|
Протокол № от 20 г. Рекомендовано Методическим советом мбоу гимназии №3 Протокол № от Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено
Руководитель МО учителей математики, физики, информатики
_____________ Наумова Т.И. Протокол № ___ от
«____»____________20 г.
| Рекомендовано
Методическим советом МБОУ гимназии №3 Протокол № ___ от
«____»____________20 г.
| Утверждаю
Директор МБОУ гимназии №3 _____________ Ананских А.М. Приказ № ___ от
«___»________________20 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
для 6 класса
Котова Н.Е.
Учитель математики
г. Грязи
Пояснительная записка Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по математике в 6 классе Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Нормативные правовые документы и сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии №3 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)
Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)
Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)
Предлагаемая программа способствует повышению математической культуры мышления учащихся. Уровень сложности программы легко регулируется подбором соответствующих упражнений из учебника и дидактических материалов.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
В рабочей программе представлены содержание образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося. Сведения о программе
в связи с увеличением количества учебных недель (с 34 до 35) количество часов изменено в 6 классе с 204 до 210. Добавленные 6 часов использованы на повторение материала 5 класса и 6 класса.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 455 ч из расчета 7 ч в неделю в 5 классе и 6 ч в неделю в 6 классе.
Рабочая программа рассчитана на 210 учебных часов: 6 класс – 6 часов в неделю.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные. Технологии обучения:
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Развивающее обучение
Проектные методы обучения
Здоровьесберегающие технологии Виды и формы контроля:
самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты, проекты. Информация об используемом учебнике: Математика. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 13-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2013. – 264 с.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Арифметика
Натуральные числа.
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Дроби.
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Рациональные числа.
Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Текстовые задачи.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки.
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты.
Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
Округление чисел.
Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.
Алгебра
Алгебраические выражения.
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Преобразования выражений.
Уравнения и неравенства.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение.
Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Числовые неравенства.
Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Cложные проценты.
Координаты.
Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой. Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Геометрия
Начальные понятия и теоремы геометрии.
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Многоугольники. Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры разверток.
Треугольник.
Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники;
Сумма углов треугольника
Четырехугольник.
Параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция, равнобедренная трапеция.
Окружность и круг.
Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда.
Измерение геометрических величин.
Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника Площадь круга.
Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Комбинаторика.
Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Статистические данные.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Понятие и примеры случайных событий.
Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности. Повторение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Разделы, блоки
| Кол-во часов
| Контрольная работа
|
| 6 класс
| 210
| 9
| 1
| Повторение материала 5 класса
| 5
|
| 2
| Положительные и отрицательные числа
| 70
| №№ 1, 2, 3
| 3
| Преобразование буквенных выражений
| 46
| №№ 4, 5
| 4
| Делимость натуральных чисел
| 34
| №№ 6, 7
| 5
| Математика вокруг нас
| 50
| № 8
| 6
| Повторение
| 5
| № 9 (итоговая)
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика Уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
Уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
решать линейные уравнения;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Геометрия
Уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Оценочные материалы Примерные тексты контрольных работ: - Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Зубаревой,А.Г.Мордковича. I полугодие / авт.-сост. Л.А.Тапилина. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2013, - 239 с.
- Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Зубаревой,А.Г.Мордковича. II полугодие / авт.-сост. Л.А.Тапилина. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2013, - 239 с.
- Тесты по математике 6 класс: к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика.6 класс»/ В.Н. Рудницкая.-М.:Издательство «Экзамен»,2013.-112с Тема проекта:
- «Осевая симметрия в природе» Литература и средства обучения:
Учебники:
Математика. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 13-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2013. – 264 с.
Учебно-тренировочные материалы:
Математика: 6 класс. Самостоятельные работы/ И.И.Зубарева. – М.: Мнемозина. 2012.
Тесты по математике 6 класс: к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика.6 класс»/ В.Н. Рудницкая.-М.:Издательство «Экзамен»,2013.-112с
Методические материалы:
Дидактические материалы по математике для 6 класса/А.А.Чесноков. – М.: Мнемозина, 2012.
Математика 6 классы: методическое пособие для учителей/ И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.
Приложение
Календарно-тематическое планирование материала по математике
на 2014-2015 учебный год
в 6 классе (6 часов в неделю, всего 210 часов)
№ урока
| Название темы (раздела)
| Кол-во часов
| Дата
| Примечание
| План.
| Факт.
| I ТРИМЕСТР
| 1-5
| Повторение курса математики
за 5 класс
| 5
|
|
|
|
| Тема 1. Положительные и отрицательные числа. Координаты
(70 часа)
|
|
|
|
| 6-9
| Поворот и центральная симметрия
| 4
|
|
|
| 10-13
| Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая
| 4
|
|
|
| 14-17
| Противоположные числа. Модуль числа
| 4
|
|
|
| 18-22
| Сравнение чисел
| 5
|
|
|
| 23-26
| Параллельность прямых
| 4
|
|
|
| 27
| Контрольная работа №1 по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координаты»
| 1
|
|
|
| 28-31
| Числовые выражения, содержащие знаки «+» и «-»
| 4
|
|
|
| 32-36
| Алгебраическая сумма и её свойства
| 5
|
|
|
| 37-40
| Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел
| 4
|
|
|
| 41-44
| Расстояние между точками координатной прямой
| 4
|
|
|
| 45-47
| Осевая симметрия. Проект на тему: «Осевая симметрия в природе»
| 3
|
|
|
| 48-51
| Числовые промежутки
| 4
|
|
|
| 52
| Контрольная работа №2 по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координаты»
| 1
|
|
|
| 53-56
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| 4
|
|
|
| 57-59
| Координаты
| 3
|
|
|
| 60-65
| Координатная плоскость
| 6
|
|
|
| II ТРИМЕСТР
| 66-70
| Умножение и деление обыкновенных дробей
| 5
|
|
|
| 71-74
| Правило умножения для комбинаторных задач
| 4
|
|
|
| 75
| Контрольная работа №3 по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координаты»
| 1
|
|
|
|
| Тема 2. Преобразование буквенных выражений (46 часов)
|
|
|
|
| 76-80
| Раскрытие скобок
| 5
|
|
|
| 81-86
| Упрощение выражений
| 6
|
|
|
| 87-92
| Решение уравнений
| 6
|
|
|
| 93-96
| Решение задач на составление уравнений
| 4
|
|
|
| 97-99
| Резерв
| 3
|
|
|
| 100-106
| Решение уравнений. Решение задач на составление уравнений
| 7
|
|
|
| 107
| Контрольная работа №4 по теме: «Преобразование буквенных выражений»
| 1
|
|
|
| 108-112
| Нахождение части от целого и целого по его части
| 5
|
|
|
| 113-115
| Окружность. Длина окружности
| 3
|
|
|
| 116-118
| Круг. Площадь круга
| 3
|
|
|
| 119-120
| Шар. Сфера
| 2
|
|
|
| 121
| Контрольная работа №5 по теме: «Преобразование буквенных выражений»
| 1
|
|
|
|
| Тема 3.Делимость натуральных чисел (34 часа)
|
|
|
|
| 122-124
| Делители и кратные
| 3
|
|
|
| 125-128
| Делимость произведения
| 4
|
|
|
| 129-132
| Делимость суммы и разности чисел
| 4
|
|
|
| III ТРИМЕСТР
| 133-136
| Признаки делимости на 2,5,10,4 и 25
| 4
|
|
|
| 137-140
| Признаки делимости на 3 и 9
| 4
|
|
|
| 141
| Контрольная работа №6 по теме: «Делимость натуральных чисел»
| 1
|
|
|
| 142-145
| Простые числа. Разложение числа на простые множители
| 4
|
|
|
| 146-149
| Наибольший общий делитель
| 4
|
|
|
| 150-154
| Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное
| 5
|
|
|
| 155
| Контрольная работа №7 по теме: «Делимость натуральных чисел»
| 1
|
|
|
|
| Тема 4. Математика вокруг нас (50 часа)
|
|
|
|
| 156-160
| Отношение двух чисел
| 5
|
|
|
| 161-164
| Диаграммы
| 4
|
|
|
| 165-169
| Пропорциональность величин
| 5
|
|
|
| 170-176
| Решение задач с помощью пропорций
| 7
|
|
|
| 177
| Контрольная работа №8 по теме: «Математика вокруг нас»
| 1
|
|
|
| 178-185
| Разные задачи
| 8
|
|
|
| 186-189
| Первое знакомство с понятием вероятности
| 4
|
|
|
| 190-194
| Первое знакомство с подсчетом вероятности
| 5
|
|
|
| 195-204
| Повторение
| 10
|
|
|
| 205
| Итоговая контрольная работа №9
| 1
|
|
|
| 206-210
| Повторение курса 6 класса
| 5
|
|
|
| |
|
|