Главная страница

Сказки для адаптации детей к школе



НазваниеСказки для адаптации детей к школе
Дата15.07.2016
Размер99.4 Kb.
ТипДокументы

Сказки для адаптации детей к школе

В этот блок включены пять сказок: «Создание Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила».
1. Создание Лесной школы
Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, его какой-то школьник принес для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда слышал школьные звонки, чувствовал теплые руки детей, получал от них вкусные угощенья... Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился писать, считать, изучал разные предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Ну бегает Ежик, радуется жизни. А ежик мечтал... И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить всех своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе. Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу для зайчат, лисят, волчат, мышат и других зверей. Еж-учитель готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники-книжки с картинками, которые помогут зверятам научиться писать и считать. Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик. – Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? – спросил у Сороки сторож Крот. – Ведь в школе не играют, а учатся! Сорока важно ответила: – Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки. – А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! – удивлялся Крот. – Эх ты, ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок, значит, пора на урок. А если во время урока звенит звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! – затрещала Сорока. – Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок? – Да, только не побегут, а подойдут к столикам, в ожидании учителя, – ответила Сорока. – Это верно! – подхватил Еж. – Именно так делают настоящие школьники. – Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? – заволновался Крот. – Придут в школу и узнают! – вновь затрещала Сорока. – Да, – подтвердил Еж, – узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое. Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и зашелестели желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают. – Пора, пора! – объявляет всему лесу клен. – В школу, в школу! – шепчет березка.
2. Букет для учителя
В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками. А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», – ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки. Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!» Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники собирали в лесу букет для своего учителя. Собирали и разговаривали. – Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь? – волновался за подружку Лисенок. – Не знаю, – ответила Белочка, – я действительно не могу усидеть на месте. – Ничего, – успокоил ее Зайчонок, – там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь. – Перемены? – удивился Волчонок. – А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое. – Это правильно! – поддержал друга Медвежонок. – Для этого мы в школу-то и идем. – Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, – объяснял Зайчонок, – поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть. – Поживем – увидим, – проворчал Медвежонок, – а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы учителю Ежу понравились. – А какой он – учитель? – поинтересовалась Белочка. – Добрый он или злой? – Не знаю... – размышлял Волчонок. – Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы многое знал и умел. – А я хочу, чтобы добрым был, – продолжала Белочка, – чтобы все разрешал. – Представь себе, что тогда за уроки будут! – удивился Лисенок. – Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть! Все ребята-зверята дружно засмеялись. – Мне хотелось бы, чтобы учитель был добрый, но строгий и справедливый, чтобы смог понять и простить, помочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, – закончила свои рассуждения Белочка. – Да, это было бы хорошо... – подтвердил Медвежонок. – А мне кажется, что каждый из нас мечтает о своем учителе, – тихо произнес Зайчонок. – Ты что-то загрустил, Зайчонок. Боишься? – удивился Волчонок. – Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный! – А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! – воскликнула Белочка. – Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! – обрадовался Лисенок. – Наверное, нашему учителю будет очень приятно! – подумали завтрашние первоклассники.
3. Смешные страхи
Наступило первое сентября. Каждому ученику эта дата понятна и ясна – идем дружно в школу! А для первоклассников – это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом. Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе. Около школы их встречал учитель Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. "Спасибо! – произнес учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками. Сорока шумно приветствовала учеников звонком, эхо от которого разлетелось по всему лесу. – Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! – торжественно произнес Еж. Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место. – На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, – спокойно произнес Еж. – Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься. Каждый из учеников рассказал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что одни дрожащие ушки выглядывали. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся. – А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? – прозвучало над заячьим ушком. – Я? Не-не-не знаю! – дрожащим голосом прошептал Зайчонок. – Кто тебя так напугал? – забеспокоился учитель. – Бра-братишка... – ответил Зайчонок. – он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать палками и хворостинками. Все первоклассники рассмеялись. – А что еще рассказывал твой братишка про школу? – продолжал спрашивать Еж. – Он говорил... – уже смелее произнес Зайчик, – что у вас очень острые иголки и что непослушных учеников вы больно ими колете. Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись. – Да, твой братишка – фантазер! – с улыбкой ответил учитель. – Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки. – Наверное... – уже спокойно отвечал Зайчонок, – еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать. – А ты любишь бегать и прыгать? – уточнил учитель. – Очень! – радостно отвечал Зайчонок. – Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать игры для отдыха. После этих слов учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор, отдохнуть. Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.
4. Игры в школе
На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями. – Да, попрыгать-то здесь особенно негде! – произнесла Белочка. – Почему? – возразил Волчонок. – А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся. Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. Возбужденный и всклокоченный Волчонок не сразу заметил учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе. – Да, повеселились... – спокойно произнес Еж. – А звонок на урок уже прозвенел! – Я не слышал! – сказал запыхавшийся Волчонок. – И я не слышала... – прошептала Белочка. – Белочка и Волчонок поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, – попросил учитель. Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики. Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клеточку. В тетрадке надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание. А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть. – Что у тебя получилось, Белочка? – обратился к ученице Еж. – А я ничего не смогла сделать, – произнесла Белочка, спрятав орешки в парту. – Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснял задание! Ты не слышала? – Нет! – призналась Белочка. – Не слышала... – А что же ты делала? – поинтересовался Еж. – Я играла с орешками, – честно призналась Белочка. – Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, – обратился Еж ко всему классу. – Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем. Когда играть, где, как и в какие игры? – продолжал учитель. – Можно прыгать и бегать! – радостно предложил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой. – Можно, – согласился Еж, – но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята? – Испачкаются, сломаются столы или стульчики! – ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту. – Больно ушибутся или ударят кого-то нечаянно! – забеспокоился Зайчонок. – Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! – помогал ребятам Еж. – Это точно, – согласились Волчонок и Белочка. – Но во что же нам играть во время отдыха на перемене? Все задумались. И Еж думал вместе с ребятами. – Можно ли играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? – спросил Медвежонок. – Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, – объяснял учитель. – А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать по очереди соревнования? – предложил Заяц. – И еще повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! – размечтался Лисенок. – Молодцы, ребята! Здорово придумали! – похвалил учитель, – Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: «Ручеек», «Тише едешь – дальше будешь», «Путанка» и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке? – На уроке не играют, а учатся! – важно произнес Медвежонок. – А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое? – Правильно, Медвежонок! – согласился Еж, – Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить. А игрушки на уроке отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка? – Да, – тихо произнесла она. – Я больше не буду, извините меня, пожалуйста. – Конечно, мы тебя прощаем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе. Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали организовывать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм. Так прошел первый день в Лесной школе.
5. Школьные правила
На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю. – Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! – сказал Еж. – Сегодня мы поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет? – Мне мама говорила, – произнесла Белочка, – что существуют правила в питании. Например, когда мы едим, то нельзя разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик. – А мне папа говорил, – продолжал разговор Волчонок, – что во всем мире живет много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах. – «Правило» – значит делать правильно! – подвел итог Медвежонок. – Молодцы! – похвалил всех учитель, – А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить? – Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, – улыбаясь, произнес Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой. – И неприятностей будет много, – согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности. – Неприятности никто не любит, – подтвердил учитель. – Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить. – Как у вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц. – А мы сейчас вместе будем сочинять стихи о школьных правилах. Согласны, ребята? – Конечно, согласны! – хором ответили ученики. – Я буду называть правило, а вы будете для него стихотворение придумывать. Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу. – Готово! – обрадовался Лисенок. В школе «Здравствуй» говорят И с улыбкой дарят взгляд! – Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты. – Можно я попробую? – предложил Зайчонок. До звонка ты приходи И порядок наводи! По звонку все дружно в ряд, Ждут учителя, стоят! – Молодец, Зайчонок! Третье правило: чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке, ученики слушают внимательно требования учителя и выполняют их. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку. – Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, – проворчал Медвежонок. Друга зря не беспокой. Береги его покой. На уроке тишина. Руку поднимай тогда, Когда хочешь отвечать Или важное сказать. – Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать. – Это легко! – воскликнул Волчонок, На уроке ждут ответ. Кто-то знает, кто-то нет. Отвечает только тот, Кого учитель назовет. – Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем? Правило пятое, оно уже вам знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе. – Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка. Вот звонок на перемену, Приготовься отдыхать: Можешь с другом прогуляться, Можешь тихо поиграть, Подготовь к уроку все, Чтоб училось нам легко! – Да, замечательно! Я думаю, что вам будет легко и интересно учиться, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, – порадовался за своих учеников Еж. – Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом, для того чтобы вы лучше усваивали учебный материал. Домашнее задание нужно выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!
После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит у каждого ученика по-разному, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, каким они хотели бы видеть своего учителя. Ответы детей помогут вам увидеть, удовлетворены ли они школьным обучением, есть ли у них сильные эмоциональные переживания, школьная тревожность.

САЙТ: https://trepsy.net/parable/stat.php?stat=5465