Главная страница

Образовательный стандарт основного общего образования: содержание и механизмы реализации



Скачать 145.69 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт основного общего образования: содержание и механизмы реализации
Дата27.02.2016
Размер145.69 Kb.
ТипОбразовательный стандарт

Выпускная квалификационная работа

по курсу обучения

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: содержание и механизмы реализации»

Разработка рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.

(На примере предметной оьласти «МАТЕМАТИКА»)

Автор: учитель математики

ТОГАОУ « Мичуринский лицей»

Кузнецова Оксана Евгеньевна.

Мичуринск 2012

Содержание:

  1. Введение. 3

    • Актуальность выбранной темы.

    • Цель работы и ее практическая значимость.

    • Источники информации

  2. Основная часть 6

  • Объект, предмет, методы исследования.

  • Работа с информацией.

  1. Заключение. 10

  • Выводы.

  • Цели создания рабочих программ.

  • Место рабочих программ в нормативной документации ОУ.

  • Примерная структура рабочей программы.

  • Компетенции и ответственность учителя.

4.Приложение (рабочая программа по математике 5 класс)


Введение.

Актуальность выбранной темы.

Методологические и содержательные основы, сформулированные во ФГОС определяют требования к современному учителю, который должен демонстрировать универсальные и предметные способы действий; инициировать пробные действия учащихся в группах и парах, в мобильных группах; консультировать, корректировать их действия; искать способы включения в работу каждого ученика; владеть технологией проектирования учебного процесса (проектирование «учебных ситуаций», планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса (разработка основной образовательной программы образовательного учреждения и рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и др.
При этом к основным затруднениям учителей на этапе введения ФГОС можно отнести следующие позиции:
– отсутствие опыта разработки основной образовательной программы ОУ, а также модификации под ФГОС рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (п.7). Можно сказать, что рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) является базовым учебно-методическим документом учителя.
Цель работы: обучение составлению рабочих программ по предметам, преподаваемым мною, в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.

Практическая значимость работы : приобретение опыта разработки рабочих программ по предмету и отдельным курсам в соответствии с требованиями ФГОС, возможность обмена опытом по данной теме с коллегами.

Источники информации:

1.Интернет-школа «Просвещение.ru» https://internet-school.ru

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.— (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

3.Российский общеобразовательный портал: https://school.edu.ru

4.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт» https://standart.edu.ru.

5.Сайт издательства «Просвещение»: https://prosv.ru

6.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации https://edu.ru.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

8.Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования : письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. № 03-255.

9.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011. – 454 с. – (Стандарты второго поколения).
10.https://invest.city.tambov.gov.ru - комитет образования администрации г.Тамбова.

Нормативно-правовые акты федерального уровня:

11.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

Нормативно-правовые акты регионального уровня:

12.Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 17.02.2012 №493 "О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории области";

13.Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 06.02.2012 №360 "Об открытии областных опытно-экспериментальных площадок".

Основная часть.

Предмет исследования: методическое оснащение образовательного процесса.

Объект исследования: структура, особенности рабочей программы по отдельно изучаемой дисциплине в соответствии с требованиями
ФГОС ООО.


Методы исследования: анализ нормативно –правовой документации федерального, регионального, муниципального уровня по тематике внедрения ФГОС ООО, работа с методическими материалами по теме.

В процессе изучения информации по теме, мне пришлось отыскать ответы на вопросы.

Вопрос 1. Каков статус и формат примерной основной образовательной программы? Является ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом?

На федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе ФГОС разрабатывается и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России примерная основная образовательная программа основного общего образования, содержащая в своей структуре наряду с другими компонентами базисный учебный план (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Формат примерной основной образовательной программы общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому базисный учебный план как раздел примерной основной образовательной программы носит рекомендательный характер.

Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Вопрос 2. Как взаимосвязаны такие документы как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования, основная образовательная программа, образовательная программа школы и к чьей компетенции относится их разработка?

Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов закреплены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142. Стандарт утверждается и вводится в действие Министерством образования и науки Российской Федерации (п. п. «в» п. 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов).

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (п. 5.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.
Вопрос 3. Входят ли в структуру основной образовательной программы рабочие программы по отдельным учебным предметам? И если да, то к чьей компетенции относится разработка рабочих программ по предметам?

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

На основании требований ФГОС (программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8)описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы.

Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в компетенции школы находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы. Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательного учреждения.

Заключение.

В результате изучения, анализа, обобщения материала были сделаны выводы:

1.рабочая программа разрабатывается в целях:

• повышения качества образования;

• повышения профессионального мастерства педагогов;

• обеспечения достижения обучающимися результатов освоения обязательного минимума содержания общего образования;

• обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;

• обеспечения качественной подготовки выпускников школы.

2. Рабочие программы учебных курсов и дисциплин (далее - рабочие программы) являются составной частью учебного плана школы, реализующей программы основного общего образования, и отражают методику реализации программ учебных курсов, предметов, дисциплин с учетом:

требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

обязательного минимума содержания учебных программ;

максимального объема учебного материала для обучающихся;

требований к уровню подготовки выпускников;

объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели);

когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся;

целей и задач образовательной программы учреждения;

выбора педагогом необходимого комплекта учебно- методического обеспечения, выбора педагогом учебно-лабораторного, наглядного оборудования, электронных образовательных ресурсов.
Методсовет школы разрабатывает положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов по ФГОС. В них указываются:

I. Цели и задачи разработки рабочей программы,

II. Структура рабочей программы,

III.Порядок разработки и утверждения

рабочей программы,

IV. Компетенция и ответственность учителя.


II.Примерная структура рабочей программы

Содержит 9 разделов.

1.Титульный лист должен содержать:

• Наименование образовательного учреждения

• Название курса для изучения, которого написана программа .

• Указание параллели, на которой изучается курс

• Ф.И.О. учителя

• Грифы согласования (с указанием № и даты протокола Методического

объединения, заместителя директора по учебно-воспитательной работе) и утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя

образовательного учреждения)

• Год составления программы.

2.Пояснительная записка.

Представляет собой ссылку на нормативную базу, количество часов. Пояснительная записка включает в себя сведения:

• об учебной программе (примерная или авторская) с указанием наименования, автора и года издания, на основе которой, разработана рабочая программа;

• о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований;

• об используемом учебно-методическом комплекте, дополнительной литературе;

• форме промежуточной и итоговой аттестации обучающихся о внесенных

изменениях в примерную или авторскую учебную программу и их обоснование;

• о целях и задачах, решаемых при реализации рабочей программы;

• о планируемом уровне подготовки выпускников в соответствии с установленными требованиями;
3. Общая характеристика учебного предмета.

4. Описание места учебного предмета в учебном плане.

5. Личностные, предметные, метапредметные планируемые результаты. (требования к уровню подготовки обучающегося).

Рабочая программа отражает планируемые результаты обучения.

Личностные планируемые результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставитьцели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; (Кто я? Зачем я учусь? А хотел бы я узнать?).

Метапредметные: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

6. Содержание учебного курса. + содержание фундаментального ядра содержания образования.

7. Тематическое планирование. Характеристика основных видов деятельности по каждому разделу + универсальные учебные действия.

Рабочая программа отражает ключевые компетенции, предметные результаты,показатели и критерии оценивания.
8. Описание учебно-методического, материально-технического обеспечения.

Рабочая программа отражает, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение, планируемые межпредметные результаты.
9. Календарно-тематическое планирование .

В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и

отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение, универсальные учебные действия, тип урока, перечень контрольных, практических, исследовательских и проектных работ и экскурсий с указанием периода проведения. План может быть представлен в виде таблицы.

Основные разделы календарно-тематического планирования.


III. Порядок разработки и утверждения рабочей программы.

Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать стандартам, а при их отсутствии - должны быть общепринятыми в научной литературе.

Следует избегать длинных, запутанных предложений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы, применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных аналогов в русском языке.

1. Рабочая программа разрабатывается каждым учителем самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю); по практикумам, исследовательской, проектной деятельности обучающихся, в соответствии с образовательной программой учреждения.

2. Количество учебных часов по предмету в Рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, логику изменения включения в учебный процесс, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке.

3. Учитель представляет Рабочую программу на заседание методического объединения учителей (кафедры) школы для экспертизы соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения (кафедры) учителей школы указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям.

VI. Компетенция и ответственность учителя.

К компетенции учителя относятся:

разработка Рабочих программ;

• использование и совершенствование методик учебной деятельности и

образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательныхтехнологий с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя;

• организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами

общеобразовательного учреждения;

• осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования уставом школы;

Учитель несет ответственность за:

• невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

• реализацию обучающимися не в полном объеме практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом ОУ текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);

• качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся по учебному курсу, предмету;

• нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих

программ.