|
О работе с одаренными и талантливыми детьми О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ
М.В.Судомойкина
(Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Иркутска) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Иркутска является образовательным учреждением, ориентированным на разностороннее развитие личности учащегося.
Одна из важнейших задач наших педагогов — воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе — основе интереса к тому или иному направлению.
Работа с одаренными и талантливыми детьми начинается с начальной школы, которая построена по трем основным направлениям:
- развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету, участие детей в олимпиадах, конкурсах;
- обеспечение базового дополнительного образования: работа кружков по предметам.
- работа над социальными проектами.
Кружковая работа по предметам в начальное школе организована по следующим направлениям:
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. (Методика комплексного развития младших школьников на уроках русского языка. Составитель Бакулина Г.А.);
Занимательная математика (Программа факультатива «Школа математической логики». Составитель Казарина В.В.) .
Темы социальных проектов выбраны исходя из Программы развития «Достижение. Творчество. Успех» и Программы воспитания школы «Воспитай в себе гражданина». Для проекта берется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу. В этом году учащиеся работают над такими темами: «Моя мама русская красавица», «Чье имя носит улица, на которой я живу», «Английский – это весело», «Имена родного города», «Сказки Сибири» и другие. Детям работа над социальными проектами позволяет проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребности в общении, уважении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений.
В школе осуществляется психолого – педагогическое сопровождение и поддержка детей, системное диагностирование психологом и выявление одаренных в различных областях детей. Работа психологов с одаренными детьми строится по следующим направлениям: психодиагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, профилактическое, научно-исследовательское.
В среднем и старшем звене продолжается работа по развитию и поиску одаренных детей.
Одной из форм такой работы, является Научное общество учащихся «КИТ» («Культура. Интеллект. Творчество»), созданное в октябре 2008 года, которое объединило учащихся 5-11-х классов.
Научное общество школьников «КИТ» создано с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания, развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.
Главная наша задача — не только выявлять одаренных детей, но и помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследованиях и получать практические навыки, а также научить проведению и написанию исследовательской работы.
Формы работы школьного научного общества учащихся самые разнообразные: теоретические, экспериментальные, работа с научной литературой, работа в архивах, экскурсии.
Одной из форм работы Научного общества учащихся «КИТ» - это интеллектуальные игры. Созданы команды учащихся 7, 8, 9-ых классов (членов НОУ), с которыми еженедельно проводятся занятия и игры клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?». Учащиеся школы приняли участие в X Открытом первенстве Сибири по интеллектуальным играм в г. Новосибирске 25- 27.02.2011. В Первенстве участвовали 32 школьных и 48 студенческих команд из городов Сибири, Урала и Дальнего Востока. Игроки соревновались в таких дисциплинах, как спортивные варианты игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», а так же в эрудит-квартете и интеллектуальном многоборье. Команда МОУ СОШ №14 заняла 10 место в Сибирском регионе, а двое игроков Син Андрей, Челпанов Дмитрий были определены как лучшие игроки первенства Сибири.
Ежегодно в школе уже в течение 6 лет проходит школьная научно – практическая конференция «Ломоносовские чтения», в которой свои исследовательские и интеллектуальные возможности может показать любой ученик (ежегодно 75 – 85 участников).
В учебный план школы включены различные спецкурсы, факультативы, элективные курсы, которые позволяют учащимся прочно освоить знания по предметам, развить творческие способности и склонности учащихся к дальнейшему выбору профиля, углубить и систематизировать знания по предметам.
Систематическая работа в данном направлении позволила добиваться нашей школе значительны х результатов:
Динамика количества победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников
Олимпиада
| 2008 — 2009
| 2009 – 2010
| 2010 — 2011
| Призеры и победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
| 10 (9 -11 класс)
| 33 (7 – 11 класс),
из них -
25 (9 – 11 класс)
| 39 (7 -11 класс)
24 (9-11 класс)
| Призеры и победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
| 5
| 6
| 9
| Призеры и победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
| 1
(Савченко Семен, 11А – призер, олимпиада по ОБЖ)
| 1
(Колмакова Дарья, 10В – лауреат, олимпиада по ОБЖ)
| 1
(Ушаков Алексей, 11А – призер олимпиада по ОБЖ)
| Ежегодно старшеклассники принимают участие в ВУЗовских олимпиадах ИГСХА, ИГПУ, УГЛУ, БГУЭП, ИРГТУ, занимая призовые места.
Учащиеся МОУ СОШ №14 активно принимают участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня, количество участников таких олимпиад не ограничено, и каждый может попробовать свои силы.
В летний период (июнь) в школе продолжается работа с одаренными и талантливыми детьми. Ежегодно в нашей школе в дни летних каникул проводит свою работу Летняя Школа Развития «Умники и умницы», цель которой - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся; выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию проектной деятельностью.
Уроки проходят в форме творческих мастерских, которые рассчитаны на три занятия по полтора часа.
Работают мастерские:
литературная мастерская;
математическая мастерская;
мастерская прикладного искусства;
мастерская моделирования и дизайна;
мастерская общения (психология);
мастерская иностранных языков;
мастерская информатики;
музыкальная мастерская.
Таким образом, различные виды и формы образовательного процесса позволяют учащимся развивать познавательный интерес в атмосфере творческого поиска, демонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществлять презентацию наиболее значимых личностных достижений. |
|
|