Главная страница


Протокол № от 20 г. Рекомендовано Методическим советом мбоу гимназии №3 Протокол № от



Скачать 254.84 Kb.
НазваниеПротокол № от 20 г. Рекомендовано Методическим советом мбоу гимназии №3 Протокол № от
Дата27.02.2016
Размер254.84 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района

Липецкой области


Рассмотрено

Руководитель МО учителей математики, физики, информатики

_____________ Наумова Т.И.
Протокол № ___ от

«____»____________20 г.


Рекомендовано

Методическим советом МБОУ гимназии №3
Протокол № ___ от

«____»____________20 г.


Утверждаю

Директор МБОУ гимназии №3
_____________ Ананских А.М.
Приказ № ___ от

«___»________________20 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Математика»

для 6 класса

Котова Н.Е.

Учитель математики

г. Грязи

Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по математике в 6 классе
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;

  • систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Нормативные правовые документы и сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  3. Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”

  5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии №3 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)

  6. Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)

  7. Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)

Предлагаемая программа способствует повышению математической культуры мышления учащихся. Уровень сложности программы легко регулируется подбором соответствующих упражнений из учебника и дидактических материалов.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

В рабочей программе представлены содержание образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося.
Сведения о программе

в связи с увеличением количества учебных недель (с 34 до 35) количество часов изменено в 6 классе с 204 до 210. Добавленные 6 часов использованы на повторение материала 5 класса и 6 класса.

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 455 ч из расчета 7 ч в неделю в 5 классе и 6 ч в неделю в 6 классе.

Рабочая программа рассчитана на 210 учебных часов: 6 класс – 6 часов в неделю.

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Технологии обучения:

Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

Развивающее обучение

Проектные методы обучения

Здоровьесберегающие технологии
Виды и формы контроля:

самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты, проекты.
Информация об используемом учебнике:
Математика. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 13-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2013. – 264 с.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Арифметика

Натуральные числа.

Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.

Дроби.

Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Рациональные числа.

Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Текстовые задачи.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Измерения, приближения, оценки.

Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты.

Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.

Округление чисел.

Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.

Алгебра

Алгебраические выражения.

Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Преобразования выражений.

Уравнения и неравенства.

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение.

Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Числовые неравенства.

Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Cложные проценты.

Координаты.

Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой. Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости.
Геометрия

Начальные понятия и теоремы геометрии.

Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Многоугольники. Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры разверток.

Треугольник.

Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники;

Сумма углов треугольника

Четырехугольник.

Параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция, равнобедренная трапеция.

Окружность и круг.

Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда.

Измерение геометрических величин.

Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника Площадь круга.

Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Комбинаторика.

Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

Статистические данные.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.

Понятие и примеры случайных событий.

Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Повторение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Разделы, блоки

Кол-во часов

Контрольная работа




6 класс

210

9

1

Повторение материала 5 класса

5




2

Положительные и отрицательные числа

70

№№ 1, 2, 3

3

Преобразование буквенных выражений

46

№№ 4, 5

4

Делимость натуральных чисел

34

№№ 6, 7

5

Математика вокруг нас

50

№ 8

6

Повторение

5

№ 9 (итоговая)



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика

Уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.



Алгебра

Уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • решать линейные уравнения;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


Геометрия

Уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;

  • распознавания логически некорректных рассуждений;

  • записи математических утверждений, доказательств;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

  • понимания статистических утверждений.


Оценочные материалы
Примерные тексты контрольных работ:
- Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Зубаревой,А.Г.Мордковича. I полугодие / авт.-сост. Л.А.Тапилина. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2013, - 239 с.

- Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Зубаревой,А.Г.Мордковича. II полугодие / авт.-сост. Л.А.Тапилина. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2013, - 239 с.

- Тесты по математике 6 класс: к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика.6 класс»/ В.Н. Рудницкая.-М.:Издательство «Экзамен»,2013.-112с
Тема проекта:

- «Осевая симметрия в природе»
Литература и средства обучения:

Учебники:

  1. Математика. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 13-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2013. – 264 с.


Учебно-тренировочные материалы:

  1. Математика: 6 класс. Самостоятельные работы/ И.И.Зубарева. – М.: Мнемозина. 2012.

  2. Тесты по математике 6 класс: к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика.6 класс»/ В.Н. Рудницкая.-М.:Издательство «Экзамен»,2013.-112с


Методические материалы:

  1. Дидактические материалы по математике для 6 класса/А.А.Чесноков. – М.: Мнемозина, 2012.

  2. Математика 6 классы: методическое пособие для учителей/ И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.

Приложение

Календарно-тематическое планирование материала по математике

на 2014-2015 учебный год

в 6 классе (6 часов в неделю, всего 210 часов)


урока

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

I ТРИМЕСТР

1-5

Повторение курса математики

за 5 класс

5










Тема 1. Положительные и отрицательные числа. Координаты

(70 часа)













6-9

Поворот и центральная симметрия

4










10-13

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая

4










14-17

Противоположные числа. Модуль числа

4










18-22

Сравнение чисел

5










23-26

Параллельность прямых

4










27

Контрольная работа №1 по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координаты»

1










28-31

Числовые выражения, содержащие знаки «+» и «-»

4










32-36

Алгебраическая сумма и её свойства

5










37-40

Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

4










41-44

Расстояние между точками координатной прямой

4










45-47

Осевая симметрия. Проект на тему: «Осевая симметрия в природе»

3










48-51

Числовые промежутки

4










52

Контрольная работа №2 по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координаты»

1









53-56

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

4










57-59

Координаты

3










60-65

Координатная плоскость

6










II ТРИМЕСТР

66-70

Умножение и деление обыкновенных дробей

5










71-74

Правило умножения для комбинаторных задач

4










75

Контрольная работа №3 по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координаты»

1













Тема 2. Преобразование буквенных выражений (46 часов)













76-80

Раскрытие скобок

5










81-86

Упрощение выражений

6










87-92

Решение уравнений

6










93-96

Решение задач на составление уравнений

4










97-99

Резерв

3










100-106

Решение уравнений. Решение задач на составление уравнений

7










107

Контрольная работа №4 по теме: «Преобразование буквенных выражений»

1










108-112

Нахождение части от целого и целого по его части

5










113-115

Окружность. Длина окружности

3










116-118

Круг. Площадь круга

3










119-120

Шар. Сфера

2










121

Контрольная работа №5 по теме: «Преобразование буквенных выражений»

1













Тема 3.Делимость натуральных чисел (34 часа)













122-124

Делители и кратные

3










125-128

Делимость произведения

4










129-132

Делимость суммы и разности чисел

4










III ТРИМЕСТР

133-136

Признаки делимости на 2,5,10,4 и 25

4










137-140

Признаки делимости на 3 и 9

4










141

Контрольная работа №6 по теме: «Делимость натуральных чисел»

1










142-145

Простые числа. Разложение числа на простые множители


4










146-149

Наибольший общий делитель

4










150-154

Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное

5










155

Контрольная работа №7 по теме: «Делимость натуральных чисел»

1













Тема 4. Математика вокруг нас (50 часа)













156-160

Отношение двух чисел

5










161-164

Диаграммы

4










165-169

Пропорциональность величин

5










170-176

Решение задач с помощью пропорций

7










177

Контрольная работа №8 по теме: «Математика вокруг нас»

1










178-185

Разные задачи

8










186-189

Первое знакомство с понятием вероятности

4










190-194

Первое знакомство с подсчетом вероятности

5










195-204

Повторение

10










205

Итоговая контрольная работа №9

1










206-210

Повторение курса 6 класса

5