служат долго, выглядят, как новые, если с ними обращаются аккуратно. Например: «Кубики после игры складывают в коробку, иначе картинки на них затрутся, отклеятся, невозможно будет играть», покажите: «Вот как их укладывают-ровными рядами, плотно прикладывая друг к другу. Вот видишь, теперь крышка свободно закрывается и коробка не поломается, а кубики не затеряются».

Помогая ребенку раздеваться, поясните: «Вещи складывают аккуратно, вот так: сначала туфли - их поставь возле кровати, потом платье, колготки… Все это аккуратно повесь на стульчик. Тебе будет удобно одеваться, так все уже наготове, ничто не помнется, бери и надевай!». Ели ребенок понимает цель своих действий, он быстрее усваивает требования, у него легче формируются навыки аккуратности.

Жизнь малышей в детском саду предоставляет большие возможности для воспитания у них бережного отношения к имуществу. Педагог объясняет своим воспитанникам: «Все, что имеется в детском саду: игрушки, книги, посуда, мебель - принадлежит нам всем». Все это надо беречь, иначе будет не с чем играть и нечем заниматься, а в группе будет неуютно, некрасиво. Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами.

Научить правильно обращаться с вещами при помощи одних наставлений и замечаний вроде: «Смотри не сломай», «Не разбей…» вряд ли возможно. Подобные указания дети не воспринимают и не реагируют на неё. И совсем другое дело, когда ребенок эмоционально откликается на слово взрослого. Неоценимы в этом отношении игровые приемы, затрагивающие эмоциональную сферу малыша.

…Вот пришел в гости к детям смешной Винни - Пух, который расспрашивает их о том, во что они играли, рассказывает веселые истории об игрушках, попутно вспоминает, что кто - то из девочек обижал куклу Катю, порвав ее нарядное платье, а один мальчик плохо обращался с машиной - возил ее колесами вверх («Так настоящий шофер не поступает!»), а другой мальчик все, с чем играл на участке, оставил под дождем, а сам ушел в группу.

- Если так обращаться с игрушками, то они обидятся и уйдут, и не с чем будет играть. Хорошо, что в вашей группе все дети берегут игрушки, всегда складывают их на место, - говорит Винни-Пух.

Необходимо приучать ребенка правильно обращаться с учебными пособиями. Важно своевременно учить его, как пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и красками, глиной и пластилином, ножницами и счетным материалом, экономно расходовать бумагу и клей, содержать все это в надлежащем порядке.

Особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой. По тому, как выглядят книги, принадлежащие ребенку, можно определить, достаточно ли внимания в семье уделяется воспитанию у него культуры обращения с ними.

С первой встречи с книгой важно вызвать у ребенка уважительное отношение к ней. Книга раскрывает интересные истории, сказки. Книги учат, забавляют, радуют. Можно объяснить ребенку: « Если книгу порвешь или испачкаешь, то прочитать ее невозможно и тогда она ничего не сможет рассказать». Взрослый показывает и разъясняет, как обращаться с книгой: листать с правого верхнего угла, не смачивать палец слюной, не мять страницы.

Дети обязаны знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте, за столом, а не на ковре или в игровом уголке. Не следует обращаться небрежно даже с ненужной книгой, вырезать из нее картинки, чертить «каракули» или складывать «голубей».

К сожалению, дети иногда становятся свидетелями отрицательного примера, когда взрослые делают вырезки из журналов, вместо закладки загибают страницы…

В старшем дошкольном возрасте при целенаправленном воспитании дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность: готовить все необходимое для игры, труда или занятия, определять место, чтобы было удобно играть и заниматься, не мешать своими делами другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность зачастую утрачивает целенаправленность и зависит от случайностей.

Надо добиваться, чтобы ребенок не оставлял дело не законченным. Однако приходится иметь в виду, что дошкольник в силу своих психических и физиологических особенностей (подвижности, импульсивности, высокой отвлекаемости) не всегда может довести начатую работу до конца. И здесь важно своевременно приободрить ребенка, похвалить за старание, подсказать, как быстрее закончить, а иногда и помочь, но непременно добиться завершения начатого.

Когда работа, занятие или игра закончены, от детей требуется умение убрать за собой все, с чем они занимались. Малышам приходится постоянно напоминать и показывать, как и где сложить игрушки.

Старшие дошкольники все убирают после себя без напоминания, это должно стать прочной привычкой. Такая привычка формируется быстро, если ребенок постоянно видит, что взрослые всегда убирают все на место.

Руководя любым видом детской деятельности, взрослые могут формировать у ребенка с проблемами в развитии правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Литература:

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых).- М.: Просвещение, 2000.

  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.: Владос, 1998.

  3. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями.- М.: «Педагогика – Пресса», 1996.

  4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М.: АРКТИ, 2002.

  5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. -М.: «Просвещение», 1986.